Израиль: законопроект об отмене «Закона о размежевании»

Депутат Шули Муалем-Рефаэли, председатель фракции тесно связанной с поселенческим движением партии «Еврейский дом» подала в понедельник в секретариат Кнессета официальное предложение об отмене т.н. «Закона о размежевании» в Северной Самарии (на севере Западного берега, пользуясь арабской терминологией). Это закон продвигают вместе с ней председатель коалиции депутат Давид Битан (Ликуд). Фактически одним из инициаторов законопроекта стал глава регионального совета Самарии Йоси Даган, бывший житель поселения Са-Нур, разрушенного в ходе реализации программы «размежевание». Са-Нур изначально был светской деревней художников-репатриантов из СССР, однако в последние годы существования поселения к ним присоединились религиозные израильтяне, среди которых был и будущий председатель регионального совета Самарии.

«Закон о реализации программы размежевания» был принят Кнессетом в окончательном чтении 16 февраля 2005 года большинством в 59 голосов против 40 при 5 воздержавшихся. Инициатором его выступил тогдашний премьер-министр Ариэль Шарон. В соответствии с этим законом в августе того же года были ликвидированы все еврейские поселения в секторе Газа, а также четыре поселения, находившиеся в Северной части Самарии: Хомеш, Са-Нур, Ганима и Кадим. Разрушенные поселения сектора Газа были переданы под контроль Палестинской национальной ндминистрации (сейчас их контролирует ХАМАС, захвативший силовым путем власть в секторе Газа в 2007 году). Что касается разрушенных поселений Северной Самарии, то они остались под контролем Израиля. За прошедшие годы поселенцы неоднократно предпринимали попытки вернуться в них, прежде всего в Хомеш и в Са-Нур.

Следует отметить, что ликвидация Хомеша и Са-Нура, располагавшихся на шоссе Наблус – Дженин, сильно усложнило движение гражданского еврейского транспорта по этому шоссе между расположенным южнее разрушенного Хомеша поселением Шавей-Шомрон и сохранившимися к западу и к юго-западу от Дженина еврейскими поселениями: Шакед, Хинанит, Рейхан, Таль-Менаше, Мево-Дотан и Хермеш. Ганим и Кадим располагались восточнее Дженина. После их ликвидации в этом районе совсем не осталось еврейских поселений.

В предисловии к упомянутому законопроекту Шули Муалем-Рефаэли и Давида Битана сказано: «Целью этой программы («размежевания» — В.Ч.) было достичь лучшей военной, политической, экономической и демографической реальности. Однако сегодня всем ясно, что «размежевание» не только не достигло этой цели, но и нанесло колоссальный ущерб Государству Израиль именно в этих сферах. Несмотря на изгнание (еврейских – В.Ч.) жителей из Северной Самарии, на местности не произошло никаких изменений с точки зрения статуса земельных участков и военного присутствия.

«Закон о размежевании» касается осуществления изгнания, компенсаций, предоставляемым жителям, изгнанным из своих домов. Помимо этого, он запрещает евреям въезжать на эти территории. Данный пункт все еще актуален. На сегодняшний день автомобильное движение, экскурсии и приезд на территорию разрушенных поселений запрещены. Законопроект предлагает отменить этот запрет в качестве необходимого шага на пути к восстановлению этих поселений и к возвращению, изгнанных оттуда поселенцев».

Шули Муалем-Рефаэли заявила в связи с подачей своего законопроекта, что «израильская общественность прекрасно поняла, причем поняла болезненным путем, что «размежевание» было ошибкой. Земли разрушенных поселений Северной Самарии до сих пор находятся под контролем ЦАХАЛа. Точно так же, как не было никакого оправдания для разрушения этих поселений, нет никакого оправдания для продолжения запрета евреям проживать в этом районе и посещать его. И соответственно следует отстроить в будущем заново эти поселения и дать возможность их жителям вернуться в свои дома. Для продвижения будущих строительных программ надо отменить запрет на въезд евреев в эти места».

