Кто перевозит оружие и снаряжение противоборствующим сторонам в Ливии

Логистическая авиационная поддержка является одним из основных условий сохранения и укрепления нового потенциала противостоящих друг другу сторон в Ливии. Ситуация, когда авиационный парк страны был фактически разрушен во время анархии и хаоса, который наступил после свержения М.Каддафи, вынудила зарубежных спонсоров искать пути и средства оперативной доставки вооружения и боеприпасов своим лояльным группировкам в Ливии. При этом надо также учитывать, что страна находится формально под оружейным эмбарго ООН, а это само по себе предполагает, что ни одна крупная авиационная компания не станет участвовать в сомнительных операциях и чартерных рейсах. Собственно остатки самой ливийской национальной авиационной компании в этой связи испытывают серьезный давление со стороны международных контролирующих организаций, и в настоящее время могут условно использовать для своих авиарейсов только территорию Мальты. В этой ситуации выбор противостоящих сил в Ливии, естественно, сосредоточился на поисках маленьких частных авиационных компаниях, которые могли бы выполнить роль перевозчиков очень сомнительных и рискованных грузов.

В настоящее время основными транспортными авиационными «лошадками» маршала Х.Хафтара, который позиционирует себя, как «главнокомандующий силами Палаты представителей в Тобруке», являются две маленькие молдавские компании Sky Prim Air и Oscar Jet. Главой первой является Григорий Чилан, вторую возглавляет его сын Владимир, тридцати лет от роду. Он, кстати, попал на ливийский рынок благодаря протекции гражданина России, которого на Западе идентифицировали, как Малика Билалова — бывшего владельца компании Veteran Avia. Эта компания фигурировала в списках специальной панели ООН «как компания, которая занималась переброской оружия силам Х.Хафтара из ОАЭ в 2015 году». Сам Григорий Чилан является очень весомой фигурой в молдавском истеблишменте. В 2015 году «за особые заслуги» тогдашним президентом Молдовы Н.Тимофтием награжден орденом Славы. С тех пор постоянно был в президентской обойме, несмотря на смену глав государства. Помимо ИЛ-18Д и нескольких ИЛ-76, в парке его авиакомпании есть два Боинга 320, которые он формально взял в лизинг в 2016 году у компании Fly One. Эта новая транспортная компания принадлежит жене В.Чилана. Ее основным партнером является бывший министр юстиции Молдовы и бывший руководитель национальной авиакомпании Air Moldova В.Чеботари. Эти две компании не просто являются основными перевозчиками вооружения и боеприпасов в интересах Х.Хафтара из-за границы, но и также выполняют деликатные миссии внутри самой Ливии и прилегающих странах Африки. Кроме того, сотрудники компании выполняют обязанности технического персонала на тех аэродромах, которые контролируют силы Х.Хафтара. Для этих целей компания использует, в общем-то, уже устаревший авиационный парк. Основным бортом является ИЛ-18Д, который, по данным экспертов, наверное, остался единственным «летающим» самолетом такого класса. Именно этот борт в начале января с.г. перевозил в Зинтан с востока Ливии офицеров этого племенного клана, вернувшиеся через Египет в Ливию после прохождения курса тренировки и обучения в Иордании. Кстати, попутно отметим, что такого рода операции невозможно проводить, как минимум, без молчаливого одобрения США и Великобритании. Более того, обоснованно предположим, что тренировки ливийцы проводили как раз в тех двух лагерях на сирийской границе, которые контролируют англосаксы. Эти лагеря, куда иорданским военным вход категорически запрещен, используются для подготовки отрядов сирийской оппозиции. Летом прошлого года мы уже сообщали, что сотрудники британских спецслужб вели переговоры с представителями двух кланов Ливии — Мисураты и Зинтана о направлении их боевиков в отряды сирийской оппозиции. Таким образом, констатируем, что такая программа была запущена, но использование ливийских отрядов было по каким-то причинам признано в настоящий момент нецелесообразным. Наиболее вероятной причиной этого, по нашей оценке, является смена команды в Белом доме. Возвращаясь к теме молдавского борта, отметим, что помимо вышеуказанного рейса в декабре прошлого года он перевез 60 млн ливийских динар на военную базу Барак аль-Шати (по данным французских разведывательных источников, речь скорее всего идет о напечатанных в Москве по заказу Х.Хафтара банкнотах для покрытия оперативных нужд своих отрядов). Три дня спустя этот борт перевозил заместителя Х.Хафтара полковника Мухаммеда бен Найеля, который был назначен куратором операции по захвату Себхи в Феццане. Кстати, в Феццан полковника с его штабом перебрасывал ИЛ-76 компании Oscar Jet.

Основные конкуренты Х.Хафтара также активно используют маленькие частные авиакомпании. Триполитанский исламист и бывший руководитель Ливийской боевой группы (ЛБГ) А.Бельхадж активно предоставляет площадку контролируемого им аэропорта Миитига бортам еще одной молдавской компании Aerotranscargo, которая совершила более пятидесяти рейсов в Ливию за прошлый год из аэропортов Остенде (Бельгия), Кельн (ФРГ) и Трабзон (Турция). Эксперты полагают, что эта авиакомпания является ширмой для ливийского бизнесмена А.Аради (компания Global Aviation and Services Group, которая была задействована для переброски катарского оружия из Судана в интересах мисуратовцев и триполитанцев), который таким образом обходит эмбарго на полеты самолетов ливийских компаний в ЕС. По крайней мере, в компании пользуются, в том числе, и его самолетом Боинг 747. Эксперты также полагают, что этими рейсами перебрасываются и партии оружия из Белоруссии. Минск вообще в последнее время переквалифицировался на поставки оружия именно в Мисурату и Триполи. Ранее он занимался такими операциями исключительно в интересах Х.Хафтара. По крайней мере, две белорусские компании Ruby Star Airlines и Transaviaexport еще в 2015 году «засветились» именно, как транспортники для переброски сербского оружия в Тобрук. В настоящее время они летают только в Миитигу и Мисурату.

52.18MB | MySQL:103 | 0,557sec