Развитие отношений ИРИ и ХАМАСа: тенденция на будущее

Согласно отчету Института исследований национальной безопасности, оценки безопасности на 2016-2017 год показали, что главными врагами для Израиля являются ливанское движение «Хизбалла», на втором месте оказалась Исламская Республика Иран, а на третьем – палестинское движение исламского сопротивления — ХАМАС. ИРИ вместе со своим детищем – «Хизбаллой» – рука об руку ведут общую борьбу против «сионистского режима», защищая угнетенные народы, а также воюют с терроризмом в Сирии. Что касается ХАМАСа, то отношения с Ираном у движения за последние годы перетерпели серьезный кризис.

После официального объявления об освобождении сирийской правительственной армией и ее союзниками Восточного Алеппо – главного оплота боевиков в Сирии — в конце декабря прошлого года, ряд иранских СМИ начали обсуждать вопрос о том, как в дальнейшем будут складываться отношения между Ираном и ХАМАСом.

Данный вопрос вызывает интерес в связи с ухудшением отношений Тегерана к ХАМАСу в последние годы в связи с позицией последнего, как в сирийском вконфликте, так и его внешнеполитических ориентирах.

Например, на митинге ХАМАСа в секторе Газа месяц назад его участники подвергли резкой критике и осудили наступление правительственных сил на Восточный Алеппо, приведшее к  «потерям среди мирного населения». Иранские  и проиранские СМИ в Ливане поспешили выразить свое недовольство позицией ХАМАСа в отношении Башара Асада, характеризуя ее как «предательство».

В декабре прошлого года в арабских СМИ появилась информация о том, что ХАМАС даже арестовывает проиранских деятелей. Речь идет о лидерах шиитского движения «Харакат-аль-Саберин», созданное Ираном, и которое называют «палестинской «Хизбаллой»». В частности, был арестован шиитский религиозный деятель Махмуд Джуде, который недавно присоединился к движению.  Однако, о связях М.Джуде с Ираном члены движения ничего не сообщают.  Хишам Салем — глава шиитского движения, заявил, что органы безопасности ХАМАСа преследовали его из-за позиции по Алеппо, поскольку ХАМАС поддерживает оппозицию и выступает против Башара Асада. Цель «Харакат-аль-Саберин» в секторе Газа — разрешить продолжающиеся разногласия между Ираном и ХАМАСом по поводу сирийского конфликта.

Для понимания нынешней ситуации обратимся к истории. «Движение исламского сопротивление» — ХАМАС,  было создано в 1987 году в секторе Газа представителями радикального движения «Братья-мусульмане», действоваших в Египте. Отметим, что Иран оказывал поддержку «Братьям-мусульманам» Египта, чтобы установить исламский режим в этой стране. Целью движение являлось освободить не только сектор Газа и Западный берег реки Иордан, которые вошли в состав новообразованного Государства Израиль, но и всю территорию между Средиземным морем и рекой Иордан.

Антиизраильская позиция ХАМАСа не могла не привлечь интерес Ирана, который не признает существование Государства Израиль ни в каких границах, называя его официально «сионистским образованием».

Пришедший в 1989 году к власти Верховный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи выступал за объединение шиитов и суннитов, к чему он призывает по сей день, поэтому суннитская ориентация ХАМАСа не стала препятствием к его поддержке Ираном. Президент ИРИ Хасан Роухани в своих интервью не раз отмечал, что терроризм не имеет религиозной принадлежности, а первую борьбу с терророрм Исламская Республика вела против шиитов – Организации Моджахедине-Халк (МКО). Кроме того, ХАМАС выступал в качестве религиозного движения, в то время как палестинское «Движение за национальное освобождение Палестины» — ФАТХ – являлось светским, благодаря чему симпатии Тегерана были определены. Создание  угрозы для Израиля в лице ливанской «Хизбалла» на севере и ХАМАСа на юге в секторе Газа — главная цель ИРИ. И хотя предпочтение Тегеран отдавал «Хизбалле», Исламская Республика активно поддерживала и ХАМАС.

