Поход авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в Средиземное море: оценки китайских специалистов

Как известно, авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» закончил выполнение задачи, поставленной Верховным главнокомандующим – президентом Российской Федерации В.В.Путиным, и находится на пути возвращения в постоянный пункт базирования – Североморск. Китайские военные специалисты внимательно отслеживали деятельность авианесущего крейсера и палубной авиации во время выполнения боевых задач на территории Сирийской Арабской Республики.

Анализ публикаций в СМИ КНР позволяет выделить следующие проблемы, которые были зафиксированы китайскими военными обозревателями и офицерами военной разведки.

Во-первых, команда корабля обладает недостаточно дисциплинированностью, что проявилось в виде систематических фотографий («селфи») с комментариями, сделанных офицерами и матросами во время перехода из Североморска в район выполнения боевой задачи. На фотографиях были изображены  внутренние помещения корабля, боевая и специальная техника. В комментариях к фотоизображениям российские военнослужащие сообщали о своем местонахождении, что позволило спецслужбам западных стран составить представление о реальном состоянии корабля и уровне морально-психологической подготовки личного состава.

Во-вторых, с началом регулярных полетов палубной авиации произошло два происшествия с тормозными тросами, которые привели к потере двух самолетов – тяжелого истребителя Су-33 и легкого истребителя МиГ-29КР, суммарная стоимость которых превышает 40 млн долл. США. Китайские военные обозреватели сходятся в оценках, что палубная команда не обладала достаточной квалификацией для оперативной замены лопнувших тросов. В качестве второй причины разрыва выделяется некорректная работа тормозных машин корабля, которые могли придать тросам чрезмерное натяжение в момент остановки самолета на палубе.

В-третьих, специалисты НИИ военного искусства ВМС Академии военных наук КНР отмечают, что развертывать авианосную группу «Дмирала Кузнецова» на такой короткий промежуток времени было нецелесообразно по экономическим причинам. Затраты топлива на многодневный переход не оправдали того опыта, который был получен небольшой группой летчиков палубной авиации в ходе 420 боевых вылетов (нанесено 1252 удара по противнику) над территорией Сирии. Очевидно, что небольшие запасы топлива и боеприпасов, которые были размещены на борту «Адмирала Кузнецова», были израсходованы, а отсутствие в составе ВМС РФ современного универсального транспорта снабжения повлияло на продолжительность первого боевого плавания единственного российского авианесущего корабля.

В-четвертых, по мнению китайских специалистов, деятельность авианесущей группы ВМС РФ вполне можно было заменить работой 12 штурмовиков типа Су-25СМ3. Данные самолеты, с учетом дислокации на охраняемой по всем правилам военной науки авиационной базе Хмеймим, могли бы при меньших затратах на топливо выполнить больший объем боевых задач по уничтожению отрядов и объектов противника в Сирии.

В-пятых, по данным китайских источников, для первого боевого похода в восточную часть Средиземного моря на борту «Адмирала Кузнецова» была размещена авиационная группа усеченного состава в составе неполных двух эскадрилий Су-33, эскадрильи МиГ-29КР и нескольких вертолетов Ка-31, Ка-27 и Ка-52К. Небольшая вместительность палубы и подпалубного ангара корабля объясняется особенностями конструкции корпуса, который имеет серьезное сужение к носу, что не позволяет дислоцировать большее количество летательных аппаратов.

Кроме того, знаменитый трамплин «Адмирала Кузнецова» не позволяет выполнять одновременный взлет двух самолетов, что очень важно для оперативного поднятия эскадрилий в воздух. Вторая проблема трамплина российского корабля – невозможность размещения на большом участке палубы авиационной техники. Третья проблема, трамплин не обладает достаточной длиной для обеспечения взлета самолетов большего, чем Су-33 веса, которые могли бы стать носителями систем дальнего радиолокационного обнаружения или РЭБ.

К списку проблем размещения и перемещения авиационной техники, по мнению китайских специалистов, стоит отнести недостаточное количество тяжелых платформ-подъемников, которые позволяют поднимать и опускать самолеты и вертолеты из ангара на палубу и обратно.

Также для повышения эффективности ПВО «Адмирала Кузнецова» на корабле необходимо серьезно модифицировать систему радиолокационных станций (РЛС), которые морально устарели. Китайские специалисты полагают, что российские предприятия ОПК обладают достаточной компетенцией для создания крупноразмерных РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), которые позволяют на удалении до 500 км обнаруживать самолеты и беспилотные летательные аппараты. Кстати, эти аппараты активно использует ВВС Израиля для ведения разведки в воздушном пространстве Сирии. По данным китайских источников, израильские военные осуществляли постоянное наблюдение и сбор информации о деятельности российской палубной авиации при помощи самолетов Е-2С «Хокай».

Известно, что палубная надстройка второго авианосца ВМС НОАК создана именно с учетом недостатков советского проекта – авианесущего крейсера «Варяг», ныне «Ляонин». В китайском проекте на надстройке смонтированы именно широкоформатные РЛС с АФАР, которые обеспечивают большую дальность освещения воздушной обстановки, позволяют автоматически классифицировать и принимать на сопровождение воздушные и баллистические цели.

 

В случае если российские кораблестроители начнут строительство нового атомного авианосца, который жизненно необходимо РФ для защиты национальных интересов, то при его создании необходимо учесть вышеперечисленные негативные моменты и предпринять следующие меры:

– оснастить корабль катапультами для запуска самолетов, что позволит пилотам экономить топливо при взлете, а командование сможет более оперативно развертывать эскадрильи в воздухе;

– установить на корабле дополнительные тормозные сети, которые будут удерживать самолеты в случае порывов тросов или выхода из строя части тормозных машин;

– смонтировать три и более подъемника для перемещения техники между палубой и ангаром.

В дополнение к мерам по модернизации РЛС на «Адмирале Кузнецове» необходимо серьезно обновить зенитно-ракетные системы, а также установить новые вертикальные пусковые установки для применения более современных ракет комплекса «Калибр». Кроме того, подобный корабль позволяет разместить высокоэффективные системы РЭБ.

Следует сказать, что представители кораблестроительного и авиастроительного секторов ОПК КНР внимательно наблюдают за решениями российских конструкторов и руководителей по поводу облика перспективного авианесущего корабля, который будет, прежде всего, демонстрировать флаг, а также позволит серьезно увеличить военный потенциал ВС РФ.

В отношении самолета Су-33 китайские специалисты отмечают, что устаревшая авионика и двигатели этих тяжелых истребителей не позволяют им в полной мере оправдать замысел такого важного в политическом и военном плане похода. Как отмечают сотрудники авиастроительных и кораблестроительных предприятий ОПК КНР, именно Су-33 стал прототипом современного китайского палубного истребителя «Цзянь-15», на базе которого планируется создать новый самолет радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и радиотехнической разведки.

Конечно, если бы российские авиастроители и руководство МО РФ раньше обратили внимание на более легкий МиГ-29КР, или его перспективную версию МиГ-35, то эффективность палубной авиации была бы гораздо выше, особенно при ударах по наземным целям. Следует согласиться с китайскими аналитиками, что Су-3» и МиГ-29 КР обладают большей эффективностью, чем Як-141, Су-25 УТГ и вертолет Ка-25 в совокупности. Примечательно, что китайские специалисты периодически высказывают интерес к двигателям Як-141, которые при определенной доработке вполне могут быть использованы в программе по созданию первого в КНР истребителя укороченного/вертикального взлета и посадки.

62.37MB | MySQL:101 | 0,475sec