Ситуации в зоне Сахеля: декабрь 2016 г.

1 декабря командование Миссии ООН в Мали (Minusma) сообщило, что вследствие теракта, совершенного 29 ноября боевиками-смертниками в аэропорте г.Гао, его взлетно-посадочную полосу временно невозможно использовать. Особенностью того теракта было то, что он был нацелен не на людей, а на навигационное оборудование, повреждение которого привело к закрытию аэропорта. По оценке Minusma, ему был нанесен «значительный ущерб». По данным миротворцев, в нападении использовались как минимум два заминированных автомобиля. Один из них, забитый взрывчаткой, был использован для атаки навигационных объектов аэродрома. Второй боевики не успели подорвать. В нем были обнаружены 500 кг взрывчатки и несколько крупнокалиберных снарядов.

Как сообщила джихадистская группировка «Аль-Мурабитун» алжирца Мухтара Бельмухтара, ранее уже взявшая на себя ответственность за совершение теракта на аэродроме г.Гао, в нападении на него участвовали 4 боевика. В коммюнике группировки, распространенном мавританским информационным агентством «Аль-Ахбар», сообщалось, что в ходе нападения все четверо погибли. Боевики назывались словом «аль-ансари», что, как считается, указывает на их местное (малийское) происхождение. В нем напоминалось, что в случае аэродрома в Гао речь шла о наиболее охраняемом иностранном объекте на севере Мали.

Считается, что сам М.Бельмухтар был уничтожен в ноябре в результате авиаудара французской авиации по территории Ливии. Наведение самолетов на цель осуществлялось по данным американской разведки. Надо учитывать, что в прошлом главаря «Аль-Мурабитун» «хоронили» уже несколько раз.

В декабре никуда не делось противостояние между двумя участниками мирного процесса – бывшими повстанцами – туарегами из альянса Координация движений Азавада (КДА) и проправительственной Группой самообороны туарегов Имгада и союзников (ГСТИС). По данным КДА, позиции ее формирований в районе «Гурма, между Тесситом и Интиллитом» были атакованы 1 декабря «элементами «Платформы» (коалиция проправительственных группировок, в которую входит ГСТИС).

По данным КДА, при отражении атаки был убит один ее боец, несколько человек попали в плен. КДА осудила «эту неприемлемую агрессию», совершенную в момент, когда подписанты мирного соглашения «пытаются реализовать предусмотренные мирным соглашением меры безопасности, и в частности, организовать смешанные патрули из бойцов КДА и «Платформы».

По данным иностранного источника, занимающегося вопросами безопасности в регионе, в ходе боестолкновения погибли 2 человека. В качестве возможной основной причины столкновения называлась борьба вооруженных группировок за право контроля над маршрутами перевозки наркотиков.

В декабре в Мали продолжились активные операции джихадистских группировок. В ночь с 5 на 6 декабря боевики одной из группировок атаковали тюрьму в городе Нионо (350 км к северо-востоку от Бамако) в центральной части страны и освободили до 50 находившихся в ней заключенных, включая джихадистов. Всего в тюрьме содержалось до 90 заключенных. При нападении ранения получили двое охранников тюрьмы. Командование малийской армии тут же направило в Нионо армейские подразделения с тем, чтобы обеспечить безопасность в городе. По данным малийских спецслужб, нападение на тюрьму было совершено боевиками группировки во главе с Амаду Куфа, состоящей главным образом из выходцев из народности пель.

Новая атака на тюрьму была совершена месяц спустя после аналогичного нападения, совершенного на тюрьму в городе Банамба (140 км к северо-востоку от Бамако). Там были освобождены 20 заключенных. Тогда целью нападавших было освобождение одного из полевых командиров действующей в Нигерии джихадистской группировки «Боко харам», однако его перевели в другую тюрьму незадолго до нападения.

24 декабря неизвестные вооруженные лица похитили в Гао 60-летнюю франко-швейцарку Софи Петронин, работавшую на одну из гуманитарных организаций, занимающуюся оказанием помощи детям. Врач по профессии, она жила в Гао с 2000 года. В 2012 г. повстанцы-туареги спасли ее от захвативших город джихадистов, выведя ее в Алжир.

16 декабря в Буркина-Фасо в Нассубу, что в 30 км от границы Мали, неизвестные атаковали полевой лагерь роты буркинийской армии из состава Группы антитеррористических сил (GFAT). В результате нападения, совершенного ранним утром, погибли по меньшей мере 12 солдат, 2 пропали без вести. Численность нападавших оценивалась в 40 человек.

GFAT представляет собой специально подготовленный для действий батальон буркинийской армии. Его численность – 600 человек. Он был развернут близ границы с Мали в начале 2013г. одновременно с развертыванием в соседней стране французской операции «Серваль».

