Об обострение ирано-азербайджанских отношений

С самого начала появления на карте Республики Азербайджан отношения с южным соседом Исламской Республикой Иран складывались неоднозначно.  После распада Советского Союза Иран один из первых признал независимость закавказских республик, в том числе Азербайджана, и с тех пор официальная риторика гласит о давних исторических, культурных и религиозных связях братских народов. Однако, взаимная неприязнь и разногласия проявлялись на разных этапах двусторонних отношений.

Очередным поводом взаимных нападок стал визит премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Баку 13-го декабря прошлого года. Иран, который официально не признает Государство Израиль, не мог не отреагировать на данный визит. Советник президента ИРИ Хасана Роухани Али Аскар Солтание заявил, что Тегеран обеспокоен азербайджано-израильским сближением  в последнее время.

Официальный представитель МИД Ирана Бахрам Касеми заявил, что этот визит внутреннее дело страны, однако  отметил, что Азербайджан не должен был принимать этот визит. «Израиль намерен создать проблемы в отношениях между исламскими странами», — сказал Б.Касеми.

Высказались и представители духовенства, а именно официальный представитель верховного лидера ИРИ в провинции Западный Азербайджан Сеид Мехди Горейши, который назвал неприемлемым визит израильского премьера в Баку. А представитель А.Хаменеи в провинции Ардебиль Сеид Хасан Амели отметил, что Израиль интересует не Азербайджан с его экономическими и военными возможностями, а его соседство с Исламской Республикой. Призвал Баку отменить визит и представитель верховного лидера в Восточном Азербайджане Моджтахед Шабестари. Он подчеркнул, что правительство Азербайджана, как мусульманской страны, должно принять меры для предотвращения визита лидера страны-врага ислама.

Заявления вышеназванных лиц крайне важны, т.к. именно в этих трех провинциях проживает наибольшее число тюркоязычного населения Ирана, а также беженцев из Азербайджана. Среди населения провинций Восточный и Западный Азербайджана, которые в Республике Азербайджан называются «Южным Азербайджаном», с претензией на данные территории, и провинции Ардебиль активно распространяются идеи пантюркизма, подстрекаются сепаратистские настроения. Финансовую поддержку сепаратистским движениям и организациям оказывают не только Баку, но и «старший брат» — Турция.

Тем не менее, визит Б.Нетаньяху состоялся. Ответным шагом Тегерана стал официальный визит президента Х.Роухани в Ереван. Вступив в должность президента ИРИ, Х.Роухани провозгласил политику добрососедских отношений со всеми граничащими странами, в рамках которой иранский президент посетил все соседние государства. Под конец его президентского срока оставалась лишь Армения, с которой у Ирана дружественные и близкие отношения. Давно запланированный визит состоялся после визита Б.Нетаньяху в Баку, а именно 21-го декабря. Визит хоть и был однодневным, но успел вызвать бурю негодования в Азербайджане, который имеет давний конфликт с Ереваном вокруг второй армянской республики – Арцах или Нагорный Карабах, гарантом безопасности которой выступает Республика Армения.

Практически зеркальные обвинения в адрес ИРИ начали звучать из  Баку. Азербайджанские СМИ выразили негодование тем, что мусульманская, а тем более шиитская страна – Иран, поддерживает тесные отношения с Арменией, которую в Азербайджане обвиняют в оккупации 20% своей территории.

Согласно заявлению пресс-секретаря МИД Азербайджана, невмешательство во внутренние дела друг друга – важный принцип ирано-азербайджанских отношений, поспешив напомнить, что Армения совершила агрессию по отношению к Азербайджану и уничтожила мусульманские культурно-исторические памятники, исламские места поклонений.

На фоне этого заявление примечателен тот факт, что в ноябре 2016 года Министерство экономики Нагорно-Карабахской Республики подписало соглашение с иранской компанией Part Saman Jahan Co., которая занимается реконструкцией исторических памятников, о проекте реконструкции главной мечети города Шуши — Гоухар-Ага, при посредничестве «Ассоциации дружбы Ирана и Армении». Подобным шагом НКР поставила точку на обвинениях Баку в уничтожении исламских памятников, вместе с тем подчеркивая их принадлежность к иранскому культурному наследию.

Напряженность в отношениях накалялось и далее. Несмотря на то, что в Азербайджане преследования исламских активистов всегда имело место, некий показательный характер имеет вынесение сурового приговора 18 членам шиитского движения «Мусульманское единство», запрещенного в стране. Лидера организации Талеха Багирзаде и его заместителя Аббаса Гусейнова приговорили к 20 годам лишения свободы. Минимальный срок среди заключенных получил один из лидеров оппозиционной партии «Народный фронт Азербайджана» Фуад Гахраманлы – 10 лет заключения. Остальные участники движения от 10 до 20 лет.

Осужденные — фигуранты нашумевших в ноябре 2015 года событий в селе Нардаран. Тогда сотрудники полиции и службы безопасности, вместе с ваххабитскими активистами, ворвались в мечеть поселка и арестовали 14 человек. Семь человек погибло. Аресты были произведены в Ленкоране, Гяндже, Нефтечале, Имишли.

Поселок Нардаран уникальный. Его население состоит из татов- этнических персов, переселившихся сюда в разные этапы истории. Жители Нардарана крайне религиозны. Они соблюдают все шиитские традиции. Но что важно, своим лидером они считают не главу Управления мусульман  Азербайджана Аллахшукюра Пашазаде, а верховного лидера ИРИ Али Хаменеи, высоко почитая и иракского духовного лидера аятоллу А.ас-Систани, и желают создать исламское-шиитское государство по примеру Ирана. Часто звучат и призывы восстания «под национальным флагом персов».

