О главных просчетах ЦРУ США при оценке ситуации в Сирии и их последствиях

Россия применяет в Сирии тактику выжженной земли. С таким утверждением выступил директор Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США Джон Бреннан. Он обвинил руководство России в том, что оно на мировой арене «играет по собственным правилам», «не подписывается под теми же правилами», что и США, в том числе применительно к «вооруженным конфликтам». «США никогда бы не стали делать ни в каком из этих военных конфликтов то, что россияне делали в Сирии касательно отчасти использованной ими политики выжженной земли, которая привела к разрушениям и смертям тысяч и тысяч мирных жителей», — утверждал глава ЦРУ в выпущенном во вторник в эфир интервью телекомпании Пи-би-эс. По его словам, американской разведке было понятно еще до прибытия российского воинского контингента в Сирию, что Москва «не бросит своего давнего союзника», что она собирается приложить больше усилий к «защите этого союзника». США вели переговоры с Россией, стараясь убедить ее в том, что президент Сирии «Башар Асад является частью проблемы», а не «частью (ее) решения»,- сказал Бреннан. Однако, считает он, «к сожалению, россияне представили всю оппозицию в качестве террористов». «И поэтому они предприняли эти чрезвычайно смелые и, на мой взгляд, во многих отношениях опрометчивые военные действия, которые привели к гибели столь большого числа сирийцев» — заявил Дж.Бреннан. Данное заявление уже фактически бывшего директора ЦРУ США следует рассматривать как его «прощальный поклон». При этом рискнем констатировать, что ЦРУ США под руководством кадрового «востоковеда» Дж.Бреннана продемонстрировало практически полную неспособность адекватно реагировать на вызовы и угрозы, приходящие из региона Ближнего Востока. Американская разведка не смогла помочь своему правительству выработать четкий и адекватный алгоритм действий на главный вызов в виде «арабской весны», и практически полностью провалила формат борьбы с исламистской экспансией в Ираке и Сирии. Справедливости ради надо сказать, что разведка в любом государстве является органом подчиненным, и самостоятельную политику не вырабатывает. Главная вина за «страусиную политику» США, руководство которых предпочитало наблюдать и выжидать, нежели чем действовать, лежит на президенте Бараке Обаме. Но глава разведки всегда и во всех странах обязан предоставлять самую неприятную информацию в ее не отредактированном виде, а Дж.Бреннан грешил «подстраиванием» под официальный курс. При этом уходящий директор ЦРУ не смог сделать самого главного, ради чего его, собственно, на этот пост и назначали — серьезным образом усилить кадровый потенциал спецслужбы с целью усиления, прежде всего, агентурной разведки, а это «ахиллесова пята» вообще западного разведсообщества, и американского в первую очередь. И Дж.Бреннан переломить эту тенденцию не смог.

Теперь по сути его обвинений. Видимо директор ЦРУ не совсем понимает понятие термина «выжженная земля». И утверждения о «тысячах убитых сирийцев» в результате действий именно российских ВКС мы также оставим на его совести. Все нынешние действия Вашингтона и Дж.Бреннана в частности очевидно иллюстрируют нам одно качество уходящей администрации — она не может держать удар и проигрывать. Заявления директора ЦРУ как раз из числа таких обидчивых рефлексий. Все, в чем он обвиняет Москву, в принципе как раз и удалось избежать, благодаря четко выстроенной схеме действий. Россия в Сирии сумела обойти все те «грабли», на которые усердно наступали американцы в рамках своего участия во всех локальных конфликтах на Ближнем Востоке и Магрибе за последние 30 лет. Москва сумела выбрать самый оптимальный формат своего участия в военных действиях, который, во-первых, мог кардинальным образом переломить ситуацию на поле боя, а, во-вторых, практически полностью избежать повторения «афганского варианта». Ничего подобного США продемонстрировать не удалось, и в данном случае возникают вопросы именно к разведке, которая не смогла четко просчитать необходимый минимум силового участия американцев в том или ином конфликте с определением необходимого количества привлекаемых сил и средств. Если еще проще — американская разведка не в состоянии была четко оценить базу лояльного своим действиям населения в той или иной стране, из чего собственно и складывается критерий оценки предполагаемого формата участия.

Москва в Сирии ни в коем случае не использовала тактику «выжженной земли», предпочитая воздействие силовым прессингом на реперные точки суннитской фронды. Это, исходя из основной политики «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в отношении суннитского населения и приобретения симпатий и поддержки последнего, было оптимальной схемой действий. Напомним, что в основе политики ИГ и «Джебхат ан-нусры» (переименована в «Джебхат Фатх аш-Шам», запрещена в России) лежит принцип хозяйственно-социальной автономии местных суннитских племен с гарантией ее защиты со стороны этих организаций. Соответственно удары наносились по самой главной статье дохода племен — экспорту нефти. Одновременно был организовано силовое давление по основным логистический узлам антиасадовских сил в виде опорных пунктов, арсеналов и коммуникаций. Таким образом не только нивелировался силовой базис боевиков, но достигалась более важная и принципиальная задача — подрывалась база поддержки джихадистов со стороны местных племен, которые лишались и экономических механизмов своего существования, и гарантии своей безопасности. Этот момент позволил запустить процесс мирного урегулирования на сепаратном уровне: то есть с каждым конкретным племенем или группой сопротивления. И эта практика полностью себя оправдала. Ничего подобного и внятного американская разведка предложить своему руководству не смогла ни в одном из локальных конфликтов, куда влезали США. В Сирии Москва действовала в рамках перелома настроений в головах местной суннитской элиты, а не тотального уничтожения противника. Для последнего было бы достаточно одной бомбы, но, правда — атомной. И этот перелом в мозгах достигался выстраиванием такой картины, которая не оставляла иллюзий в отношении сохранения спокойной и сытной жизни под опекой джихадистов.

Утверждения о том, что ЦРУ США знало о планах России еще до ввода группы ВКС в Сирию, не соответствуют действительности. Этот момент американская разведка пропустила, как и не смогла просчитать возможные действия РФ на сирийском направлении. Более того, США не смогли создать в Сирии лояльную себе силу «на земле», хотя такие возможности в самом начале кризиса были. В результате единственным монополистом в сфере сопротивления режиму Б.Асада очень быстро стали исламисты при помощи Саудовской Аравии, Катара и Турции. Это резкое усиление джихадистского сегмента в оппозиции стало еще одним просчетом ЦРУ США. В результате этих ошибок американцы были вынуждены «догонять» Москву, дабы не дать ей возможность стать «главным миротворцем» в Сирии. В результате мы наблюдаем плохо подготовленные и проваленные операции по наступлению на Ракку и Мосул.

Вот такой, собственно, итог работы Дж.Бреннана. Вспомним еще сетования Б.Обамы «на ошибочные данные разведки на ливийском направлении, которые привели к полной дестабилизации ситуации в этой стране», и картина, в общем, будет почти полной.

52.21MB | MySQL:103 | 0,456sec