Некоторые значимые события в экономической жизни Ирака в январе 2017 года

Начало 2017 года в Ираке, кроме долгожданных успехов армии и Народного ополчения под Мосулом, было ознаменовано несколькими, по нашему мнению, знаковыми событиями в экономической жизни страны.

Во-первых, к таким следует отнести предстоящий выход страны на самообеспечение пшеницей, о чем было заявлено представителями Министерства сельского хозяйства 22 января. Хамид Найеф, выступая на пресс-конференции в Багдаде, объявил, что по данным ведомства, страна вплотную приблизилась к показателям сбора урожая пшеницы, позволяющим отказаться от ее импорта. Заявление Х.Найефа совпало по времени с освобождением от террористов «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) значительных районов в центре и на севере Ирака, которые традиционно являлись сельскохозяйственной житницей и приносили основные урожаи пшеницы и ячменя. По данным министерства, подсчитанный сбор пшеницы равен 3,5 миллионам тонн, тогда как достаточным для страны, считается 5 миллионов тонн. В 2013 году, до захвата ИГ сельскохозяйственных районов провинций Найнава, Салах эд-Дин и Анбар уровень производства составлял упомянутые 5 миллионов тонн. По словам чиновника, прирост производства, связанный с возвращением освобожденных территорий в оборот поддерживается компанией ведомства, направленной на стимулирование урожайности, путем оснащения крестьянских хозяйств стационарными и передвижными системами орошения, удобрениями, что позволило за последние полтора года в отдельные случаях повысить урожайность в три раза на одних и тех же площадях.  Кроме различных мер стимулирования, включая субсидирование на местах, Х.Найеф отметил, что политика министерства направлена на всемерную поддержку местного производителя и на рынке, что достигается взаимодействием Минсельхоза с Минфином, таможенной службой и пограничниками, следящими за тем, чтобы в страну не ввозилось контрабандное зерно, или импортная продукция не обложенная соответствующими налогами. Чиновник уверен, что по мере ввода в оборот всех тех районов, в которых ведутся работы по разминированию и расчистке местности, восстановлению инфраструктуры, экстенсивный прирост производства пшеницы и ячменя уже в этом году даст стране выйти на цифры, позволяющие отказаться от импорта этих стратегически важных для населения товаров, и снизить тем самым нагрузку на федеральный бюджет.

В понедельник, 22 января представители власти и духовенства заложили первый камень в здание будущего международного аэропорта в г.Кербела. По контракту, подписанному с британской компаний «Кобриджес», первая очередь проекта займет 10 месяцев и обойдется в 247 миллионов долларов США. Рассчитанный на прием двух миллионов паломников в год и обладающий самой протяженной взлетно-посадочной полосой в стране, будущий аэропорт позволит разгрузить воздушные ворота Багдада и соседнего Неджефа, нагрузка на которые возрастает с каждым годом в дни паломничества мусульман-шиитов со всего мира к местам упокоения почитаемых ими имамов Хусейна и Али в иракских городах Неджеф и Кербела.  Проект является значимым для страны и города, обеспечивая сотни рабочих мест, кроме того оснащение его по последнему слову техники, предусмотренное проектом, с точки зрения развития транспортной системы в Ираке является несомненным шагом вперед. Не всякая из т.н. развитых стран может в нынешних экономических условиях взять и позволить себе строительство нового современного аэропорта, относящееся к капитальному строительству первого ранга с точки зрения затрат и требуемых инженерных и промышленных ресурсов, наличия строительных материалов и оборудования. Аэропорт Кербелы станет резервным для международного аэропорта Багдада, что будет поддержано эксплуатацией скоростной железнодорожной линии, которая уже сооружена при техническом содействии китайских специалистов, и сейчас находится в режиме опытной эксплуатации.

Долгожданной новостью для иракцев стало известие о скором возобновлении речного транспортного сообщения на реке Тигр. В 2017 году в самой столице и в провинции будут открыты 34 станции речного такси, что представляет первый этап проекта, поэтапно охватывающий соседние районы, и по заявлению представителя Генеральной компании по речным перевозкам Муртады Рамида, по мере завершения проектной документации и согласований со всеми причастными организациями, станет важной вехой в восстановлении нормальной жизни страны. Три станции планируется построить между городами Неджеф и Кербела, места двух из них уже определены: это будут Аль-Кафль и Садда Хиндия. Основная же часть причалов будет восстановлена или заново сооружена на протяжении набережных Багдада, соединяя противоположные берега Тигра. 10 станций речного такси будет построено в провинции Аль-Васыт (Аль-Васит) в которой, к слову, успешно работает консорциум, включающий российскую компанию «Газпром нефть», еще 4 – в Мисане. В Басре запланировано строительство десяти станций. Сам проект был в целом утвержден в прошлом году, — сообщил чиновник, указав на то, что он является частью общего плана развития инфраструктуры и предусмотрен к реализации в бюджете на 2017 год. Каждый из новых и современных катеров будет оборудован средствами спасения, навигации и связи и способен перевозить до тридцати пассажиров. Проект, по мнению М.Рамида финансово выгодный, так как привлекателен и с точки зрения развития туризма, и имеет большое значение для разгрузки транспортных потоков в Багдаде, Басре и других городах. Кроме собственно станций и причалов, проект предусматривает строительство кафетериев, ресторанов, причальных терминалов с залами отдыха, магазинов, облагораживание набережных, что особенно актуально для иракской столицы. Последние десять лет по соображениям безопасности оба берега Тигра были безжизненными и превратились в закрытые для доступа районы, перемежающиеся со свалками мусора. С реализацией проекта ситуация изменится а жители и гости столицы Ирака вновь смогут любоваться знаменитыми багдадскими мостами, «Островом невест», посещать некогда популярные районы отдыха и городские парки. Второй и третий этапы проекта предусматривают развитие речного сообщения между городами страны, что потребует привлечения большого числа земснарядов для дноуглубительных работ, не проводившихся почти двадцать лет, приведения в порядок фарватеров, каналов, шлюзов, навигационного оборудования. Министерство транспорта готовится размещать тендеры на выполнение этих работ в 2017-2018 гг.

В экономической жизни Ирака, разумеется, произошли многие другие значимые, более и менее важные для страны события, но все они, по нашему мнению, подчеркивают одно обстоятельство: несмотря на всю тяжесть войны с террором, экономический кризис и политическую нестабильность в стране народ этой многострадальной древней земли постепенно возвращается к нормальной жизни, приближая своим трудом ее полноценный приход, тот день, когда наконец будут разобраны ( к слову, уже во многих местах они демонтированы) бетонные стены, заграждения  и блок-посты.

52.21MB | MySQL:103 | 0,536sec