О ситуации в Марокко /май -июнь 2004г./

Придание Марокко статуса привилегированного союзника США вне НАТО и формирование нового кабинета министров стали в мае -июне основными событиями, связанными с этой североафриканской страной.

Как утверждают в Рабате, Вашингтон придал ему статус привилегированного союзника США вне НАТО за его поддержку американских усилий по борьбе с терроризмом. Подобный статус позволяет, в частности, снять существовавшие ранее ограничения на поставки в Марокко некоторых видов оружия. Этим статусом обладают Австралия, Аргентина, Бахрейн, Египет, Израиль, Иордания, Кувейт, Новая Зеландия, Таиланд, Филиппины, Южная Корея и Япония.

14 июня король Мохаммед У1 отправился в 2-недельную поездку по ряду африканских стран, подтвердив тем самым, что африканский вектор остается среди приоритетов внешней политики Рабата. Монарх посетил Бенин, Камерун, Габон, Нигер и Сенегал. Ранее король уже посещал страны континента, и в частности, Сенегал и Мавританию, однако его нынешнее африканское турне стало первым подобного рода. Первоначально в плане поездки значились также Гана и Мали, однако за несколько дней до начала турне визиты в эти страны были отменены, возможно, из-за того, что эти страны до сих пор признают т.н.Сахарскую Арабскую Демократическую Республику искусственное порождение Фронта ПОЛИСАРИО. Одним из практических результатов турне стало подписание сенегало-марокканского соглашения о создании некоего механизма борьбы против терроризма .

Еще одной военно-внешнеполитической акцией Рабата стало направление в мае 700 марокканских военнослужащих в состав миротворческих сил ООН в Кот-д Ивуар. Совет Безопасности ООН принял 27 февраля решение о направлении в эту страну 6-тысячного контингента миротворцев с тем, чтобы не допустить разрастания внутреннего конфликта, вспыхнувшего в сентябре 2002 года.

29 апреля Совет Безопасности ООН продлил на очередные 6 месяцев мандат Миссии ООН в Западной Сахаре /МИНУРСО/, призванной следить за выполнением режима прекращения огня в регионе между марокканскими войсками и формированиями базирующегося в Алжире Фронта ПОЛИСАРИО. Как заявил в этой связи командующий военной составляющей МИНУРСО генерал-майор Георгий Цараз /Венгрия/, если МИНУРСО уйдет из региона, почти наверняка война возобновится .

Вооруженный конфликт между Рабатом и Фронтом ПОЛИСАРИО начался в 1975 году. В 1991г.при содействии ООН был установлен режим прекращения огня. Однако с тех пор нет никаких подвижек в политическом урегулировании одного из самых старых конфликтов . Возможно, поэтому в соответствующей резолюции СБ ООН впервые потребовал от генерального секретаря изучить необходимость содержания МИНУРСО как таковой.

Марокко держит в Западной Сахаре внушительный воинский контингент общей численностью до 120 тысяч человек. Численность вооруженных формирований Фронта ПОЛИСАРИО оценивается в 12 тысяч человек.

Фронт ПОЛИСАРИО требует независимости для Западной Сахары. Руководство Фронта согласилось с последним по времени планом ООН по урегулированию конфликта, разработанного под руководством бывшего спецпосланника генерального секретаря ООН в регионе, экс-госсекретаря США Джеймса Бейкера. Этот план предусматривал проведение референдума после 5-летнего периода автономного управления для спорной территории. В свою очередь король Мохаммед У1 назвал саму идею проведения подобного референдума неприемлемой и в свою очередь предложил достаточно туманный проект окончательной автономии , который должен реализовываться в рамках не подлежащего обсуждению марокканского суверенитета над Западной Сахарой. Генсек ООН Кофи Аннан объявил об отставке Дж.Бейкера 14 июня.

В середине июня среди арабских дипломатов стали циркулировать слухи, согласно которым Марокко и Тунис якобы готовы направить свои воинские контингенты в Ирак с тем, чтобы частично высвободить завязшие в этой стране американские войска. Войскам двух стран отводилась в Ираке достаточно узкая роль охрана персонала и зданий ООН. Возможно, эта утечка была сделана специально с тем, чтобы посмотреть реакцию на нее марокканской и тунисской улицы . Если это так, то следует признать, что соответствующая реакция была резко негативной. Забегая вперед, стоит отметить, что в итоге Рабат категорически отверг саму возможность направления своих войск в Ирак, поскольку, судя по всему, это было бы чревато внутренним взрывом.

8 июня был объявлен состав второго кабинета министров во главе с премьером Дрисом Джетту. В отличие от первого, сформированного 7 ноября 2002 года, состав нового кабинета сократился с 37 до 34 человек. Ключевые министры иностранных дел, внутренних дел, финансов, юстиции, сельского хозяйства и хабусов и по делам ислама сохранили свои посты. Кабинет по-прежнему носит коалиционный характер. В его составе представители шести партий левого, центристского и националистического толка с преобладанием представителей левого Социалистического союза народных сил и консервативно-националистической Партии Истикляль.