Йоси Даган, председатель регионального совета Самарии, на официальном интернет-сайте которого среди входящих в его состав поселений до сих пор числятся Хомеш, Са-Нур, Ганим и Кадим, сказал в этой связи: «11 лет мы ждали, и каждая дополнительная минута ожидания излишня. Пришло время отметить «Закон о размежевании» повсюду и, конечно, в Северной Самарии, где, помимо того, что людей изгнали из их домов только для того, чтобы изгнать, не было сделано ничего. Эти поселения ждут возвращения своих жителей. Там остались дороги, столбы электропередач, ступеньки, ведущие с тротуаров к участкам, на которых стояли дома. С другой стороны осталась и эта нелепость («Закон о размежевании» — В.Ч,), и пришло время ее отменить».

Законопроект об отмене «Закона о размежевании» хорошо вписывается в нынешнюю политическую атмосферу Израиля, где после прихода к власти в США новой администрации президента Дональда Трампа, инициатива целиком перешла к правым. Поселенческое движение пытается взять реванш за долгие годы, в течение которых его развитие жестко сдерживалось административными мерами. Восстановление разрушенных поселений Северной Самарии могло бы стать символом такого реванша. Обращают на себя внимание слова Йоси Дагана о том, что «пришло время отметить «Закон о размежевании» повсюду». Они свидетельствуют о том, что поселенческий истеблишмент, к которому он, несомненно, принадлежит, не оставил надежд на возвращение евреев при возникновении подходящей политической конъюктуры в разрушенные в 2005 году поселения не только Северной Самарии, но и сектора Газы.

На выдвижение упомянутого законопроекта Шули Муалем-Рефаэли и Давида Битана не последовало, по сути, никакой реакции ни со стороны правых, ни со стороны левых. Пытаясь понять, почему так произошло, относительно правых можно прийти к следующим выводам:

  1. Поселенческий истеблишмент и его последовательные сторонники в Кнессете (таковыми являются, прежде всего, депутаты от партии «Еврейский дом», а также часть депутатов Ликуда), естественно, поддерживают этот законопроект. Он является естественной частью их долгосрочной программы. Однако настоящий момент они заняты более злободневными проблемами: борьбой за возобновление широкомасштабного строительства в существующих поселениях и за начало законодательного процесса аннексии поселений.
  2. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху и приближенные к нему высокопоставленные министры из Ликуда и «Наш дом – Израиль» на эмоционально уровне не могут не соглашаться с доводами. Шули Муалем-Рефаэли и Давида Битана. Вместе с тем они стараются пока по возможности придерживать поток поселенческих законодательных инициатив, чтобы не вызвать раздражения у нового президента США, правила игры с которым пока толком никому не известны. Однако инициативы отмены «Закона о размежевании» применительно к Северной Самарии не представляет серьезной проблемы в этом смысле. Речь на этом этапе идет де-факто лишь о двух существенных вещах: демонстративной отмене действительно нелепого запрета на пребывание евреях в покинутых поселениях и о начале теоретического обсуждения возможности восстановить их. Однако даже если такое обсуждение пойдет быстро, до тех пор, пока в реальности придется принимать решение о строительстве в Хомеше, Са-Нуре, Ганиме и Кадиме, пройдет достаточно много времени для того, чтобы общая картина взаимодействия с новой американской администрацией прояснилась.
  3. Левым трудно возражать против доводов инициаторов законопроекта относительно того, что программа «размежевание» не принесла Израилю мира и что изгнание жителей четырех поселений Северной Самарии вообще было лишено какого-либо практического смысла. Они вяло реагируют сейчас даже на значительно злободневные инициативы поселенцев и их сторонников, прежде всего, на планы аннексии тех или иных территорий Иудеи и Самарии.

В свете сказанного можно ожидать, что законодательная инициатива депутатов Шули Муалем-Рефаэли и Давида Битана начнет продвигаться через бюрократические процедуры, необходимые для ее превращения в закон. Можно ожидать, что когда она дойдет до этапа голосования за нее в Кнессете, она вызовет значительно более оживленную реакцию израильских политиков и журналистов.

52.29MB | MySQL:103 | 0,512sec