Обзор некоторых образцов бронетехники, применяемых ВС РФ в Сирии, и разработки китайских специалистов

По данным китайских наблюдателей, ВС РФ в 2015 г. выполнили переброску большой партии колесных бронетранспортеров БТР-82А для обороны авиабазы Хмеймим и пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) в г.Тартус. Китайские специалисты отмечают, что водители-механики новейших БТР-82А квалифицированно используют рельеф местности для прикрытия от обстрелов из стрелкового оружия и гранатометов противника. Как отмечают китайские аналитики, еще в 2013 и 2014 гг. российская сторона передала несколько партий БТР-80 Дамаску в качестве военно-технической помощи для борьбы с вооруженной оппозицией, но не удовлетворила просьбу о поставке гусеничных БМП.

По мнению офицеров НОАК, новейшие БТР-82А, которые до 2015 г. показывали только на учениях и парадах на Красной площади, прошли боевое крещение в Сирии, а российские экипажи боевых машин смогли в реальной боевой обстановке апробировать их вооружение. Конечно, наличие колесных боевых машин разных типов затрудняет снабжение, однако следует учесть, что большую часть боеприпасов также предоставляет Российская Федерация в рамках помощи законному правительству САР.

Кроме того, китайские специалисты ведут сбор и анализ информации об опыте боевого применения подразделениями Сил специальных операций и специалистами международного противоминного центра ВС РФ  дистанционно-управляемых боевых роботизированных комплексов (ДУБРК) типа «Платформа-М», «Соратник» и «Уран-6».

Известно, что использование ДУБРК «Уран-6» позволяет выполнять очистку местности от минных постановок с достаточно высокой скоростью по сравнению с работой саперов или минно-розыскных собак. При максимальной скорости разминирования 5 км/ч один «Уран-6» заменяет собой 20 саперов и позволяет успешно разминировать сложные участки местности, пример эффективности данного робота – территория Чеченской Республики. По мнению китайских специалистов, «Уран-6» способен выдерживать подрывы самодельных взрывных устройств и фугасов весом до 100 кг. Благодаря выставкам вооружений, различным форумам, а также телевизионным сюжетам из Сирии сотрудники управлений технической разведки собирают досье на «Уран-6», который, по мнению китайских конструкторов, представляет собой лучший образец робота для разминирования. Вероятно, китайские специалисты ожидают, что НОАК приобретет несколько образцов «Уран-6», тем более, что российский производитель получил разрешение на экспорт.

Кроме того, определенный интерес китайские конструкторы и инженеры проявляют и к боевому роботу типа «Уран-9», который оснащен большим количеством противотанковых реактивных снарядов 9М120 «Атака» и имеет большой комплект боеприпасов для автоматической пушки калибра 30 мм. Однако, по мнению представителей ОПК КНР, более эффективным в ситуации реального боя будет разведывательно-ударный наземный робототехнический комплекс (РТК) «Вихрь», созданный на базе надежной и мощной БМП 3.

По информации СМИ КНР, китайские специалисты пристально наблюдают за опытом применения малогабаритного боевого робота «Платформа-М», который, как и «Уран», можно подключить к автоматизированной системе управления (АСУ) «Андромеда-Д». По мнению военных  обозревателей из Поднебесной, данная АСУ серьезно упрощает работу офицеров звена управления, а, значит, способствует повышению эффективности действий подразделений на поле боя.

В отношении боевой автоматизированной системы (БАС) 01Г БМ «Соратник», применение которой подразделениями ССО ВС РФ в Сирии было продемонстрировано в телепередаче «Вести», китайским специалистам известно, что он может быть вооружен:

– пулеметом калибра 7,62 мм;

– тяжелым пулеметом калибра 12,7 мм ПКТ;

– автоматическим гранатометом калибра 30 мм АГ-17А;

– автоматическим гранатометом калибра 40 мм 6Г27.

При необходимости данный БАС может быть оснащен противотанковым управляемым ракетным комплексом 9М113 «Конкурс», который, как считают китайские специалисты, позволяет эффективно уничтожать как укрепленные сооружения противника, так и тяжелую бронетехнику. По данным Пекинского НИИ транспортных средств специального назначения робот ССО ВС РФ имеет максимальный вес 7 тонн, максимальную дальность движения 400 км. БАС «Соратник» оснащен оптико-электронной станцией, которая позволяет обнаруживать и обстреливать цели на дальности до 2,5 км, а система связи обеспечивает максимальную дальность удаления от оператора – 10 км.

Известно, что в КНР также предпринимаются попытки создания ДУБРК следующих типов: транспортная машина с дистанционным управлением, боевой роботизированный комплекс, ударная инженерная машина и подрывная машина.

Ведущим предприятием в данной области является Северное автомобильное НИИ КНР, которое входит в состав Китайской оружейной промышленной корпорации (также известна как НОРИНКО). В качестве примера работы специалистов НОРИНКО следует привести колесный (формула 8х8) беспилотный аппарат под обозначением CHRYSOR, который выпускают на заводе № 218.

Пекинский аэрокосмический университет разработал трехосный беспилотный бронированный аппарат, который благодаря повышенной проходимости (колесная формула 6х6) способен перевозить до 750 кг груза или нести оружейный модуль со стрелковым оружием и гранатометами. Фактически специалисты двух указанных организаций ведут работы над созданием компактных аэромобильных роботизированных комплексов, которые будут вести разведку и наблюдение, а также обеспечивать охрану и прикрытие важных объектов в районах боевых действий.

Кроме того, «Первая механическая корпорация Внутренней Монголии» ведет разработку беспилотного транспортного средства на базе бронированных автомобилей патрульных сил под обозначениями BK1150 и BK1111A, которые позволяют перевозить семь военнослужащих с максимальной скоростью 125 км/ч. По материалам публикаций в специализированном китайском издании «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса» известно, что данные бронемашины выдерживают подрыв самодельного устройства весом от 8 до 10 кг непосредственно под корпусом и до 17,5 кг на удалении до 4 м от машины.

Специалисты Пекинского политехнического университета разрабатывают беспилотный транспортный аппарат на базе багги с колесной формулой 4х4. Институт военного транспорта КНР представил также беспилотный транспортный аппарат «Свирепый лев 3», который создан на базе полноприводного автомобиля марки Hafei. Известно, что в рамках первого испытательного заезда данный робот безаварийно проехал 114 км по автомагистрали от г.Тяньцзинь до г.Пекин. На отдельных участках трассы робот развивал скорость 105 км/ч. Общее время заезда составило 85 минут.

В двух последних разработках принимают участие преподаватели и слушатели Научно-технического университета национальной обороны КНР. По данным СМИ КНР, проверка работоспособности систем перспективных наземных роботов военного и специального назначения, разрабатываемых в корпорациях, университетах и НИИ, проводится в рамках ежегодных испытательных учений «Куаюэй Сяньцзу» («Сквозь препятствия»).

Считаем вполне обоснованным предположение, что китайские специалисты учитывают в своих разработках достижения конструкторов из США, Великобритании, России, Израиля, Испании, Франции, Германии и Японии. Следует отметить, что наибольший интерес для ОПК КНР, а значит и военной разведки КНР, представляют отчеты об опыте эксплуатации роботизированных систем ВС США и ВС РФ в Афганистане, Ираке и Сирии соответственно.

52.2MB | MySQL:103 | 0,464sec