Тем временем объявился ливийский след в расследовании терактов в Касабланке 16 мая 2003 года, в результате которых погибли 45 человек, в том числе 12 боевиков-смертников. Как заявил 7 мая шеф службы общей разведки Марокко генерал Хамиду Лаанигри, эти теракты были совершены марокканскими боевиками «Аль-Каиды» и на деньги организации Усамы бен Ладена. К ним были причастны ливийцы или проливийские элементы. По данным генерала, главари марокканских боевиков лично встречались с Бен Ладеном, главным идеологом «Аль-Каиды» Айманом аз-Завахири и разработчиком боевых операций этой организации Абу Мусабом аз-Заркауи. В 2002г.марокканские джихадисты /из организации Ас-Салафия аль-Джихадия — прим.авт./ обратились к Бен Ладену с просьбой оказать им финансовую помощь. Эта помощь была оказана со стороны Аз-Заркауи. От него были получены средства на осуществление терактов 16 мая в Касабланке , — сказал генерал. Он же поведал об одной особенности «Аль-Каиды» — эта организация стремится использовать в своих интересах в первую очередь те организации, которые еще не успели засветиться перед национальными спецслужбами. Именно поэтому марокканские джихадисты вывели спецслужбы в итоге на Вооруженную исламскую группу ливийскую /ВИГ-Л/ и Воюющую исламскую группу марокканскую /ВИГ-М/.

10 дней спустя марокканские власти объявили, что за год, прошедший после терактов в Касабланке, марокканские суды выдвинули обвинения в адрес 2112 исламистов, вынесли 903 вердикта, в том числе 17 смертных приговоров. Только в причастности к терактам в Касабланке были обвинены 400 исламистов. В ряде случаев боевики оказали вооруженное сопротивление при задержании, как это случилось 21 июня в Бени-Меллале. Там арест боевиков вылился в настоящее столкновение с ними, в ходе которого один джихадист был убит, трое получили ранения.

В марокканской практике смертные приговоры выносятся, но не реализуются с 1993 года.

Несмотря на попытки официального Рабата представить Марокко в качестве образца демократии в арабском мире, марокканские журналисты критикуют условия, в которых им приходится трудиться. В начале мая Национальный синдикат марокканской прессы /НСМП/ опубликовал ежегодный доклад, в котором констатируется, что в 2003 году ситуация со свободой прессы изменилась в худшую сторону. В указанный период несколько журналистов были арестованы и осуждены к разным срокам тюремного заключения, после чего благодаря вмешательству международных правозащитных организаций амнистированы монархом. В 2003 году прошел ряд судебных процессов, которые без всякого сомнения подтвердили стремление государства контролировать прессу с помощью репрессий, одновременно поддерживая красные линии , пересекать которые возбраняется журналистам, отмечается в докладе. Отношение властей к свободе прессы характеризуется в документе как лицемерно-осторожное .

Другая проблема правозащитного толка для Рабата взаимосвязанные дела бывшего оппозиционера Мехди бен Барки, бесследно пропавшего в Париже в 1965 году, и бывшего офицера марокканских спецслужб Ахмеда Бухари, пригрозившего раскрыть некоторые детали тайных операций марокканских спецслужб и позднее осужденного на пять месяцев тюрьмы. В частности, он утверждал о причастности трех его коллег по работе в марокканской спецслужбе контрразведки Каб-1 к похищению и убийству Бен Барки. По версии Бухари, Бен Барка был убит в Париже министром внутренних дел Марокко того времени Мохаммедом Уфкиром и его помощником Ахмедом Длими. Позднее его тело было доставлено в Марокко и растворено в кислоте.

Как заявили в мае адвокаты Бухари, его скандальное осуждение является доказательством того, что марокканские власти пытаются скрыть обстоятельства весьма неудобного для них дела Бен Барки . Этот же приговор они называют наиболее красноречивым доказательством того, что марокканские власти вопреки данным ими обещаниям меньше всего заинтересованы пролит свет на события свинцовых годов — так в Марокко называют период правления короля Хасана П /1962- 1999/, для которого характерным явлением стали внесудебные расправы над инакомыслящими.

Несколько важных событий произошли в мае июне на антинаркотическом фронте . 26 мая в Тетуане к 20 годам тюрьмы и штрафу в 310 млн евро был приговорен местный наркобарон Мунир Эррамах. Кроме него перед судом предстали еще 25 человек, обвиненных в наркоторговле, недоносительстве, незаконном владении оружием, подлоге, содействии незаконной иммиграции и убийствах. Все они были арестованы еще в августе 2003 года после настоящего боя, который развернулся неподалеку от Тетуана между двумя бандами наркоторговцев.

За указанный период было совершено несколько захватов крупных партий наркотиков. Особенно урожайными оказались последние дни июня. 25 июня таможенники и полицейские Танжера задержали грузовик, зарегистрированный в Германии. На его борту были спрятаны свыше 4 тонн каннабиса /мягкий наркотик растительного происхождения типа индийской конопли/. 29 июня близ французского побережья был перехвачен британский парусник, на борту которого находилось 10 тонн семени каннабиса марокканского происхождения. В тот же день бельгийская полиция объявила о задержании в марте с.г.в порту Анвера 14-ти тонн гашиша, вывезенного из Марокко.

В настоящее время в Марокко ежегодно производится свыше 47 тысяч тонн каннабиса, рыночная стоимость которого оценивается в 12 млрд долларов. Марокканская нарконива занимает площадь в 134 тысячи гектаров.

52.4MB | MySQL:106 | 0,607sec