Стало известно, что ВМС Пакистана 9 января 2017 г. с одной из дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта «Августа 90» (пр-во французской компании DCNS) выполнили успешный испытательный пуск крылатой ракеты (КР) «Бабур-3», которая преодолела расстояние в 450 км и поразила цель на полигоне. Данное испытание является продолжением отработки систем КР серии «Бабур», а также ответом на испытательные пуски ВС Индии баллистической ракеты (БР) «Агни IV» и КР «Нирбхай» («Бесстрашная»), которую разрабатывают специалисты Организации по развитию и оборонным исследованиям Индии.
В отношении КР «Бабур-3» известно, что она оснащена системой контролируемого подводного старта; система наведения создана с использованием компонентов китайской национальной разработки – системы глобального позиционирования «Бэйдоу». Именно китайская система позволит применять ракеты в условиях частичного или полного отключения американской системы GPS. Кроме того, в составе системы наведения применены новейшие разработки китайских специалистов в области слежения за земной поверхностью и огибания рельефа. Следует отметить, что компоненты системы наведения «Бабур-3» были проверены 13 декабря 2016 г. в ходе успешного испытательного пуска КР наземного базирования «Бабур-2», которая создана с целью уничтожения элементов структуры управления войсками в условиях эшелонированной системы ПВО/ПРО.
По данным китайских источников КР серии «Бабур» имеют следующие ТТХ:
длина: 6,25 м;
диаметр: 520 мм;
размах крыла: 2,67 м;
максимальная взлетная масса: 1500 кг;
максимальная дальность пуска: 700 км;
высота полета над морем: от 7 до 15 м;
высота полета над равнинными районами: 50 м;
высота полета над горной местностью: 100 м;
максимальный вес боевой части: 300 кг.
По мнению китайских специалистов, на КР серии «Бабур» можно устанавливать как обычные (фугасные, кассетные), так и ядерные боевые части.
Следует отметить, что данные ракеты появились в Пакистане только после того, как китайские специалисты смогли освоить и совместить разработки советских инженеров, реализованные в виде ракет Х-55 (получены из Украины), и остатки двух ракет BGM-109 «Томагавк», которыми ВС США пытались ликвидировать лидера «Аль-Каиды» (запрещена в России) Усаму бен Ладена еще в Афганистане. В результате многолетней работы китайские специалисты смогли поставить на вооружение КР «Длинный меч/Восточный ветер 10», которая размещается на мобильной пусковой установке и обладает максимальной дальностью пуска 2000 км. Вероятно, экспортная версия данной ракеты имеет обозначение CM-602G и официально может применяться только с наземных носителей или с надводных кораблей. Фото- и видеоизображения пакистанской КР «Бабур» и китайской «Восточный ветер 10» позволяют сделать вывод, что китайские оружейники в очередной раз оказали помощь пакистанским коллегам в вопросе укрепления обороноспособности страны.
По данным китайских источников, за проведением испытания наблюдали председатель Объединенного комитета начальников штабов ВС Пакистана Зубайр Махмуд Хайат, начальник Управления стратегического планирования (УСП) генерал-лейтенант Маджар Джамиль, командующий ВМС Пакистана адмирал Асиф Сандила, а также сотрудники Института стратегических исследований Пакистана. По информации СМИ КНР, указанные ниже структурные подразделения УСП ВС Пакистана ведут активную работу по развитию КР указанной серии и постоянно повышают надежность двигателей и систем наведения:
Национальная комиссия по науке и проектированию;
Исследовательская комиссия по космосу и верхним слоям атмосферы;
Комиссия по атомной энергетике Пакистана;
Исследовательская лаборатория «Хан»;
Комплекс национального развития.
Поскольку КР «Бабур-3» предназначены для пуска из подводного положения, ВМС Пакистана необходимо принять на вооружение новые ДЭПЛ, которые будут оснащены вертикальными ПУ. Известно, что в этом вопросе официальный Пекин также предложил свою помощь, которая выражена в контракте на поставку восьми ДЭПЛ проекта S20P (экспортная модификация проекта 041 «Юань»).
