О военной ситуации в Сирии (31 декабря 2016 г.– 7 января 2017 г.)

С 3 января информацию о числе обстрелов в Сирии начали давать российская и турецкая части представительства совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня (далее – российская и турецкая части). В их данные не включались боевые действия против группировок, признанных террористическими.

По данным российской и турецкой частей, в течение прошедшей недели было зафиксировано 219 обстрелов со стороны различных вооруженных группировок. Обстрелы отмечались в провинциях Дамаск, Латакия, Алеппо, Хама, Дераа, Эль-Кунейтра, Эс-Сувейра. Это примерно на четверть выше  показателя предыдущей недели (159), что может быть объяснено совпадением в некоторых случаях данных российского и турецкого центров.

В течение недели самолеты ВКС России наносили удары по целям группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джебхат ан-нусра»/«Джебхат Фатх аш-Шам» (запрещены в РФ) в провинциях Хомс, Алеппо.

В частности, 1 января удары наносились по автоколоннам ИГ, доставлявшим нефть из восточных районов провинции Хомс в провинцию Ракка.

2 января российские и турецкие самолеты наносили удары по целям джихадистов из ИГ в районе города Эль-Баб в провинции Алеппо.

6 января Генштаб ВС РФ объявил, что в рамках объявленного ранее Верховным Главнокомандующим сокращения российской группировки, действующей в Сирии, Восточное Средиземноморье покинет авианосец «Адмирал Кузнецов» Северного флота с группой кораблей сопровождения. На самом деле эта мера ожидалась сразу после потери двух истребителей из состава авиакрыла авианосца, поскольку, по имеющейся практике, полеты самолетов МиГ-29КР и Су-33 после этого были приостановлены до выяснения причин их падений, и нахождение там авианосца потеряло смысл.

По данным Минобороны, за два месяца боевой работы самолеты палубной авиации выполнили 420 вылетов, из них 117 — ночью, что означает (исходя из примерного состава авиакрыла, точных данных о котором официально не сообщалось), что на каждый из самолетов пришлось от 30 до 40 вылетов. При этом не уточнялось, сколько из них совершалось с палубы авианосца, а сколько с авиабазы «Хмеймим», откуда они также работали. В ходе вылетов поражены 1252 объекта террористов, что примерно соответствует числу поднимаемых самолетами этого типа авиационных боеприпасов, способных работать по земле.

Самолеты сирийских ВВС в течение недели работали по целям джихадистов в провинциях Алеппо, Дамаск, Дейр эз-Зор, Хама, Хомс.

5 января Анкара сообщила о нанесении за предшествовавшие сутки 28 авиаударов по позициям ИГ на севере провинции Алеппо близ г.Эль-Баб, в результате которых уничтожены до 40 боевиков. К этому времени стало известно, что международная коалиция также рассматривает возможность нанесения ударов в этом районе после критических высказываний Анкары в ее адрес.

4 января стало известно, что самолеты международной коалиции нанесли авиаудар по позициям группировки «Джебхат Фатх аш-Шам» в провинции Идлиб у города Сармада. Там в результате удара уничтожены свыше 20 боевиков.

В течение недели продолжались активные боевые действия против джихадистов и их союзников в ряде провинций страны.

В провинции Алеппо, по данным арабских СМИ, российские военные 2 января выставили свой первый блок-пост в преимущественно курдском районе провинциального центра Шейх Максуд.

Там же в течение 6 и 7 января продолжались уличные бои за г.Эль-Баб, где формированиям Свободной сирийской армии (ССА) и подразделениям турецких войск противостоят боевики ИГ.

В той же провинции 6 января отражена атака боевиков ИГ на позиции правительственных сил к северу от авиабазы «Кувейрес». Там уничтожены около 45 боевиков.

7 января вновь после 4-летнего закрытия заработал международный аэропорт Алеппо. В тот день с него вылетел «правительственный самолет», скорее всего — военный. Ожидается, что пассажирское движение из аэропорта может быть восстановлено в феврале, но это, как ожидается, слишком оптимистичный прогноз.

В провинции Хомс в течение недели продолжались ожесточенные бои против формирований ИГ в районе авиабазы Т-4. 2 января правительственные силы с боем взяли деревню Аш-Шарифа близ авиабазы Т-4. Там же отбита атака джихадистов на позиции правительственных сил у деревни Джаб аль-Джарра.

В течение 4 – 5 января продолжались бои к западу от Тадмора. Там 4 декабря в боях уничтожены 45 боевиков ИГ.

Там же 5 января отражена массированная атака боевиков ИГ на авиабазу Т-4. При этом уничтожены 115 джихадистов.

На северо-западе провинции правительственные силы 4 января вели бои с формированиями группировки «Джебхат Фатх аш-Шам» в районах деревень Джавалик, Сенейсель и Аль-Махатта. Там в ходе боев уничтожен видный полевой командир Мухаммед Касем аль-Хадж.

В провинции Дейр эз-Зор 6 января боевики ИГ атаковали позиции правительственных сил в одноименном городе на семи участках. Повсеместно эти атаки были отбиты с большими для боевиков потерями.

На севере провинции Ракка 2 января формирования «Сил демократической Сирии» (СДС) с боем взяли город Аль-Махмудия.

4 января стало известно о переброске формирований ИГ из провинции Дейр эз-Зор в провинцию Хасеке, где джихадисты готовят наступление на формирования СДС. Цель этого маневра очевидна — отвлечь часть сил СДС от наступления, которое курды ведут в провинции Ракка. Там к 4 января в результате продвижения формирований СДС к западу от г.Аин Исса освобождены 5 деревень.

В провинции Дамаск в Восточной Гуте 3 января правительственные силы отразили атаку формирований группировки «Джейш аль-ислам»  и контратакой взяли военный городок бывшего батальона ПВО.

В Западной Гуте 4 декабря продолжались бои за Вади аль-Барада (15 км к северо-западу от Дамаска). При этом Дамаск утверждал, что там присутствуют боевики группировки «Джебхат Фатх аш-Шам». Это утверждение опровергали представители повстанческих группировок, присутствующие в данном районе, однако факты подтвердили правоту Дамаска.

4 января Турция предупредила, что намеченные в Астане переговоры по сирийскому урегулированию оказались под угрозой срыва из-за нарушений режима перемирия со стороны правительственных войск и их союзников, и в частности, формирований движения «Хизбалла» и других шиитских группировок. Тем не менее известно, что между «Джебхат Фатх аш-Шам» и рядом повстанческих группировок существуют союзнические отношения, что делает чрезвычайно сложным размежевать их на местности.

6 января стало известно о предстоящей эвакуации боевиков из 4 городов к югу от Дамаска. После достижения договоренностей между боевиками и правительством будут освобождены города Бейт Шам, Бабила, Ялда и Акраба.

5 января стало известно, что главарь ИГ Абу Бакр аль-Багдади назначил своих трех новых заместителей. Один из них — иракец по национальности. Про других каких-либо данных нет. Можно полагать, что это назначение — попытка избежать потери управляемости группировкой в случае ранения или гибели ее главаря в условиях ведущейся на него «охоты» всеми заинтересованными сторонами.

В целом очевидно, что в настоящее время эпицентр боевых действий находится в провинции Хомс близ авиабазы Т-4. Именно там представляется целесообразным сейчас сосредоточение всех сил и средств, имеющихся в распоряжении Дамаска при безусловном продолжении усилий по установлению контроля над Вади аль-Барада.

62.83MB | MySQL:102 | 0,467sec