О военно-политической ситуации в Судане

Сохранение единства и территориальной целостности страны является основной проблемой национальной безопасности Судана на всем протяжении его истории после обретения независимости. Противостояние арабо-исламского Севера и немусульманского негроидного Юга, которое приняло форму прямого перманентного вооруженного противоборства, являлось главной причиной сохранения внутриполитической напряженности в республике и основным тормозом, препятствующим нормальному развитию суданского общества и государства.

В последнее время правительство страны и ведущая южносуданская повстанческая организация Суданское национально-освободительное движение значительно продвинулись по пути к достижению всеобъемлющего урегулирования конфликта, хотя сохраняющиеся разногласия все еще не позволяют согласовать окончательный текст мирного договора.

Еще одной сложной проблемой Судана, которая в перспективе может представить достаточно серьезную угрозу национальной безопасности страны, являются противоречия арабов с нубийцами и беджа — народами, проживающими на севере, в центре и на западе республики. Эти народы, в первую очередь нубийцы, выступают против насильственной арабизации и введения ортодоксального ислама.

Однако наиболее острая ситуация в настоящее время отмечается в западном регионе республике – Дарфуре. Здесь с марта 2003 года вооруженную борьбу с правительством ведет, созданное в 2002 году, Движение за освобождение суданского Дарфура (ДСОД), впоследствии переименовано в Суданскую освободительную армию (СОА). Военные формирования СОА действуют в районе границы с Чадом. С 2003 года к вооруженной борьбе за права местного населения присоединились отряды другой группировки — Движения справедливости и равноправия.

Неоднократные попытки правительства и повстанцев добиться прекращения огня и начать переговоры о политическом урегулирования дарфурского конфликта успеха не имеют. Стороны обвиняют друг друга в нарушениях достигнутых договоренностей и боевые столкновения продолжаются.

В итоге конфликт стал приобретать форму гуманитарной катастрофы. По состоянию на июль с. г. число убитых составляет до 30 тыс. человек, а более одного миллиона жителей Дарфура стали беженцами. По данным ООН, до двух миллионов человек испытывают растущий недостаток в продовольствии и медикаментах.

События в Дарфуре привлекают к себе все большее внимание международного сообщества. Страны Западной Европы и США обвиняют Хартум в потворстве деятельности арабских вооруженных формирований «Джанджавид», действия которых представляют, по сути, настоящие этнические чистки в отношении негроидного населения Дарфура.

В этой связи страны запада усиливают давление на суданское руководство с тем, чтобы оно приняло скорейшие меры по наведению порядка в Дарфуре, разоружив, в частности, отряды арабских экстремистов. Рассматривается вопрос о введении в отношении Судана международных санкций, в т. ч. и запрет на поставки Хартуму вооружения и военной техники. Не исключено также направление в район конфликта миротворческих сил под флагом ООН. В частности, Великобритания заявила о своей готовности направить в Судан контингент численностью до 5 тыс. военнослужащих. О своей готовности послать войска в Судан заявили и США. Конгресс США принял резолюцию, в которой определили ситуацию в Дарфуре как геноцид.

Очередной раунд переговоров между представителями правительства и повстанцев, намеченный на 15 июля с. г. в эфиопской столице Аддис-Абебе, сорвался из-за отказа оппозиционных сил. При этом они обвинили власти в нарушении достигнутых ранее договоренностей, в частности, о создании в Дарфуре гуманитарного коридора, а также потребовали вывода из региона правительственных войск и проведения международного расследования по обвинениям правительства в геноциде.

Официальный Хартум категорически отрицает обвинения в этических чистках и геноциде, заявляет о готовности приступить к разоружению отрядов «Джанджавид», согласен на предоставление гуманитарной помощи Дарфуру, но решительно выступает против направления в регионе международных миротворческих сил.

В сложных внутриполитических условиях с целью недопущения развала страны руководство Судана предпринимает шаги по подавлению сил оппозиции, консолидации общества (на мусульманском Севере) вокруг официальных органов власти и их политических структур. Будут приниматься меры по укреплению национальных вооруженных сил, которые рассматриваются властями в качестве одной из основных опор правящего режима и гаранта сохранения единства государства.