В 2006 году ХАМАС удалось одержать победу на парламентских выборах в Палестине, сформировать  правительство, а в 2007 году силовым путем захватить власть в секторе Газа. В эту победу вклад внесли как Иран, так и Сирия, где находились представительство ХАМАСа.

За 2006-2008 гг Иран поставил ХАМАСу оружие — сотни ракет «Град», современные противотанковые ракеты,  занимался военной подготовкой в Иране сотен боевиков из различных палестинских организаций, предоставлял ежегодную финансовую поддержку  из средств кабинета Верховного лидера для политического и военного крыла ХАМАС, оказывал политическую и пропагандистскую поддержку, а также прикладывал усилия по срыву соглашения о перемирии с Израилем. Контроль над предоставлением помощи осуществлял лично Верховный лидер ИРИ Али Хаменеи, а реализацией  занимался Корпус стражей исламской революции, а именно — подразделение «Аль-Кудс» под командованием генерала К.Сулеймани, а также Министерство разведки.

Именно в этот период военное крыло ХАМАС достигло своей максимальной мощи. Таким образом, Ираном и Сирией был создан «лагерь сопротивления» «лагерю высокомерия» (Запад), как заявил Верховный лидер ИРИ.

Однако, Иран оказался не единственным источником доходов руководства ХАМАСа. В 2006 году Катар выделил правительству Палестины, которое в большинстве состояло из членов ХАМАС, 50 млн долларов, ровно столько же, сколько выделила ИРИ. Последующие финансовые вливания Катара привели к переориентации лидеров движения. Так, когда в 2011 году началась гражданская война в Сирии, ХАМАС встал не на сторону своих давних союзников — Сирии и Ирана, а поддержал оппозиционные силы, получающие поддержку от аравийских монархий, в частности, Катара.

Председатель политбюро Халед Машаль был вынужден покинуть Дамаск, где находилось руководства движения, и перебраться в Доху. Штаб-квартиры движения были открыты в Катаре и Турции.

В апреле 2012 года  Х.Машаль, выступая на съезде  правящей в Турции Партии справедливости и развития, заявил, что ХАМС «поддерживает революцию» в Сирии, а тогда еще премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана он назвал лидером всего исламского мира.

Поддержка ХАМАСом противников режима Б.Асада выражалась не только в виде заявлений, но и непосредственной военной помощи. Как сообщила The Times, члены ХАМАСа тренировали боевиков Сирийской свободной армии, а в 2013 году силы ХАМАСа с вместе с ССА атаковали позиции «Хизбаллы» и сирийской армии на авиабазе Миннаг.

Естественно, подобные действия не могли не повлечь за собой жесткую ответную реакцию Тегерана и Дамаска. В Иране Х.Машалю напомнили, что в годы борьбы с Израилем именно Иран и Сирии были рядом с палестинским народом, а Турция и Катар, наряду с США, поддерживали Израиль. Иранские СМИ назвали Х.Машаля «сионистским шпионом».

Иран прекратил предоставлять ХАМАСу финансовую помощь. По данным СМИ, эта помощь составляла около 20 млн долларов ежемесячно. Однако, иранские источники отрицали это. Официальный представитель МИД ИРИ Джабер Ансари заявил, что Иран никогда не прекращал финансовую помощь, и отметил что поддержка борьбы против Израиля – «принципиальная политика» Тегерана, но по словам заместителя председателя политбюро ХАМАСа Мусы Абу Марзука, Иран не оказывал финансовой поддержки с 2009 года.

В июне 2013 года в Иране был избран президентом Хасан Роухани. Руководство ХАМАСа выразило надежду на нормализацию отношений с ИРИ. Член политбюро ХАМАСа Мунир Саид в интервью палестинкой газете заявил, что отношения между Ираном и ХАМАСа будут укрепляться в период президентства Х.Роухани, который сыграет важную роль в этом деле. По его словам, победа реформистского лидера означает, что народ устал от имеющегося порядка и готов к переменам.

