О текущем состоянии и перспективах финансовой состоятельности Ирака

Продолжающееся в Ираке противостояние с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России), необходимость привлечения дополнительных расходов на восстановление хозяйства и инфраструктуры в освобожденных районах, растущие социальные расходы и вынужденные траты на помощь беженцам и перемещенным лицам, — все это тяжким бременем ложится на финансовую систему Ирака. Не стал исключением и новый, 2017 год, начавшийся с непростого для Ирака решения о сокращении нефтедобычи, в общей сложности на 210 тысяч баррелей в сутки. Кроме того, после напряженного обсуждения и принятия Закона о Федеральном бюджете, стало очевидном то, что ряд принципиальных моментов основного финансового документа страны, способы и методы их осуществления, такие как расчеты с бюджетом Региона Курдистан, обеспечение текущих расходов на оборону и безопасность, на реформирование выборной системы в провинциях страны, проведение законодательной и судебной реформ, остаются без видимого решения. Сложной остается ситуация с социальными выплатами, пенсиями и пособиями для семей погибших военных и ополченцев.  На фоне этих объективных проблем Центральный банк Ирака объявил о готовности разместить облигации внешнего займа на сумму в 2 миллиарда долларов США как только американское правительство будет готово прогарантировать данный заем. Об этом завил казначей Центрального банка страны Али аль-Алляк, сразу вслед за сообщениями о том, что по оценке экспертов Международного валютного фонда, Ирак обеспечен финансовыми ресурсами до 2021 года.

«Нам, в целом, удалось обеспечить наличие средств в бюджете», — указал А.аль-Алляк. Результаты оценки миссией МВФ финансовой отчетности Минфина страны позволяют рассчитывать на то, что по итогам 2016 года бюджету может быть дополнительно ассигновано еще около 10 млрд долларов. Этот результат наряду с началом деятельности специального органа по противодействия отмыванию денег и подготовкой положения о службе общего аудита (аналога Счетной палаты в РФ) положительно скажется на укреплении финансовой стабильности страны. Следует отметить, что некоторые из этих нововведений для Ирака осуществляются впервые. Новым станет и изменение юрисдикции и подсудности дел по финансовым злоупотреблениям и отмыванию средств, которая согласно решению Федерального суда Ирака, передается в ведение специального судебного органа, созданного только для решения по подобным делам.

Реализация предложений и рекомендаций экспертов МВФ и Всемирного банка, чьи миссии регулярно работают в Ираке с 2013 года, вместе с мерами по диверсификации источников финансирования и усилиями правительства и парламента страны по борьбе с коррупцией, приносят свои плоды, — убежден член Международного союза арабских банковских работников, доктор Садык аш-Шамри, один из видных иракских экономистов и экспертов в области исламского инвестиционного финансирования. Он полагает, что реализация подобных финансовых схем, пока еще широко не востребованных, способна в значительной степени оживить экономический сектор и сферу услуг в стране. Исламские инвестиционные фонды с их гибкой структурой организации и возможностью варьировать инвестиционные объемы, по мнению С.аш-Шамри, оптимальным образом отвечают реалиям и могут поддержать финансовую систему страны, сняв часть инвестиционной нагрузки с бюджетов.

Наряду со стимулирующими методами для поощрения инвесторов Минфин Ирака продолжает участвовать в выработке критериев по приватизационным проектам, а также не снижает активность контрольно-ревизионных органов, которым за прошедший год удалось найти и вернуть в бюджет около 3.5 млрд долларов США, ранее выведенных по незаконным схемам за рубеж, или находившихся на депозитах коррупционеров. Оценивая финансовое состояние Ирака, показатели инфляции и совокупность усилий Минфина и комитета парламента по кредитно-денежной политике, эксперты МФВ обращают внимание на стремление страны не входить в овердрафтные балансы, когда суммы заимствований превысила бы сумму обеспечительных активов. Это означает, что, несмотря на вышеперечисленные проблемы, финансовая система Ирака находится в равновесном состоянии и платежеспособна. По мере снижения расходов   на безопасность, достигающих сегодня по некоторым оценкам, до 30%, удельный вес инвестиционной и социальных составляющих, а также и расчетных платежей по обязательствам страны, будет возрастать.

52.24MB | MySQL:103 | 0,520sec