18 января при посещении Уагадугу президент Мали допустил возможность для буркинийских военных преследовать джихадистские формирования на территории его страны при условии взаимности.

29 декабря в Буркина-Фасо был снят с должности начальник Генштаба генерал Пингренома Загре. Этот пост получил старший полковник Умару Саду, уже находившийся на нем в 2011 году. У.Саду – выходец с севера Буркина-Фасо, т.е. из зоны Сахеля.

2 декабря в Сикассо (380 км от Бамако) возобновился, и тут же был перенесен процесс над бывшим главарем военной хунты Амаду Саного, обвиняемым в убийстве двух десятков солдат в 2012 году. Таким образом путчисты расправились над десантниками элитного полка малийской армии, т.н. «красными беретами», сохранившими верность свергнутому президенту Амаду Тумани Туре и попытавшимися совершить контрпереворот месяц спустя после путча, совершенного в марте 2012 г. Этот путч ускорил бегство малийских военных с севера страны, который тут же был занят тремя джихадистскими группировками. Исламисты были выбиты из городов региона в январе 2013 г. в результате иностранного военного вмешательства, продолжающегося до сих пор. Также до сих пор на севере Мали продолжают действовать джихадистские группировки.

8 декабря суд над А.Саного был перенесен на 2017 г.

17 декабря парламент Мали проголосовал против уголовного преследования бывшего президента страны Амаду Тумани Туре (АТТ), которого хотели обвинить в измене. При подсчете результатов тайного голосования против преследования АТТ выступили 104 депутата, за проголосовали 5, 6 воздержались. Обвинение в измене было выдвинуто в связи с тем, что именно в последние дни его правления в начале 2012 г. север страны был захвачен джихадистами. Бывший генерал, АТТ избирался на пост президента в 2002 и 2007 годах. 22 марта 2012 г. он был отстранен от власти в результате военного переворота, и с тех пор проживает в Дакаре.

5 декабря в Дакаре президент Сенегала Маки Саль и министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан указали на необходимость лучшей оснащенности армий африканских стран и их миротворческих подразделений с тем, чтобы они более эффективно могли противостоять террористической угрозе. «Необходимо признать, что армии большинства африканских стран далеки от того уровня, который требуется от них», — заявил М.Саль на церемонии открытия Дакарского форума по проблемам мира и безопасности в Африке. Основной причиной этого он назвал структурные преобразования, происходившие в африканских странах, которые не позволили им плотно заниматься вопросами безопасности.

«Сегодня африканские страны должны совершить интенсивные усилия с тем, чтобы вывести их армии на новый уровень, обратив при этом внимание на их оснащенность, качество личного состава и его обученность», — сказал он. По его оценке, «террористы – не дети из школьного хора, они хорошо организованы и располагают самым разнообразным арсеналом оружия с тем, чтобы реализовывать их замыслы». Он отметил, в частности, что Мали «превратилось в самый смертоносный театр за время проведения миротворческих операций». Там со времени развертывания Minusma в июле 2013 года погибли свыше 70 «голубых касок».

Со своей стороны французский министр указал на «срочную необходимость выработки более наступательной доктрины миротворческих операций с тем, чтобы более эффективно противостоять новым ситуациям в плане безопасности».

По оценке Ле Дриана, малийское мирное соглашение, подписанное в мае – июне 2015г., является единственной «дверью» для выхода страны из кризиса. Он призвал все стороны, подписавшие этот документ, добиться реализации его положений. По его оценке, только реализация этого соглашения позволит Мали «серьезно бороться против вооруженных групп террористов». Месяцем ранее французский министр призвал президента Мали Ибрагима Бубакара Кейту предпринять «необходимые инициативы» с тем, чтобы установить мир на севере Мали.

Франция, в частности, выступает за более существенное участие Евросоюза в финансировании закупок для армий африканских стран нелетального снаряжения —  легкобронированного автотранспорта, бронежилетов, средств наблюдения. В 2016г. Франция подготовила на своих базах в Дакаре и Абиджане 20 тысяч солдат для армий африканских стран. Однако, как заметил Ле Дриан, «недостаточно заниматься только подготовкой». «Если подготовлен батальон, но он не имеет необходимого вооружения и снаряжения, усилия и средства, потраченные на подготовку, будут выброшены на ветер», — справедливо заметил он.

В целом, ситуация в зоне Сахеля имеет отчетливую тенденцию к ухудшению. Главная причина тому – наличие в регионе двух генераторов нестабильности, каковыми стали Мали и Южная Ливия. И если первой хоть как то занимаются в рамках операции «Бархан», путем присутствия там миротворческой миссии, вторая территория, похоже, полностью выпала их поля зрения мирового сообщества со всеми вытекающими возможными последствиями.

62.92MB | MySQL:105 | 0,681sec