Толчком для сближения Тегерана и ХАМАСа стала эскалация палестино-израильского конфликта в июле 2014 года. Израильские ВВС атаковали полсотни целей в секторе Газа. В августе 2014 года командующий КСИР  Мохаммад Али Джафари в интервью иранскому арабоязычному каналу «Аль-Алам» сказал: «Иран готов поддерживать палестинское сопротивление оружием и передачей технологий, и не делает различий между шиитскими и суннитскими группировками в условиях израильской блокады».

Бывший командующий КСИР Мохсен Резаи, который в настоящее время является старшим советником Верховного лидера ИРИ, заявил, что Тегеран уже предоставил ХАМАС ракетные и строительные технологии, используемые в борьбе с израильскими силами в секторе Газа. М.Резаи сказал тому же агентству «Аль-Алам», что он обратился к президенту Ирана Х.Роухани с просьбой обеспечить системой ПВО сектор Газа, чтобы защитить палестинцев от израильских военных самолетов, которые провели более 4600 воздушных ударов по крошечной прибрежной полосе.

Спикер иранского Меджлиса Али Лариджани в августе 2014 г. заявил, что Иран не колеблясь придет на помощь ХАМАСу и другим вооруженным группировкам, борющихся с Израилем.

Сам Х.Роухани в интервью арабскому агентству «Аль-Майадин», заявил, что ХАМАСу в секторе Газа удалось одержать победу над Израилем в операции «Нерушимая скала» благодаря иранской помощи. Выступая на пресс-конференции в Нью-Йорке в кулуарах  Генассамблеи ООН, Х.Роухани заявил, что ХАМАС и «Хизбалла» не являются террористическими организациями, и эти организации никогда не действовали на территории других государств.

В 2015 году Турция взяла курс на нормализацию отношением с Израилем. Штаб-квартира ХАМАСа в Анкаре была закрыта. После смены власти в Катаре в результате отречения от престола эмира Хамада в пользу сына Тамима, поддержка ХАМАСа сократилась, т.к. новый лидер больше внимания стал уделять внутренним вопросам. Тогда Тегеран предложил лидерам ХАМАСа сменить свою позицию по Сирии, после чего ИРИ возобновит финансирование. Осознав, что опора на Турцию и Катар стала ошибкой, один из лидеров ХАМАСа в секторе Газа Исмаил Хания выступил с видео-обращением, выразив готовность восстановить прежние отношения с Тегераном. Ирану и ХАМАСу удалось договориться о том, что движение не будет вмешиваться в сирийский конфликт и сохранит нейтралитет. В августе 2015 года официальный представитель МИД ИРИ Марзие Афхам заявила о поддержке ХАМАСа и других антиизраильских групп, сказав, что помощь тем, кто выступает против «сионистского режима», является принципиальной политикой Ирана.

Представитель ХАМАСа Муса Абу Марзук поблагодарил Иран за эти заявления и поддержку, передает агентство Al-Monitor. «Различная помощь Ирана для Палестины была драгоценной,  изобильной и оказала большое влияние на палестинское сопротивление»,- сказал М.А.Марзук. Уже в 2015 году Иран перечислил в сектор Газа десятки миллионов долларов на восстановление инфраструктуры. Как пишет на своей странице в Twitter пресс-секретарь МО Израиля Питер Лернер, Иран выделяет «Хизбалле» 750 млн долларов, а ХАМАС – 70 млн долларов.

После заключения ядерного соглашения – Совместного всеобъемлющего плана действий – между ИРИ и группой 5+1 и отмены санкций в отношении Ирана, Более 70 членов Меджлиса подали прошение президенту Х.Роухани увеличить иранскую поддержку «региональному фронту сопротивления». Иранские законодатели призвали президента использовать министерства обороны и иностранных дел, чтобы направить помощь палестинцам в соответствии с указаниями Верховного лидера ИРИ.