КР «Нирбхай» («Бесстрашная»), по информации китайских источников, должна заполнить пустующую нишу в ракетном арсенале ВМС Индии, в котором присутствуют сверхзвуковые противокорабельные ракеты БРАМОС и баллистические ракеты К4. Для выполнения массированных ударов по наземным целям командование ВМС Индии планирует разместить на кораблях и атомных подводных лодках проекта «Арихант» КР «Нирбхай», которые обладают дальностью пуска от 700 до 1000 км, скоростью полета 0,7 МАХа и боевой частью массой 300 кг.
Как отмечают китайские специалисты, для проведения испытательных пусков КР на полигоне в Чандипуре построен отдельный тренировочный комплекс. К настоящему моменту индийские специалисты выполнили четыре испытательных пуска КР «Нирбхай» и все они по тем или иным причинам оказались неудачными. Так, первый испытательный пуск состоялся 12 марта 2013 г., но через 20 минут после старта ракета самоликвидировалась, в ходе второго испытательного пуска, который был проведен 17 октября 2014 г., у ракеты отказал маршрутный компьютер и она совершила перелет мимо мишенного района. Максимальная дальность полета составила 1010 км вместо плановой 800 км. В процессе испытательных пусков 16 октября 2015 г. и 21 декабря 2016 г. у ракет отказали навигационные модули, что повлекло их падение на 700 секунде полета. Известно, что на НИОКР по теме «Нирбхай» из бюджета Индии было выделено около 700 млн долл. США, однако положительных результатов так и не достигнуто. Ответственность за реализацию программ КР разделят Агентство по развитию авиации Индии и Исследовательский центр «Имара», который является головным предприятием по разработке ракет.
26 декабря 2016 г. в Индии состоялся четвертый и успешный запуск БР «Агни-5» с мобильной пусковой установки. В целом индийские военные специалисты удостоверились в надежности работы всех систем. Вероятно, данная ракета имеет максимальную дальность пуска 5500–5800 км и способна доставить к цели ядерную головную часть (ЯГЧ) максимальным весом 1500 кг, или несколько разделяющихся маневрирующих головных частей весом 220/250 кг. По признанию китайских аналитиков, индийские военные атомщики обладают самыми совершенными технологиями по созданию ЯГЧ среди государств азиатского региона и Ближнего Востока.
Следует отметить, что кроме крылатых и баллистических ракет Индия и Пакистан также ведут разработку систем ПРО, которые позволят обеспечить прикрытие важных стратегических объектов. По данным китайских источников, индийские специалисты во взаимодействии с ОПК Израиля работают над собственной системой ПРО, тогда как ВС Пакистана сделали ставку на формирование рубежей ПРО с применением зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) китайского производства.
Так, ближний рубеж обороны будет сформирован из мобильных ЗРК малого радиуса действия «Красное знамя 7Б», которые в КНР используются для ПВО армейских колонн на марше. Средний рубеж ПРО, вероятно, будет представлен мобильными и стационарными ЗРК LY-80N, модификации которого были представлены широкой публике в ходе выставки вооружений и военной техники в г.Чжухай в период с 1 по 6 ноября 2016 г.
По данным специализированных военно-технических изданий КНР, рассматриваемый ЗРК (в составе 32 ракет) может быть установлен на перспективных сторожевых кораблях проекта 057, что обеспечит минимальный уровень защиты от ракет противника для корабельных группировок и военно-морских баз ВМС Пакистана. Вероятно, в конструкции ракет для LY-80N китайские оружейники использовали технические решения, примененные в ракетах российских комплексов «Бук-М1, 2», а также ракетах-перехватчиках модификации «Стандарт-2С» ВМС США.
Китайские специалисты делают следующие выводы: во-первых, о продолжении гонки вооружений в азиатском регионе, во-вторых, о более результативной работе пакистанских оружейников по сравнению с попытками индийских конструкторов в области создания крылатых ракет. В то же время преимущество индийских разработок состоит в возможности применения компактных ЯГЧ.