О неудачах Марокко на африканском направлении

Король Марокко Мухаммед VI отменил свое африканское турне. Это решение с учетом провозглашенного Рабатом курса на сближение с африканскими странами в формате общей тенденции по возвращению королевства в Африканский союз в качестве полноправного члена, выглядит неожиданным. Напомним, что марокканский монарх намеревался посетить во время поездки Гану, Замбию, Южный Судан и Эфиопию. Причем в последней король намеревался принять участие в саммите Афросоюза (АС) в качестве наблюдателя. Этому событию уделялось предельно важное значение с точки зрения входа Марокко в формат полноправного участника этой региональной африканской организации. При этом визит короля стал готовиться еще в 2016 году. В сентябре прошлого года была проведена массированная ротация послов Марокко в ряде ключевых африканских стран. Так, в Эфиопию был назначен ветеран дипломатической службы Н.Алауи, который должен был одновременно с посольством возглавить «представительское бюро» Марокко при АС. Все эти дипломатические усилия должны были быть сопряжены с экономической экспансией королевства на рынок Эфиопии. В частности, послу было напрямую предписано «обеспечить вхождение на местный рынок фосфатного гиганта Марокко фирмы OCP», что весьма актуально с учетом крайней нужды сельского хозяйства этой страны в удобрениях. Перед вторым назначенным послом в Нигерии М.Тагмой была поставлена генеральная задача «по убеждению президента М.Бухари в необходимости отозвать признание Абуджей Западной Сахары». Естественно, подкрепив эти маневры конкретными экономическими проектами. Было обновлено еще четыре должности послов Марокко в странах Африки. Это Руанда, президент которой П.Кагаме высказывал очень сильные колебания по отзыву решения по вопросу признания независимости Западной Сахары. Одновременно Кигали рассматривается марокканцами как ключевая точка противодействию усилиям своего основного регионального конкурента в лице Алжира, который имеет в столице Руанды «кустовую» резидентуру своих спецслужб. Она работает на этот субрегион с позиций посольства. Еще одной ключевой точкой стал Чад, где новый посол Марокко А.Эроджа должен будет убедить чадского президента И.Деби минимизировать свои связи с Алжиром. Новых послов также получили посольства Марокко в Танзании и Мозамбике с учетом активной позиции этих стран по признанию государственной независимости Западной Сахары. Архитектором этой новой «африканской политики» стал выдвиженец короля Мухаммеда VI и нынешний глава Департамента Африки МИД Марокко Мухаммед Сшиби, который убедил монарха видоизменить политику в отношении бойкотирования работы и членства в АС, а также активизировать усилия по созданию прочных политических и экономических позиций на континенте. Поводом для этого стал прошлогодний демарш генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, который во время своего визита в Алжир открыто высказался за официальное признание независимости Западной Сахары. Этот скандал королевскому дворцу удалось замять с большим трудом, в том числе и путем открытого шантажа перспективами прекращения миротворческой миссии ООН в Марокко.

Нынешнее аннулирование визита марокканского монарха по странам Африки свидетельствует о том, что пока концепция «новой африканской политики» Рабата откровенно буксует. Отказ посещать саммит АС в конце января с.г. связан, прежде всего, с тем, что МИД и разведслужбы Марокко доложили монарху свой совместный доклад, из которого следует, что в случае прибытия его в Аддис-Абебу ряд стран Африки планирует затеять провокационную дискуссию в отношении признания государственности Западной Сахары. Среди организаторов указанного демарша называлась ЮАР. В докладе также указывалось, что часть африканских стран намерены были категорически потребовать от руководства АС сделать все возможное, чтобы Марокко вновь не стала членом этой региональной организации. В данном случае МИД и спецслужбы службы Марокко убоялись прежде всего того, что король станет объектом персональных нападок, и результат этого самым плачевным образом отразится и на судьбах министра иностранных дел и глав спецслужб. В результате визит, который готовили полгода отложен на неопределенный срок, а в Алжире, стоявшим незримо за всеми этими провокационными планами, празднуют победу. Таким образом, это уже второе крупное поражение Рабата за последние два месяца. Первым было инициирование лоббистами Западной Сахары и Алжира в Еврокомиссии рассмотрения вопроса об аннулировании или серьезной трансформации договора о торговле и рыболовстве между ЕС и Марокко, что со всей очевидностью может привести к серьезным экономическим рискам для королевства. Не говоря уже о политическом ущербе.

Напомним, что указанное соглашение подразумевает, помимо прочего, инвестирование европейских компаний в строительство мощных электростанций, которые используют ветряную энергию. Причем объем производимой энергии должен был не только позволить Марокко перестать импортировать электричество из Испании, но и наоборот — стать экспортером энергии в ЕС. В случае внесения поправок в соглашение из него будут убраны районы Марокко, которые фронт ПОЛИСАРИО считает «своими». А именно они считаются экспертами наиболее оптимальными для строительства кластеров ветряных генераторов. Кроме того, из договора о рыболовстве исчезнут и территории (около 1700 км. прибрежной линии), которые считаются наиболее «урожайными» с точки зрения улова. Это формально закроет для европейских рыбаков значительную часть марокканского рынка рыбы, или, по крайней мере, потребует от них перерегистрировать свои суда под «флагами» третьих стран. Еще одним ударом для Рабата стали и предпринятые в январе с.г. Алжиром и Тунисом попытки запустить альтернативный от марокканского (т.н. «соглашения в Схирате») формат переговоров по внутриливийскому урегулированию. Все эти моменты свидетельствуют о том, что Рабат на данный момент соперничество с Алжиром проигрывает. И мало того, разработанная ранее концепция переламывания ситуации в Африке в свою пользу пока не срабатывает, а новых концепций пока не выработано.

52.2MB | MySQL:103 | 0,462sec