По словам главы внешнеполитических  связей ХАМАСа О.Хамдана в интервью агентству Al-Monitor от 30 декабря 2016 г., отношения с ИРИ ухудшились в 2011 году из-за событий в Сирии, однако «после войны в Палестине в 2014 году стороны взяли курс на улучшение отношений». О.Хамдан подтвердил, что Иран не прекращал оказывать финансовую помощь ХАМАСу, и выразил надежду на ее увеличение Он подчеркнул, что отношения ИРИ и ХАМАСа движутся в правильном направлении, передает агентство «Аль-Алам,» что значит — Иран продолжит поддержку движению.

Как передает агентство Vatan24, один из лидеров ХАМАСа Махмуд Захар, в декабре прошлого года жестко раскритиковал действия Халеда Машаля, назвав ошибкой его решение оставить Дамаск, и заявил, что присутствие Ирана в Сирии необходимо для сохранения баланса сил в регионе. М.Захар сообщил, что создал коалицию, гарантирующую ему председательство в ХАМАСе, т.к. Х.Машаль предал главные принципы создания движения.  Он назвал Исмаила Ханию ставленником Катара и подчеркнул, что только ИРИ является реальной и единственной опорой палестинцев, и предоставленные Тегераном деньги и оружие помогут в борьбе против «сионистского режима». М.Захар отметил, что палестинцы не забыли помощь, оказанную Сирией, а также назвал все обвинения в адрес Ирана в гибели мирных сирийских граждан провокацией и ложью западных СМИ,  которой никто не верит.  В случае победы Махмуда Захара в борьбе за пост лидера ХАМАСа, дальнейший курс, судя по его заявлениям, предопределен и Иран вновь станет главным союзником в борьбе против Израиля.

В декабре 2016 года Верховный лидер ИРИ Али Хаменеи встретился с руководителем палестинской организации «Исламский джихад» Мухаммедом Шалла в Тегеране и отметил, что если «все палестинцы объединятся и внесут свой вклад в борьбу, сионистский режим не будет существовать через 25 лет», сообщило информационное агентство Mehr. Иран пообещал организации 70 млн долларов в качестве помощи. Примечательно, что 16-го января с.г. в Москве состоялась встреча глав палестинских движений ХАМАС, «Исламский Джихад» и ФАТХ, на которой российский министр иностранных дел Сергей Лавров призвал палестинцев объединиться. По итогам встречи палестинские организации договорились о создании общенационального правительства. О своей позиции по данному решению официальный Тегеран еще не заявлял, но, очевидно, что сплочение палестинского фронта облегчит Ирану возможность содействовать антиизраильской борьбе.

3 января состоялась встреча вице-президента Ирака Нури аль-Малики с советником Верховного лидера ИРИ Али Акбаром Велаяти, на которой стороны обсудили возможные риски после разгрома ИГ. На встрече А.А.Велаяти заявил, что фронтом сопротивления в регионе являются Сирия, Ирак, «Хизбалла», ХАМАС и другие исламистские организации, руководство которыми находится в руках Ирана. Тем самым, А.А.Велаяти подтвердил, что ИРИ продолжает контролировать своих союзников и «подопечных».

Важно отметить также смену власти в США. Новый президент Дональд Трамп отличился своей антииранской позицией и поддержкой Израиля. В связи с этим, есть мнение о том, что после провальной политики Барака Обамы на Ближнем Востоке, Тегеран стремится поскорее укрепить свои позиции в регионе, особенно в Палестине до того, как новое правительство США приступит к практическим действиям, как, например, перенос посольства США из Тель-Авива в Иерусалим, что может повлечь за собой новую эскалацию конфликта, пишут палестинский журналист из Дании Халед Абу Томе на сайте института Гейтстоун и агентство Presstv.ir.

52.32MB | MySQL:106 | 0,613sec