Азербайджан поспешил обвинить Иран в поддержке «Исламского единства» и подстрекательстве к восстанию. В частности обвинения пали на депутата Меджлиса Али Хакикатпура, который, якобы, имеет «своих людей» в Нардаране. Тегеран отверг все обвинения, однако очевидно, что ИРИ уделяла внимание нардаранцам. Об этом свидетельствуют частые визиты иранских религиозных деятелей в Нардаран.

После ареста лидеров движения в Нардаране были переименованы улицы, называвшиеся в честь шиитских имамов, сменена власть поселка, сняты портреты имамов и шиитские лозунги на улицах.

Действия азербайджанских властей осудили вышеназванные представители верховного лидера в северо-западных провинциях ИРИ, которые обвинили Баку в поддержке ваххабитов и преследовании шиитов. По имеющимся в СМИ данным, в тюрьмах Азербайджана находятся около 150 религиозных деятелей.

В связи с подобными тревожными для ИРИ сведениями, по сообщению агентства Tasnim, Центр прикладных исследований Государственной телерадиокомпании ИРИ провел исследования культурной и религиозной политики Республики Азербайджан,  в результате которого выяснилось, что репрессии по отношению к шиитам за 2016 год усилились. И это при том, что 2016 год Баку провозгласил «годом мультикультурализма». Также в отчете центра было отмечено, что власти Азербайджана, чье население на 85% состоит из шиитов, препятствуют распространению шиитской культуры, проведению шиитских обрядов и т.д., в то время как еврейские учения и культура активно распространяются, учитывая роль и значение еврейской общины в этой стране.

Подобная политика азербайджанских властей не помешала провозгласить 2017-ый годом «исламской солидарности», учитывая проведение четвертых Исламских игр солидарности или Исламиады-2017 в Баку. По словам президента АР Ильхама Алиева, проведением Исламиады-2017 Азербайджан подтвердит свою приверженность исламским ценностям.

В связи с этим заявлением иранское агентство Anaj пишет, «Азербайджан на игры, по предварительным оценкам, потратит около 100 млн долларов. Это очень интересно и примечательно, что верующие и мусульмане в Азербайджане арестованы и заключены в тюрьму по неубедительным причинам, в то время как страна проводит игры в знак «исламской солидарности» в сто миллионов долларов», — пишет сайт.

Пользуясь подобным обострением риторики, в Иране напомнили и об искажении истории в азербайджанских учебниках. По словам заместителя по международным делам председателя Организации культуры и исламской ориентации Ирана Сейедрезы Мир Мохаммади, официальные круги в Азербайджане прилагают усилия для написания истории, и это ничто иное, как искажение и фальсификация истории. Чиновник призвал заняться подробным изучением истории Кавказа, особенно Азербайджана, хотя, естественно,  сохранивший свой имперский дух Иран, никогда не забывал о своих правах на территорию современного Азербайджана, — исторического Аррана и Ширвана. С. Мир Мохаммади предупредил, что подобными темпами следующие поколения азербайджанцев будут воспринимать иранцев своими врагами.

Ответ Баку не заставил себя ждать. В августе 2016 года в Азербайджане был арестован Натиг Джафарли — лидер движения ReAl (Republican Alternative), выступавшего против конституционных поправок в стране. Однако, и здесь азербайджанские спецслужбы начали искать иранский след. 27 января сайт haqqin.az опубликовал сведения о том, что второй секретарь посольства ИРИ в Азербайджане Мехди Арифзаде посетил штаб-квартиру движения и передал его участникам финансовые средства, а также обсудил дальнейшее политическое сотрудничество.

2 февраля посольство Ирана сделало заявление, в котором опровергло данную информацию. В заявлении говорится, что в Азербайджане вновь усилилась «иранофобия», и некоторые силы не желают улучшения ирано-азербайджанских отношений. Следует отметить, что посещали штаб-квартиру движения и сотрудники других дипломатических представительств в Баку. Тем не менее, Генеральная прокуратура Азербайджана начала расследование данного факта.

По словам члена ReAl Азера Гасымлы статья в haqqin.az была опубликована по заказу властей с целью оказать давление на членов движения и запугать их, а также убедить Запад в связях организации с Ираном, который все еще не пользуется доверием Запада, особенно после избрания Дональда Трампа на пост президента США. Тем самым, Азербайджан создает возможность для очередных обвинений ИРИ во вмешательстве во внутренние дела других стран.

Встревожил азербайджанских властей и официальный визит министра обороны Армении в Тегеран 30 января. В рамках этого визита армянский министр Виген Саркисян встретился с рядом официальных лиц, в том числе с советником верховного лидера по внешнеполитическим вопросам, главой Центра стратегических исследований при Совете целесообразности Али Акбаром Велаяти. Он подчеркнул, что Иран готов сыграть роль посредника между Арменией и Азербайджаном в разрешении карабахского конфликта, чтобы «мы стали свидетелями возврата исторического взаимодействия Ирана и Армении».

Можно предположить, что на этом взаимные обвинения и нападки не прекратятся, однако вряд ли следует ожидать открытого противостояния. Обоим сторонам есть, что терять от возможного конфликта, ведь деловые круги обеих стран активно взаимодействуют друг с другом, продолжают действовать двусторонние государственные соглашения в различных сферах – энергетической, торговой, безопасности, таможни, борьбе с наркотрафиком, терроризмом и т.д.

62.83MB | MySQL:102 | 0,633sec