О конституционном процессе в Турции

На прошлой неделе, 20 января, в турецком Меджлисе завершилось второе чтение проекта конституционных поправок, внесенных правящей Партией справедливости и развития (ПСР) при поддержке правой Партии националистического движения. (ПНД) С результатом, который изначально не вызывал ни у кого сомнений: квалифицированным большинством в 339 голосов (что есть больше необходимых 3/5 или 330 голосов в 550-местном Парламенте) депутаты поддержали реформу. Результаты голосования выглядели следующим образом: в голосовании приняло участие 488 депутатов, из которых «за» высказались 339, «против» — 142, пустых бюллетеней – 5, признано недействительными – 2.

Впрочем, каким бы очевидным ни был результат, есть нюансы, на которые стоит обратить внимание. Прежде всего, стоит вспомнить про нынешнее распределение мест в Меджлисе: Партия справедливости и развития (ПСР) – 317 мест, Народно-республиканская партия (НРП) – 133 мест, Партия демократии народов (ПДН) – 59 мест, Партия националистического движения (ПНД) – 39 мест, независимые депутаты – 2 места.

Понятно, что до второго квалифицированного большинства в 2/3 голосов (367 «за») альянс ПСР – ПНД возможности дотянуться не имел физически, чисто из арифметических соображений (317 + 39 = 356 < 367). Однако, тот факт, что конституционная инициатива, при голосовании за которую был важен каждый «штык», не собрала «положенных» 356 «за» может означать лишь одно – то, что речь идет не об альянсе ПСР и ПНД в полном смысле слова. А об альянсе «духовного лидера» ПСР Реджепа Тайипа Эрдогана и главы ПНД Девлета Бахчели. При этом последний не пользуется полной и безоговорочной поддержкой в своей партии, где против него сформировалась достаточно серьезная фронда. Её размеры также можно «на глаз» оценить: если считать, что ПСР проголосовали единогласно «за», то получится, что в ПНД выступили против 17 депутатов (=356-339). Иными словами, не будет натяжкой говорить о том, что соотношение между сторонниками и противниками Д.Бахчели, а, следовательно, и поддерживаемой им инициативы составляет 56% на 44%. И неслучайно не так давно на полную мощь включилась судебная и правоохранительная системы с тем, чтобы воспрепятствовать замаячившему переизбранию Д.Бахчели.

Таким образом, принятый Меджлисом пакет конституционных поправок передается на утверждение президента Р.Т.Эрдогана (срок, который отводится – 15 дней). После опубликования законодательной инициативы в т.н. «Официальной газете» в течение 60 дней, в ближайшее по времени воскресенье, объявляется всенародное голосование. Таким образом, оно должно состояться приблизительно в середине апреля месяца.

Говоря о перспективах: может ли, хотя бы теоретически, «сыграть» ожесточенное неприятие конституционной реформы со стороны республиканцев и прокурдской партии, а также раскол в стане националистов, и сорвать конституционную инициативу правящей партии и части националистов? Иными словами, возможно ли повторение сценария «7 июня», когда правящая партия чуть было не потеряла свои доминирующие позиции в стране и не была вынуждена формировать коалиционное правительство, впервые за 12-летний срок нахождения во власти?

Скажем сразу, шансы на это невелики, имея в виду ровно ту самую причину, по которой оппозиционным движениям страны не удалось развить свой успех 7 июня 2015 года. Речь идет о сильно отличающихся идеологических платформах республиканцев, курдов и части националистов – противников Девлета Бахчели. При том, что курдское движение маргинализировано, его лидеры находятся под арестом, и вести с ним диалог для любого политика хоть левого, хоть правого крыла не только неприлично, но и просто опасно «для рейтинга». В противоположность разобщенности противников перехода к президентской форме правления, стан его сторонников – достаточно «крепко сколочен» и оппозиционные «флэшмобы» в парламенте лишь способствуют ещё большой консолидации сторонников вокруг ПСР, а точнее вокруг президента Р.Т.Эрдогана.

Главным шансом для оппозиционеров является, разумеется, крайне низкая информированность населения о сути и конкретном содержании конституционной реформы. Как показали недавно обнародованные результаты опроса, проведенного Фондом политических, экономических и социологических исследований (SETAV), в числе опрошенных респондентов едва ли наберется 15% тех, кто заявил, что он в достаточной мере осведомлен о конкретной сути предстоящей реформы. Все же остальные в разной мере оценили своё незнание: от полного отсутствия информации, до наличия некоторых, отрывочных сведений. И это, несмотря на ту частоту, с которой руководством страны на протяжении многих месяцев произносится словосочетание «президентская республика». Вот это и можно считать «ахиллесовой пятой» реформы.

При этом президентом Р.Т.Эрдоганом проводится прямая связь между конституционной реформой и не только улучшением ситуации в стране, но и её дальнейшим динамичным развитием. Однако, каким образом сопрягается одно с другим остается за кадром и неясно даже после детального прочтения пакета конституционных поправок. И вместо того, чтобы сделать акцент на этот факт, апеллируя уже к «улице», оппозиция устраивает яростные демарши в Меджлисе, то есть там, где схватка была уже заранее проиграна. Тем самым, вольно или невольно помогая правящей партии мобилизовать свой электорат.

Впрочем, у противников реформы есть ещё «теневые» сторонники, чьё влияние никак нельзя сбрасывать со счетом. Речь идет о гюленистах, как реальных, так и мнимых (кого вместе с их семьями, тем не менее, затронули кадровые чистки государственного аппарата). И поскольку борьбу с ними пока никак нельзя считать завершенной, «внешний пенсильванский фактор» также может иметь значение.

52.22MB | MySQL:103 | 0,546sec