Сотрудничество КНР и Пакистана в области артиллерийского вооружения

По данным китайских источников, Вооруженные Силы (ВС) Пакистана продолжают сотрудничество с коллегами из КНР в части проверки эффективности новых образцов ствольных артиллерийских систем. В качестве первого примера успешного сотрудничества в этой области можно привести самоходную артиллерийскую установку (САУ) «тип 09» (заводской индекс PCL-09) производства «Северной промышленной корпорации», также известной как НОРИНКО.

Известно, что указанная САУ принята на вооружение артиллерийскими подразделениями Сухопутных войск (СВ) ВС Пакистана и представляет собой гаубичное орудие «тип 96» калибра 122 мм (копия советской возимой гаубицы Д-30), которое установлено на военный грузовой автомобиль ХС2030 (второго поколения) производства Автомобилестроительного предприятия провинции Шэньси.

По информации СМИ КНР, в боекомплекте САУ находится до 40 выстрелов следующих типов: осколочно-фугасные, ограниченного осколочного поражения, бронебойные и осветительные, бетонобойные корректируемые с лазерным наведением. В зависимости от типа боеприпаса дальность выстрела может составлять 7 500, 13 000, 15 300, 18 000 или 21 900 метров. Максимальная скорострельность составляет 8 выстр/мин. Максимальная толщина пробиваемой брони – 950 мм.  Примечательно, что до сих пор пакистанские военные используют боеприпасы только китайского производства, ОПК Пакистана не получило лицензию на их производство.

Именно благодаря размещению орудия на машине была повышена скорость передвижения подразделений – на 30 км/ч. Кроме того, САУ позволяет сократить время приведения орудия в боевую готовность, которое при грамотных действиях личного состава не превышает 40 секунд. Шасси ХС2030 выполнено по схеме 6х6 (постоянный полный привод), что обусловило высокую проходимость и приемлемую скорость движения по автомобильным дорогам – 90 км/ч.

Кабина САУ выполнена бронированной, что позволяет обеспечить защиту экипажа (5 военнослужащих) в случае обстрела из легкого стрелкового вооружения или осколочного поражения. При этом САУ не комплектуется пулеметом калибра 12,7 мм, который является стандартным оружием самообороны экипажа в случае столкновения с противником.

Следует отметить, что на базе упомянутого грузового автомобиля возможно размещение артиллерийского орудия PLL01 калибра 155 мм с длиной ствола 45 калибров, однако это потребует установки дополнительной оси, что позволит обеспечить необходимую грузоподъемность и разместить боекомплект в 20 выстрелов. Очевидно, что продукт китайских оружейников обладает хорошим потенциалом для модернизации и позволяет снизить расходы на перевооружение/наращивание боевых возможностей артиллерийских подразделений ВС Пакистана или другой страны.

Принятие на вооружение высокомобильными и горно-стрелковыми подразделениями, дислоцированными в Тибетском Военном Районе НОАК, САУ «тип 09» состоялось на рубеже тысячелетий и способствовало позитивному решению пакистанской стороны. Кстати, основной причиной создания колесной САУ «тип 09» стала информация китайской и пакистанской военных разведок о намерениях военно-политического руководства Индии приобрести значительное количество (145 ед.) американских легких мобильных гаубиц М777А1, которые в итоге были приобретены и являются одним из трех элементов «горного треугольника силы» Индии. Остальные два элемента – это тяжелые военно-транспортные вертолеты СН-47D (позволяют перебрасывать артиллерию в высокогорные районы) и военнослужащие горно-стрелковых подразделений. Примечательно, что китайские специалисты смогли создать схожее с М777 по характеристикам орудие, которое предназначено для артиллерийских подразделений ВДВ НОАК.

В качестве второго примера приведем САУ SH-1, которая также является продуктом НОРИНКО, и представляет собой капотный бронированный тягач с артиллерийским орудием калибра 155 мм. Длина ствола составляет 52 калибра, что позволяет достичь максимальной дальности выстрела в 53 км с учетом применения активно-реактивных боеприпасов китайской разработки.

По данным китайских источников, разработка указанной САУ была начата в конце 90-х гг. прошлого столетия и первые образцы прошли испытания в 2002 г., а через пять лет доступ к этим установкам получили пакистанские военные. Благодаря совместной работе пакистанских военных и китайских инженеров удалось повысить надежность узлов и механизмов, дальность и точность обстрела. Более того, пакистанские специалисты отмечают простоту и легкость в обслуживании установки SH-1.

