Обзор результатов социологического опроса, проведенного стамбульским университетом «Кадир Хас». Часть 11

Продолжаем обсуждение результатов социологического опроса, проведенного стамбульским университетом «Кадир Хас», начиная рассмотрение нового раздела, посвященного изменениям, которые претерпевает Турция. И здесь организаторы Опроса, прежде всего, спрашивают о том, претерпевает ли страна изменения в принципе. Разумеется, любая страна эволюционирует, потому, понятно, что речь идёт об изменениях темпами выше средних. И здесь 56,2% опрошенных сошлись в том, что Турция изменения претерпевает. Соответственно, 43,8% ответили на данный вопрос отрицательно.

Надо сказать, что эти цифры несопоставимы с аналогичными результатами 2011 года, когда 72,0% говорили об изменениях, а 38,0% утверждали, что они отсутствуют. Напомним, что на 2011 год пришёлся пик турецких реформ, когда страна «расправила плечи» и заявила о своих не только региональных, но и глобальных претензиях. Результатом этого стало втягивание её в события «арабской весны», череда внешнеполитических провалов и, как следствие, начавшаяся для турецкой экономики полоса турбулентности.

Далее, респондентов попросили оценить то, меняется ли Турция к лучшему или к худшему. И здесь 65,3% продемонстрировали оптимизм, утвердив, что к лучшему. Оставшиеся 34,7% за изменения к худшему. К слову сказать, эта картина, в отличие от предыдущего вопроса, с 2011 года изменений практически не претерпела. В 2011 год ответы распределились следующим образом: к лучшему – 64,9%, к худшему – 35,1%.

Достаточно любопытно рассмотреть всё то же самое, но в партийном разрезе. Сторонники правящей Партии справедливости и развития уверены в том, что а) – страна меняется (70,2%) и б) – меняется к лучшему (здесь их подавляющее большинство – 92,7%). Цифры для сторонников других ведущих парламентских движений страны.

Кемалисты: 45,3% — «меняется», 87,6% — «к худшему».

Националисты: 55,5% — «меняется», 57,4% — «к лучшему».

Курды: 50,8% — «меняется», 93,5% — «к худшему».

Иными словами, можно констатировать, что предстоящий стране референдум по судьбе пакета конституционных поправок, изменяющих существующий в Турции строй с парламентской на президентскую республику, не привел к всплеску общественного мнения о том, что страна вступила в период кардинальных трансформаций. Общество в этом смысле разделилось приблизительно пополам.

В следующем вопросеорганизаторы опроса измеряли градус счастья в турецком обществе и, в целом, получили завидные для многих стран мира результаты. О том, что они «очень счастливы» или просто «счастливы» заявило 51,3% опрошенных. Про то, что они «очень несчастны» или просто «несчастны» ответили 17,7%. Индифферентно отреагировало, «не счастлив» и «не несчастлив» ещё около 31,0%. Таким образом, дельта между количеством в целом счастливых и несчастливых составила 33,6%. Эта цифра, конечно же, ниже чем в 2011 (47,9%), 2012 (50,3%), в 2013 (51,2%) и в 2014 (41,0%) годах. Но лучше чем в 2015 году – 22,3%. Да и надо заметить, что некоторое снижение количества счастливых участников опроса происходит не за счет роста числа несчастных, а за счет подрастания массы неопределившихся относительно своего «душевного состояния».

Следующим, в известной мере вытекающим из предыдущего, вопросом является «хотели бы вы уехать на ПМЖ за границу?». Лишь 18,3% высказалось утвердительно, отрицательно – 70,9%, и не определились с ответом 10,8%. Эта статистика – довольно красноречиво подтверждает такую известную черту турок, как привязанность к своей стране, корням и традициям. Впрочем, здесь сложно сказать, насколько полученная картина объективна – в обычной жизни молодежь нередко высказывается в пользу того, что «надо ехать». Особенно отчетливо данные настроения зазвучали после выборного периода 2015 года, попытки военного переворота 15 июля 2016 года и введения в рамках всей страны, впервые в её истории, режима чрезвычайного положения.

Самыми большими сторонниками «отъезда нВ ПМЖ» в общей массе являются представители прокурдской Партии демократии народов – 47,5%, кемалистской Народно-республиканской партии – 33,2%, а также правой Партии националистического движения – 19,0%. Лишь 7,1% сторонников Партии справедливости и развития высказались в пользу гипотетического отъезда. Попытка разобраться в том, что может двигать испытывающими «чемоданные настроения» выявила лишь две заметные группы: с точки зрения более высокого уровня благосостояния – 7,8% и с точки зрения больших прав и свобод – 5,6%. Остальные группы по своей представительности и того меньше, находясь на уровне 1% от опрошенных и даже ниже: ситуация в Турции во всех отношениях меняется к худшему – 1,5%, хочу жить более спокойной и счастливой жизнью – 1,2%, из-за более высокого уровня образования – 1,1%.

Иными словами, констатируем, что организаторы Опроса не зафиксировали в его ходе в турецком обществе заметных «чемоданных настроений». Однако, надо отметить ещё одно обстоятельство – несколько лет назад в Турции стартовала кампания по возвращению в страну «мозгов» и «талантов», «утекших» в предыдущие годы за границу. Представителями соответствующих государственных ведомств был предпринят ряд зарубежных турне со встречами с бывшими соотечественниками. Однако, затем данная идея «заглохла», а судя по отсутствию широко озвученного результата, этого самого результата достигнуто и не было. То есть, может быть подавляющее большинство турок и не стремится к отъезду, но и те, кто уже находится за границей (допустим, с двойным гражданством: европейским и турецким) на родину возвращаться не спешат.

62.84MB | MySQL:102 | 0,553sec