О проблемах развития белорусско-суданских отношений

Белоруссия и Судан выработают «дорожную карту» развития сотрудничества с акцентом на достижение практических результатов. Об этом заявил белорусский лидер Александр Лукашенко на переговорах с президентом Судана Омаром Хасаном Ахмедом аль-Баширом в Хартуме. «Мы договорились, что министры двух стран, вырабатывая дорожную карту нашего сотрудничества, план наших мероприятий, внесут каждый не менее 3-5 конкретных предложений, по которым в ближайшее время будут заключены контракты», — приводит слова А.Лукашенко его пресс-служба. По его данным, странам «надо стратегическое сотрудничество заземлить». «Потому что все останется только разговорами, если мы не подкрепим его торгово-экономическими проектами. Должен быть конкретный результат», — подчеркнул А.Лукашенко. Он отметил, что в случае оперативных действий сторон же в течение ближайших двух-трех лет на суданской земле с участием Белоруссии могут быть созданы многие производства. «Мы не просто будем создавать совместные предприятия, поставлять сюда нашу технику и прочие товары. Мы должны научить это делать суданцев», — сказал А.Лукашенко. Президент предложил, как и в свое время Венесуэле, с участием белорусских специалистов возводить в Судане кирпичные заводы, цементные производства, поставлять технику. А.Лукашенко подчеркнул, что Судан является для Белоруссии надежным партнером в Африке. «У нас состоялись плодотворные переговоры о том, что делать и куда двигаться дальше, как вывести наше сотрудничество на новый, более высокий стратегический уровень», — сказал А.Лукашенко. Он отметил, что Минск готов стать стратегическим партнером по продвижению интересов суданских товаропроизводителей на обширную территорию Европы и Азии. В качестве приоритетных стороны определены совместные проекты в машиностроении, горнодобывающей промышленности, агропромышленном комплексе и фармацевтике. Рассмотрены перспективы поставок в Судан белорусской техники и сельхозпродукции, обсуждены возможности привлечения в Белоруссию инвестиций крупных суданских компаний.
Неожиданный рывок, причем на высшем уровне, Белоруссии в Судан, в котором и посольства республики нет, свидетельствует о лихорадочном поиске Минском новых рынков сбыта своей продукции. Настолько лихорадочно, что в турне поехал сам президент А.Лукашенко. При этом рассуждения некоторых экспертов о том, что Минск ищет в Судане нового поставщика нефти для своих нефтеперабатывающих мощностей, мы бы отнесли пока в разряд утопий. Нефтедобыча в Судане на настоящий момент крайне лимитирована, ряд месторождений серьезно пострадали во время гражданской войны и до сих до конца не восстановлены. При этом в самом Судане осталось очень мало нефтяных полей. Все основные месторождения находятся сейчас в Южном Судане, а единственный трубопровод в Порт-Судан заблокирован на протяжении последних четырех лет. Так что нефти, достаточной для продажи, у Хартума просто нет. И как только этот трубопровод заработает, там тут же появятся китайские компании, с которыми Минску конкурировать будет нереально В этой связи разговоры о возможном бартерном обмене (нефть на продукцию машиностроения РБ) вести пока сильно преждевременно. Мы бы не разделяли оптимизм президента РБ по ряду причин. Весь период времени с 2007 и по 2015 гг. в Судан пытались активно зайти российские коммерческие компании по многочисленным профилям работы: от строительства железных дорог до добычи золота и поставок техники. Все эти попытки были безуспешными ровно по той причине, что Судан испытывал жесткий дефицит валюты и был фактически выключен из мировой финансовой системы благодаря санкциям США. Последнее по времени решение администрации США о смягчении санкций на эту ситуацию если и повлияют, то очень нескоро и не в полной мере. В любом случае под проекты любого масштаба в Судане Минску необходимо будет искать кредитную линию, а в мире практически нет крупных игроков среди банков, которые бы рискнули это сделать. Если А.Лукашенко думает, что Хартум будет расплачиваться с ним за строительство промышленных объектов и поставляемую технику золотом, добычу которого активизировали сейчас суданцы, то он опять же сильно ошибается. Ряд российских компаний. исходя из местных традиций, в попытках решить положительно судьбу своих коммерческих проектов в Судане, «дружили» даже с членами семьи президента страны, но все эти проекты потерпели в конечном счете фиаско. Золотом суданцы за контракты расплачиваться упорно не желают. Кроме того, возникает много вопросов с юридической легализацией суданского золота. С целью его легализации Хартум даже идет на поддельный аффинаж в Ливане. Так что для того, чтобы совмещать какие-то прорывные торговые и коммерческие операции в Судане, Минску надо быть готовым к тому, чтобы платить самому себе из своего же кармана без всякой надежды завтра вернуть свой кредит. К этому же надо добавить и хваленную суданскую бюрократию, которую надо сдвигать с места и тормошить каждый день. Пробить ее не смогло даже постоянно действующее российское посольство и стационарные представительства различных российских фирм в Хартуме. У РБ нет ни того, ни другого. Видимо далекому от африканских реальностей президенту А.Лукашенко еще придется уяснять для себя, что личные договоренности с самим президентом Судана О.аль-Баширом ничего в принципе не означают, кроме хорошего настроения после переговоров. Что же касается «инвестиций крупных суданских компаний в экономику РБ», о чем говорил Лукашенко, то это еще менее правдоподобный вариант. Прежде всего потому, что таких компаний в Судане просто нет. Ровно как нет и «серьезных суданских товаропроизводителей», чью продукцию собирается продвигать Минск на рынках Европы и Азии. Кроме чая каркаде продвигать особенно нечего, но его может купить любой желающий и без опоры на белорусские лоббистские возможности. Судан имеет самое крупное в Африке поголовье крупного рогатого скота, но попытки российских предпринемателей организовать перерабатывающие производства для экспорта мяса и шкур в КСА и ОАЭ пока большим успехом не увенчались. Все по тем же вышеизложенным причинам. Все вышесказанное с полным основанием относится и к теме попыток Минска продать в Судан оружие в рамках модернизации местной армии, о чем речь также шла на указанных переговорах.

52.25MB | MySQL:103 | 0,622sec