В так называемой «Официальной газете» Турецкой Республики №29957 от 23 января сего года было обнародовано четыре новых постановления правительства, имеющих силу закона, за №№682-685.
Прежде чем говорить о сути принятых постановлений, отметим, что постановлением правительства ранее подходящий к завершению 19 января режим чрезвычайного положения был продлен на очередные три месяца. В этой связи, а также в связи с предстоящим референдумом в Турции касательно президентской формы правления, в стране начал звучать вопрос относительно того, не будет ли отменен режим чрезвычайного положения, когда и если народ выскажется в пользу конституционной реформы. На это со стороны руководства страны на днях последовало пояснение, что два вопроса не связаны между собой.
Теперь о сути принятых документов.
Постановление №682 вносит изменения в дисциплинарные вопросы (нарушение дисциплины, взыскания, дисциплинарные комиссии, расследования и т.д.) функционирования Генерального директората безопасности, Жандармерии и Береговой охраны. Заново регулируются вопросы, связанные с «дедовщиной», внеслужебным использованием служебных средств связи, различным проявлениям халатности. От себя прокомментируем, что после попытки военного переворота в СМИ показывали немало отставных военных и курсантов, которые указывали на случаи систематических издевательств со стороны армейских «фетовцев», главной целью которой было либо воспрепятствовать их продвижению по службе, либо и вовсе добиться увольнения в запас. Целью этой деятельности, о систематическом характере которой нередко заявляло руководство страны являлась инфильтрация агентов влияния «террористической организации Фетхуллаха Гюлена» (ФЕТО) на руководящие армейские посты в стране. Обращает на себя внимание, что теперь причиной дисциплинарных взысканий не будут деяния, направленные против «светскости».
Главным в постановлении №683 являются очередные списки увольняемых с государственной службы и возвращаемых на неё, а также перечень закрываемых структур.
Постановление №684 посвящено вопросам корректировки ряда законодательных актов, причем достаточно широкого спектра, включая, к примеру: Закон о борьбе с терроризмом №3713 от 1991 года, Закон о государственных закупках №4734 от 2002 года, Закон об ущербе от терроризма и в результате борьбы с террористической деятельностью №5233 от 2004 года, Закон о банковском деле №5411 от 2005 года, Закон о рынке капитала №6362 от 2012 года и т.д. В частности, срок задержания без предъявления обвинения, ранее увеличенный до 30 дней был сокращен до 7 дней с возможным продлением ещё на 7 дней по прокурорскому запросу. В тоже самое время срок встреч задержанных со своим защитникам был сокращен до 5 дней.
Целью постановления №685 является формирование специальной Комиссии по расследованию дел в связи с режимом чрезвычайного положения. В постановлении указывается задачи, которые будут стоять перед Комиссией, в центре которых рассмотрение различных запросов (включая жалобы) в связи с увольнением чиновников с государственной службы, исключением учащихся из учебных заведений, закрытием различных ведомств (включая профсоюзы, фонды, синдикаты, конфедерации, газеты, радио- и телеканалы и т.д.). Комиссия будет состоять из 7 человек; она формируется сроком на два года, с возможностью продления её полномочий на дополнительный год. Объем работы, которая будет стоять перед Комиссией можно оценить следующим образом: количество уволенных достигло 90 тыс. человек и около 10 тыс. различных структур было закрыто.
Cамой заметной частью рассматриваемых постановлений являются три списка, которые приводятся в приложении к Постановлению №683. Не будучи такими объемными как ранее, на этот раз с государственной службы было уволено «всего» 367 человек, однако, как водится из самых различных ведомств, включая министерства (окружающей среды, здравоохранения, внутренних дел и проч.), турецкое агентство «мягкой силы» (TIKA), Управление по делам иммиграции, Статистическое агентство Турции (TUIK) и т.д. В то же, самое время Постановление возвращает на государственную службу 124 чиновников (включая 73 из Управления по делам религии и 30 из Министерства здравоохранения). Разумеется, не стоит обманываться сопоставимостью цифр 367 и 124. Поскольку последнюю цифру, всё же следует сравнивать с общим числом уволенных с государственной службы, которая больше на два порядка. Приложение №3 указывает два телеканала, которые подлежат закрытию, включая канал On4 (Sivas Dijital Yayıncılık) и Kanal 12 (Azermedia).
Подводя черту под принятыми постановления заметим следующее: основные «реформы» режима чрезвычайного положения к настоящему времени можно считать завершенными. Всё, что осталось недорешенным, вполне можно будет решить уже в рамках президентской республики, шансы по переходу к которой весьма высоки. Таким образом, в настоящее время перед системой, по большому счету, стоит одна главная задача — «переварить» огромное количество уволенных с государственной службы как в смысле вала судебных дел, протестов и обжалований, так и с точки зрения высвободившихся вакансий. При этом, имея в виду формирование в обществе значительного по своей численности среза пострадавших и недовольных. Естественно, главную опасность в их числе представляют выпавшие из обоймы с «волчьим билетом» сотрудники правоохранительных органов и военные.