Израиль и использование химического оружия в Сирии

Применение химического оружия в сирийском конфликте вызывает все большую озабоченность со стороны международного сообщества. Однако как сведения о данных случаях, так и их оценка существенным образом разняться в зависимости от источников. Еще в августе 2013 г. Организация Объединенных Наций (ООН) сообщала об использовании в пригороде Дамаска ракет, в боеголовках которых обнаружили зарин. Этот инцидент стал одним из главных поводов к инициированию на официальном уровне процесса уничтожения сирийского химического оружия. В январе 2016 г. Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) констатировала уничтожение вывезенных из Сирии прекурсоров химического оружия, необходимых для его производства.

Впрочем, все чаще стали появляться сведения о нарушении установленных договоренностей. К примеру, по данным Министерства обороны РФ, представленным в ноябре 2016 г., в одном из районов Алеппо из самодельной ракетной установки был выпущен снаряд, содержащий отравляющее вещество – хлор. Особый акцент на том, что в инциденте использовалось самодельное оружие, свидетельствует, что, с точки зрения Москвы, в использовании запрещенных методов ведения войны виновна оппозиция. 12 января 2017 г. ситуацию с применением химического оружия в Сирии прокомментировала официальный представитель МИД России М.Захарова. По ее словам: «…вызывает глубокое сожаление непрекращающиеся попытки т.н. псевдодрузей Сирии, приобретающие, по сути, маниакальный характер, под различными надуманными предлогами политизировать ситуацию вокруг сирийского “химического досье” с целью дискредитации правительства Б.Асада. В качестве обвинений в адрес Дамаска западные “партнеры” используют результаты еще далекой от своего завершения работы Совместного механизма ОЗХО-ООН по расследованию случаев применения химического оружия в Сирии»[i].

Страной, явно попадающей в список «псевдодрузей» Сирии, фактически мгновенно оказались Соединенные Штаты. 12 января 2017 г. стало известно о введении Министерством финансов США санкций против ВВС, ПВО, МВФ Сирии, Республиканской гвардии, а также частных лиц, причастных к применению запрещенных методов ведения войны. Меры, предпринятые Вашингтоном, стали следствием обнародования данных ОЗХО относительно использования химического оружия в боевых действиях в апреле 2014 г. Они включают в себя замораживание всех активов указанных структур и 18 высокопоставленных чиновников, а также запрет на сотрудничество с ними для резидентов США. В конце декабря 2016 г. Министерство финансов США уже ввело санкции в отношении шести членов кабинета министров Сирии и ряда других физических и юридических лиц.

Проявляя обеспокоенность по данному вопросу, 12 января 2017 г. Министерством иностранных дел Израиля было распространено заявление, содержащее два важных аспекта, отражающих позицию страны по отношению к ситуации в Сирии[ii]. Во-первых, израильское  внешнеполитическое ведомство подчеркнуло, что признает Сирию «врагом государства». Во многом данный комментарий является ответом на декабрьское интервью  президента САР Б.Асада изданию Al-Watan, в котором Израиль был назван главным врагом Сирии за оккупацию территории, которую она считает своей. Во-вторых, МИД Израиля заявил, что поддерживает санкционный режим, установленный США для борьбы с запрещенными методами ведения войны. Более того, в упомянутом сообщении особо подчеркивается, что речь идет о структурах и частных лицах, связанных с режимом Б.Асада. По мнению МИД Израиля, только подобные меры способны сдерживать применение химического оружия в конфликте и наказать виновных в его разработке и использовании. При этом израильское внешнеполитическое руководство ссылается на необходимость таким способом поддерживать многосторонние усилия по борьбе с химическим оружием в целом. Такого рода объяснение позиции по борьбе с сирийским химическим оружием выглядит весьма убедительным, подчеркивая стремление страны решать глобальные проблемы на уровне международных организаций, несмотря на имеющиеся в отношениях с ними трудности. Вместе с тем выглядит не совсем логично, принимая во внимание отказ Израиля от ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения (КЗХО). Более того, в  2013 г. присоединение Сирии к указанному документу уже спровоцировало повышенный интерес к израильскому химическому оружию.

Таким образом, в отношениях Израиля с Россией и США, где у страны сегодня присутствуют определенные сложности на обоих направлениях, сложился некий парадокс. С одной стороны, государство, с нетерпением ожидающее инаугурации избранного президента США Д.Трампа для разрешения проблем, созданных израильским национальным интересам Б.Обамой, фактически поддерживает один из последних его внешнеполитических выпадов. На такие действия сегодня не готовы пойти даже европейские союзники действующей американской администрации, ожидающие вступления в должность нового лидера. С другой стороны, несмотря на неоднократно подчеркнутую важность механизма координации действий с Москвой по сирийскому вопросу и выработанную перед визитом Д.А.Медведева в Иерусалим «комфортную версию» отношения израильского правительства к режиму Б.Асада, государство не боится пойти вразрез с позицией МИД России, определяющего такого рода действия как меры по дискредитации  сирийских властей, характерные для «псевдодрузей».

[i] Цит. по: Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой // МИД России. 12.01.2017. URL: www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2531233#9

[ii] Statement on designation of individuals and entities involved in the Syrian chemical weapons program // Israel Ministry of Foreign Affairs. 12.01.2017. URL: mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2017/Pages/Statement-on-designation-of-individuals-and-entities-fron-the-Assad-regime-involved-in-the-Syrian-chemical-weapons-program.aspx

52.32MB | MySQL:103 | 0,510sec