О развитии ситуации вокруг строительства Ираком порта в заливе Кхор Абделла

История связанная со слухами о пересмотре начертания государственной границы между Ираком и соседним Кувейтом получила свое продолжение. Накануне, как мы уже сообщали, появилось заявление правительства Ирака, дезавуирующее многочисленные инсинуации и слухи в местной «желтой» прессе и ссылки на якобы «обсуждение этой проблемы в парламенте страны». В воскресенье 29 января, в первый рабочий день новой недели, официальное заявление по ситуации, связанной с заливом Кхор Абделла, выпустила уже канцелярия самого премьер-министра Ирака, доктора Х.аль-Абади, что наглядно демонстрирует важность этой проблемы. В заявлении говорится, что оценка некоторыми парламентариями во время голосования на прошлой неделе, ситуации, связанной с навигацией в заливе, как «уступки и подарка Кувейту», есть ни что иное, как «политические инсинуации, достойные сожаления».

Также в заявлении подчеркивается, что существующий правовой режим и порядок демаркации границ между Ираком и Кувейтом определен и закреплен на международном уровне и неизменен со времен прежнего режима президента С.Хусейна. Эксперты по международному праву, проанализировав вопрос, подтвердили право Кувейта на мореплавание в заливе и согласие Ираком с этим, есть не что иное как «выполнение взятых на себя международных обязательств, которые были предписаны со стороны Совета Безопасности ООН еще прежним властям Ирака».

Напомним читателям, что речь идет о крайне чувствительном для Ирака (и весьма важном для Кувейта) вопросе, суть которого состоит в следующем: географически сложилось так, что Ирак имеет выход к морю, к Персидскому заливу только на протяжении узкого прибрежного участка северной его части, образованной междуречьем нынешней реки Шатт-эль Араб (сливающихся воедино у Басры, Тигра и Евфрата) и ее старым руслом, между которым находится полуостров Фао. Весь этот район мелководен и представляет собой огромный массив речных наносных объемов грунта, песка и гравия, которые река наносила тысячи лет в Залив, который и без того мелок к северу. Тут много отмелей, банок и на практике, в случае с Ираком, судоходство осуществляется по фарватерам и по двум маршрутам: восточному, когда суда поднимаются по реке Шатт-эль Араб, вверх до самой Басры, и западному, когда они огибают кувейтские острова Бубиян и Варба, являющиеся своеобразными «замками» для залива Кхор Абделла, и идут вверх по извилистой узкой лагуне к второму главному иракскому порту и его единственной ВМБ – Умм-Касру.

Излишне говорить о значимости для Ирака выхода к морю, да еще и в таких непростых географических, навигационных и международных обстоятельствах, ведь линии госграниц с Ираном и Кувейтом, как правило, проходят по середине реки Шатт эль-Араб и залива Кхор Абделла, что сужает маневр для судов до десятков метров, представьте каково это для океанских контейнеровозов, балкеров и танкеров! Ну, и в случае какого-нибудь обострения, и тот, и другой маршруты почти наглухо закрываются, так как они легко простреливаются обычной артиллерией и минируются, как это уже бывало во время ирано-иракской войны 1980-1988 г. и во время операции США и коалиции против Ирака в 1990 г.

Накануне, комментарий представителя правительства, Саада аль-Хадиси, разъяснил представителям СМИ, что парламент предыдущего созыва, 2010-2014 гг., 22 августа 2013 г голосовал за утверждение Положения о судоходстве и навигации в заливе Кхор Абделла. На основании этого решения депутатов, кабинет министров (предшествовавший нынешнему) одобрил на третьем заседании высшей совместной иракско-кувейтской комиссии 27 января 2014 года двусторонний протокол, определяющий положение и разграничение границ в прибрежных районах. МИД Ирака при обсуждении любых вопросов по теме границы исходит из международных актов и положений на этот счет, — пояснил С.аль-Хадиси, обратив внимание на то, что это «уточнение» или «обновление» не будет содержать в себе изменений текущего начертания линии границы по суше и воде.

С.аль-Хадиси добавил, что текст решения Совбеза ООН № 833 от 1993 года, в Пункте 7 четко прописывает и определяет права и обязанности сторон по совместному использованию морских путей и что, нынешнее правительство Ирака, захоти оно, например, внести изменения в существующее положение дел, то смогло бы сделать это только в случае нового решения Совбеза ООН, отменяющего, или модифицирующего предыдущее.

Представитель канцелярии премьер-министра четко и недвусмысленно расставил все точки над «i»: речь шла не об изменении «статуса-кво», а о внесении изменений в текст соглашения, одобренного прежним составом парламента и прежним правительством Н.аль-Малики. Те, кто сейчас инициирует спекуляции на этом вопросе, сами по большей части были теми, кто голосовал в прошлый раз за текст соглашения, кто без проволочек и промедлений реализовывал его, не дожидаясь его правовой оценки, а теперь, все это просто попытки свалить ответственность «с больной головы на здоровую», — отмечается в заявлении канцелярии премьера Х.аль-Абади.

На фоне роста шумихи вокруг залива Кхор Абделла, парламентская фракция «Национальная коалиция» начала 29 января слушания с участием экспертов и представителей Минтранса Ирака по вопросу пограничного соглашения с Кувейтом.  К работе привлекаются эксперты юристы, а также будет проведена ревизия экономического обоснования расходов на содержание фарватеров в заливе Кхор Абделла и подготовки к строительству нового морского терминала, что, в общем-то,  и стало поводом для всей этой истории. Где именно разместить новый терминал, с учетом того, что места в заливе практически нет, а Кувейт приступил к реализации собственного проекта порта «Аль Мубарак», расположенного южнее, на острове Бубиян, пока до конца непонятно. Также, как и непонятно, а зачем вообще его строить, если ожидавшиеся потоки грузов могут разгружаться в порту «Аль Мубарак» и прекрасно доставлятся до провинции Басра наземным транспортом.

Многие эксперты уверены: история с заливом Кхор Абделла только начинается. Предыдущее соглашение содержит много изъянов и, с учетом нынешних реалий, не выгодно для иракской стороны, поэтому речь идет о скорейшей консолидации позиций между законодательной и исполнительной властями страны и началом подготовки «дорожной карты» по новому договору с Кувейтом. Проблема эта для Ирака крайне важна, чтобы трать время на политические междоусобицы.

52.19MB | MySQL:103 | 0,481sec