Подготовка к референдуму по конституционной реформе на фоне плачевного состояния турецкой экономики

В апреле с.г. в Турции, как ожидается, пройдет во многих смыслах историческое голосование — народ получит возможность высказаться, нужно ли проводить коренную конституционную реформу и менять систему руководства страной. На данный момент дата референдума еще не назначена, но предполагается, что он может пройти в одно из воскресений апреля. Президент  Реджеп Тайип Эрдоган еще не подписал одобренный парламентом пакет из 18 поправок, но правительство и партии, да и сам лидер страны уже приступили к агитационной кампании. Причем активно агитировать за поправки они начали еще несколько месяцев назад, когда проект изменений только разрабатывался. Для Р.Т.Эрдогана и правящей Партии справедливости и развития (ПСР) обновление конституции является главным внутриполитическим проектом последнего времени, и проигрыш на этом пути недопустим. Поправки предлагают введение в Турции президентской формы правления вместо парламентской. С момента провозглашения Турецкой Республики в 1923 году парламент формально остается основным органом государственной власти в стране, определяющим ее жизнь, а для кемалистов это еще и главный и неотъемлемый символ всей политической системы страны. Это касается и сугубо законотворческой деятельности, и решений в оборонной сфере. Именно парламент выносит вотум доверия правительству и напрямую контролирует его работу, имеет право объявлять военное положение.

В соответствии с предлагаемыми изменениями, полномочия президента значительно расширяются, и он становится главой как государства, так и правительства. Пост премьер-министра будет упразднен. Президент получит право назначать вице-президента, министров, часть членов Коллегии судей и прокуроров. Он сможет издавать указы, которые будут вступать в силу без одобрения парламента, хотя эти указы охватывают только часть положений конституции и не должны конфликтовать со сферой законодательных полномочий парламента. Также глава государства сможет объявлять чрезвычайное положение в стране, инициировать референдумы, передавать в парламент на обсуждение проект госбюджета. Президент получит право сохранять свою партийную принадлежность, если посчитает это необходимым. Парламент в свою очередь сможет контролировать работу правительства только через вице-президента и письменные запросы к нему, которые могут быть направлены посредством инициирования процедуры парламентского расследования. Расследование может быть инициировано и в отношении президента, для чего «за» должны будут высказаться три пятых состава Меджлиса. Число депутатов же увеличивается с 550 до 600. В соответствии с поправками упраздняются военные суды за исключением дисциплинарных. Таким образом, нарушения военнослужащих, не касающиеся непосредственно исполнения устава, будут рассматриваться в гражданских судах. Срок конституционных полномочий парламента и президента составит пять лет. В случае одобрения поправок на референдуме очередные выборы одновременно и президента, и состава парламента пройдут 3 ноября 2019 года. Вот, примерно, вкратце смысл реформ, которые в принципе совершаются ради одного конкретного персонажа – Р.Т.Эрдогана. Мы сейчас не будем касаться нюансов этой реформы, обратим внимание лишь на то, что референдум по ней вполне может быть перенесен. По крайней мере, на этом сценарии настаивают ряд экспертов, которые указывают при этом на крайне плачевное положение в экономике и серьезные сложности с национальной валютой лирой. Проводить под таким прессингом референдум чревато поражением. Если предположить провал референдума и идеи президентской республики, то Р.Т.Эрдоган по всем правилам политической дипломатии должен уходить в отставку. И большой вопрос — сможет ли он вернуться после этого назад в большую политику. Так что на кон поставлено очень много, а ситуация в турецкой экономике оставляет желать сильно лучшего. Дошло до того, что президент стал на полном серьезе призывать своих граждан продавать свои накопления в иностранной валюте и приобретать лиру. На самом деле прецедентов в новейшей истории в странах с развитой рыночной экономикой припомнить сложно. Причем обратим внимание на образные сравнения, которые использовал для убеждения своих граждан президент: «Есть террорист с автоматом, а есть — с долларом». При этом он автоматически тем самым причислил «к террористам» большинство турецких крупных корпораций, которые держат свои основные активы именно в американской валюте. Но призывы к сознательности населения почему-то не возобладали, и тогда вспомнили о рыночных механизмах.

24 января Центральный банк после своего экстренного заседания повысил процентную ставку по однодневным кредитам с 8.5 до 9.75 процентов. При этом были сохранены ставки рефинансирования, которые имеют особенное значение для межбанковской деятельности, а также по ставкам РЕПО. Итоговый показатель ликвидности был увеличен с 10 до 11 процентов. И в этой связи интересно посмотреть, как отреагировал рынок: лира еще более ослабла. Все дело в том, что решение Центрального банка носит половинчатое решение. Основные инвесторы ожидали решения о повышение всех базисных пунктов ставок, как минимум, на 75 пунктов в течение квартала, но этого не произошло. Ряд экспертов при этом говорят, что о реальном укреплении лиры можно говорить только при повышении базисных пунктов ставок на 250-300 пунктов, что приведет к общей процентной ставке в 11 процентов. Но об этом речи не идет накануне референдума. Президент наоборот требует создания максимально комфортных условий для кредитования. До сего момента Центральный банк Турции использовал абсолютно нетрадиционные методы борьбы с девальвацией лиры (например, не применил инструмент недельных РЕПО). И если говорить кратко, без оглядки на сложные экономические расчеты, то в сухом остатке мы имеем факт того, что зарубежные инвесторы не поверили в эти шаги. И турецкие банкиры тоже. Это очень интересная ситуация, которая может запросто отменить «революцию Эрдогана» или, по крайней мере, сильно ее затянуть. Сломав сопротивление со стороны военных, разгромив своего ближайшего некогда сторонника Ф.Гюлена, достигнув какого-то прогресса на сирийском направлении с выделением роли Турции в отдельный от Запада формат, турецкий президент споткнулся на своей же собственной экономике, которую он за заботами о международном положении изрядно подзапустил. А как это было в случае со сбитым российским российским самолетом, еще и искусственно спровоцировал. Теперь перед ним стоит задача посложнее всех предыдущих — укротить турецкий банковский сектор, которому он угрожает разгромом со стороны государства. Если он, конечно, не снизит процентную ставку, несмотря на слабеющую лиру. По оценкам экспертов, невнятная и половинчатая политика Центробанка Турции сейчас напрямую связана именно с личным давлением со стороны Р.Т.Эрдогана. Он ультимативно требует от банков принятия невыгодных для них с точки зрения экономики действий. По мнению американских аналитиков, в конечном счете, это может окончательно разбалансировать систему. Причем план Р.Т.Эрдогана весьма циничен — он вынуждает банки снизить процентные ставки для кредитования до проведения референдума, а далее — ему лично это уже будет неважно, но в стране начнется процесс полураспада. Потому как никто не будет работать себе в убыток. Деньги вообще не любят административных окриков. Р.Т.Эрдоган при этом планирует вырулить за счет оживления туризма в летний сезон и возобновления экспортных программ в Россию. Но туризм проседает в данном случае именно за счет внутренней нестабильности внутри самой Турции, и в частности — активизации курдского террора. Падение лиры будет только ускоряться и по причине того, что американская резервная система настроена на повышение процентной ставки. Кроме того, основной проблемой и сдерживающим фактором для зарубежных инвесторов является как раз неверие в самого Р.Т.Эрдогана и в его попытках узурпировать власть. И вот это самый ключевой момент он исправить никак уже не сможет.

55.87MB | MySQL:118 | 0,739sec