Старые и новые аспекты в сотрудничестве Израиля и США с приходом Д.Трампа

20 января 2017 г. Д.Трамп официально вступил в должность президента Соединенных Штатов, став 45-м по счету лидером страны. Для Израиля, с нетерпением ожидавшего инаугурации для того, чтобы исправить просчеты на американо-израильском направлении, ставшие следствием президентства Б.Обамы, с этого дня наступил важный, но сложный период. Важность стартовавшего этапа межгосударственного взаимодействия кроется в предвыборных обещаниях Д.Трампа. В своих заявлениях, касавшихся ближневосточной политики, он называл себя самым преданным другом Израиля, гарантировал партнеру беспрецедентный уровень поддержки, а также заявил о готовности перенести американское посольство из Тель-Авива в Иерусалим. Трудности, возникшие перед страной, заключаются в том, сможет ли Израиль через сотрудничество с новой администрацией США действительно добиться воплощения на практике своих интересов или вопросы, обсуждавшиеся на стадии предвыборной гонки, так и останутся обещаниями.

В этой связи с точки зрения ближневосточной политики нового президента США серьезное внимание СМИ было приковано не столько к инаугурационной речи Д.Трампа, сколько к состоявшемуся позже телефонному разговору с премьер-министром Израиля Б.Нетаньяху. 22 января 2017 г. глава израильского правительства обратился к вступившему в должность президенту США с целью выработать «общее видение по продвижению мира и безопасности в регионе»[i]. В некоторой степени это пожелание, в котором остро нуждались израильские власти в последние месяцы, напоминает механизм «сверки часов», сформировавшийся с Россией в отношении сирийского конфликта. Однако по своему охвату подразумевает обсуждение группы региональных проблем.

На сайте израильского внешнеполитического ведомства относительно телефонного разговора было распространено довольно сжатое сообщение, в котором говорилось о «ядерной сделке с Ираном, мирном процессе с палестинцами и других темах»[ii]. Под последним подразумевалась, вероятно, ситуация в Сирии, получившая в официальных источниках, сообщавших о беседе, наименьшее внимание. Во многом данная ситуация может быть связана с нежеланием сторон афишировать свои намерения перед Москвой. Более подробно суть беседы Б.Нетаньяху раскрыл ранее на состоявшемся в тот же день еженедельном заседании кабинета министров. Глава правительства подчеркнул: «Вопреки сообщениям, которые я прочел, хотел бы прояснить, что прекращение иранской угрозы, в первую очередь опасности, ставшей следствием плохой ядерной сделки, подписанной с Ираном, продолжает оставаться важнейшей целью Государства Израиль»[iii]. Исходя из этого, стало очевидно, что ключевым вопросом для израильской стороны в отношениях США сегодня является иранский, что во многом продиктовано прежними заявлениями Д.Трампа. В разгаре предвыборной гонки он отмечал, что соглашение с ИРИ должно и может быть пересмотрено, и эта задача станет для новых властей приоритетной.

Стоит подчеркнуть, что для политических кругов США опасения относительно будущего документа, считавшегося дипломатическим прорывом, весьма реальны. После избрания Д.Трампа представители экспертного сообщества, включая Р.Нефью, входившего в американскую команду переговорщиков, заявили, что дни сделки могут быть сочтены, а будущие действия Вашингтона способны спровоцировать Иран на нарушение возложенных на него обязательств. Израильские дипломаты склонны рассматривать сложившуюся ситуацию в контексте общих интересов государств в регионе. Как следствие, ими высказывается точка зрения, согласно которой за пересмотр иранской сделки стране придется предложить нечто важное американскому партнеру. Еще одно мнение, бытующее в израильском военно-политическом истеблишменте, заключается в том, что шаги Вашингтона по пересмотру соглашения по ядерной программе Ирана повлекут за собой конфликт интересов США и других государств-участников переговорного процесса, что ослабит влияние страны на международной арене. Израилю, страдающему от нападок на площадках различных международных форумов, включая ООН такая ситуация принесет лишь вред.

Более сжатой оказалась дискуссия о будущем палестино-израильского конфликта. В ней было традиционно заявлено о необходимости строить процесс урегулирования на основе прямых переговоров непосредственных участников противостояния. Таким способом США смогли продемонстрировать одновременно как поддержку израильской позиции, так и свое нежелание содействовать международным усилиям, стремясь оставаться и по этому вопросу в особых отношениях с ближневосточным партнером. Косвенным подтверждением данной стратегии может служить и распространенная днем ранее в эфире израильского радио информация о том, что новая администрация США обратилась к властям страны с просьбой не предпринимать неожиданных односторонних действий. Не забыв обозначить в ходе беседы особую озабоченность гарантиями израильской безопасности, Д.Трамп не затронул, судя по имеющимся данным, тему переноса американского посольства. Представители нового лидера списали отсутствие информации по данной проблематике на формат состоявшейся беседы, а также необходимость в начале преодолеть разногласия, ставшие следствием политики Б.Обамы. Контрпартнеры, которые могут опасаться спровоцировать своим напором разногласия, также предпочли не заострять внимание на данной теме.

Таким образом, Израиль и новая американская администрация оказались перед лицом старых проблем, которые с 20 января 2017 г. приобрели новое звучание из-за кардинальных различий в стратегии действий на ближневосточном направлении у нового и ушедшего в отставку лидеров США. Возможность согласовать по-настоящему общий план действий в регионе станет более очевидной после намеченной на февраль встречи Д.Трампа и Б.Нетаньяху. На нынешнем этапе стороны предпочитают своего рода полумеры, которые не сулят действительного прогресса на каком-либо из упомянутых направлений, но и не нанесут вреда как собственным интересам, так и позиции партнера.

[i] Цит. по: PM Netanyahu speaks with US President Trump. 22.01.2017. // Israel Ministry of Foreign Affairs. 22.01.2017. URL: mfa.gov.il/MFA/PrassRoom/2017/Pages/PM-Netanyahu-speaks-with-US-President-Trump-22-January-2017.aspx

[ii] Ibid.

[iii] PM Netanyahu’s remarks at the start of the weekly Cabinet meeting. 22.01.2017. // Israel Ministry of Foreign Affairs. 22.01.2017. URL: mfa.gov.il/MFA/PrassRoom/2017/Pages/PM-Netanyahu’s-remarks-at-the-start-of-the-weekly-Cabinet-meeting-22-January-2017.aspx

52.26MB | MySQL:103 | 0,490sec