Известно, что при создании данной САУ китайские оружейники  за основу использовали шестиколесный тягач WS-2250, который сконструирован специалистами компании Sanjiang Aerospace Wanshan Special Vehicles (провинция Хубэй). По данным китайских специалистов, за образец был взят американский военный многофункциональный грузовик М977 с максимальной грузоподъемностью 10 тонн. Известно, что стандартная численность экипажа установки SH-1 в ВС Пакистана составляет 5 человек, однако при необходимости в бронированной кабине возможно размещение дополнительного места для военнослужащего. Для самообороны экипажа на крыше установлен пулемет QJC-88 калибра 12,7 мм.

Известно, что в тендере на разработку САУ SH-1 также принимала участие компания «Стальная лошадь» (г. Чунцин), которая предложила свой вариант колесной платформы под обозначением SC-2030/XC-2200 с грузоподъемностью 7,5 тонн, однако победила именно компанияSanjiang Aerospace Wanshan Special Vehicles, поскольку ее тягач позволяет перевозить груз массой более 11 тонн. Максимальный вес SH-1 составляет 22,5 тонны. Максимальная скорость движения по шоссе 90 км/ч, экономическая – 75 км/ч.

В отношении САУ SH-1, поставляемой для ВС Пакистана, известно, что в боекомплект (20 выстрелов) входят следующие боеприпасы китайского производства: DDB01 учебный; DDB02 фугасный; M92 дымовой; M92 осветительный; M92 зажигательный; DDM02 кассетный; DDB03 активно-реактивный (разработан на основе российских снарядов «Краснополь»). На данные боеприпасы могут быть установлены взрыватели следующих моделей: ML-13A ударный; MS-15 механический с временной задержкой; MD-81 радиоэлектронный.

Известно, что на выставках ВВТ, проводимых в КНР, китайские оружейники представляют экспортные варианты указанных боеприпасов под обозначением GP155, GP155A (наведение по лазерному лучу), GP155B (наведение по спутниковому каналу). Кроме того, калибр и конструкция орудия рассматриваемой САУ позволяет артиллеристам ВС Пакистана применять боеприпасы американского (М549А1, М107, М728, М783, М514) и южнокорейского производства (К307, К310).

Максимальная скорострельность САУ SH-1 составляет 10 выстр/мин.

Новейшим примером сотрудничества Пакистана и КНР в вопросе создания высокомобильных подразделений артиллерийской поддержки является поставка пакистанским военным нескольких минометов SM4 калибра 120 мм, которые установлены на шестиколесном бронетранспортере WZ551. Подчеркнем, что данный БТР является самой массовой бронемашиной в подразделениях СВ НОАК.

В качестве силовой установки используется турбодизельный двигатель немецкого производства мощностью 320 л.с, который во взаимодействии с автоматической коробкой переключения передач 6НР500 позволяет машине весом 13,3 тонны развивать максимальную скорость 80 км/ч по шоссе. Также WZ551 способен преодолевать водные преграды за счет винтовых движителей со скоростью 8,2 км/ч.

Для самообороны экипажа на крыше установлен пулемет QJC-88 калибра 12,7 мм, а также две счетверенные пусковые установки дымовой завесы.

В качестве боеприпасов к SM-4 используются оперенные мины типа GP120A (с лазерным наведением) и 120B (противотанковые), которые обладают максимальной дальностью полета 8500 м, высокой начальной скоростью (2000 м/сек) и высокой точностью. Одна рота SM-4 располагает суммарным боекомплектом в 432 мины (200 шт. GP120A и 232 шт. GP120B), что позволяет в течение 12 минут практически полностью уничтожить мотострелковый батальон со всей бронетехникой.

Следует отметить, что для иностранных заказчиков концерн НОРИНКО предлагает следующие модели САУ и универсальных орудий:

– с колесной формулой 6х6 – SH-2 (калибр 122 мм); SM-9 (калибр 120 мм, в НОАК принято на вооружение под обозначением «тип 05» или PLL-05); SH-5 (калибр 105 мм);

– с колесной формулой 4х4 SН-9 (калибр 120 мм).

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным утверждать, что специалисты ОПК КНР будут продолжать работу по созданию более эффективных колесных САУ и минометов, которые позволят СВ ВС Пакистана адекватно и оперативно реагировать на угрозы военной безопасности, исходящие со стороны Индии. В свою очередь, именно пакистанские полигоны позволяют отработать технические решения китайских оружейников в незнакомых условиях, что очень важно в борьбе за место на международном рынке вооружений.

52.26MB | MySQL:103 | 0,620sec