На ближайшую перспективу сохранятся элементы напряженности в отношениях Судана с большинством соседних государств. Это вызвано как неурегулированностью политических и территориальных проблем, так и активными действиями оппозиционных сил в Судане и сопредельных с ним государствах, прежде всего на юге и востоке. При этом не исключается возникновение локальных вооруженных конфликтов. Однако перерастание их в широкомасштабную войну вряд ли произойдет, т. к. ни Судан, ни его соседи, отягощенные сложными внутриполитическими проблемами и обладающие ограниченными экономическими и военными возможностям, не в состоянии вести длительные боевые действия.

В настоящее время вооруженные силы Судана (Народные вооруженные силы, НВС) состоят из сухопутных войск, военно-воздушных сил, войск противовоздушной обороны и военно-морских сил. Они насчитывают 104,5 тыс. человек, в т. ч. 20 тыс. военнослужащих срочной службы. В резерве насчитывается 85 тыс. человек. Мобилизационный ресурс страны достигает 7,9 млн человек, в т. ч. годных к военной службе — 4,9 млн человек. Военный бюджет составил в 2003 году 480 млн долларов США.

Статья 122 конституции Судана гласит, что вооруженные силы обязаны «защищать страну, охранять безопасность, участвовать в развитии страны, в защите национальных интересов, а также культурного и конституционного порядка».

Верховным главнокомандующим вооруженными силами Судана является президент республики. Он имеет право объявлять всеобщую мобилизацию, вводить и отменять чрезвычайное положение, назначать высших военных должностных лиц. Главнокомандующий руководит ВС через министерство обороны и генеральный штаб. Ему непосредственно подчинены начальник генштаба и командующие видами вооруженных сил.

Министр обороны является первым заместителем верховного главнокомандующего. Он отвечает за общие вопросы военного строительства и планы развития вооруженных сил, проведение мобилизационных мероприятий, оснащение вооруженных сил оружием и военной техникой, вневойсковую подготовку населения. Министр также осуществляет повседневное руководство оперативной и боевой подготовкой штабов и войск.

Генеральный штаб осуществляет оперативное управление войсками, разрабатывает планы применения вооруженных сил и их оперативного развертывания, ведает вопросами укомплектования войск. Генштаб состоит из следующих управлений: оперативного, разведывательного, боевой подготовки, организационно-мобилизационного, связи, материально-технического обеспечения, интендантского. Начальник генерального штаба является первым заместителем министра обороны и командующим сухопутными войсками. В его оперативном подчинении находятся командующие ВВС и ВМС. Первым заместителем начальника генштаба является начальник управления материально-технического обеспечения.

В военно-административном отношении территория Судана разделена на пять военных округов: Северный (штаб в Шенда), Западный (Эль-Фашод), Восточный (Эль-Фахд), Центральный (Эль-Обейд) и Экваториальный (Джуба) и Красноморское командование (Порт-Судан). Хартумский гарнизон выделен в отдельную военно-административную единицу, разбитую на три сектора: Хартум, Северный Хартум и Омдурман.

НВС Судана оснащены оружием и военной техникой исключительно иностранного производства: советского (российского), американского, китайского, английского, египетского, югославского и др. Основная часть вооружения получена в 70-е — начале 80-х годов прошлого столетия, морально устарела и физически изношена, часто выходит из строя, что при слабой ремонтной базе затрудняет его обслуживание и боевое применение. Положение усугубляется сложными природно-климатическими условиями страны, которые негативно влияют на повседневную эксплуатацию и хранение оружия и военной техники.

Вооруженные силы Судана испытывают острый недостаток в современных типах тяжелого вооружения, особенно танках, легкой бронетехнике, средствах ПВО, самолетах и вертолетах различных типов, а также в подготовленных кадрах различного профиля. На организационную структуру вооруженных сил, их численность, мобилизационные ресурсы, техническое оснащение негативное влияние оказывают возрастной и этнический состав населения, отсутствие собственной военной промышленности.

Руководство Судана в условиях сложной военно-политической обстановки в стране и регионе уделяет постоянное внимание повышению боеспособности и усилению боевой мощи национальных вооруженных сил.

Сухопутные войска (100 тыс. человек, в т. ч. 20 тыс. военнослужащих срочной службы) являются основным и наиболее многочисленным видом ВС. В их боевом составе имеется 9 дивизий (пехотных — 6, мотопехотных – 1, бронетанковых — 1, воздушно-десантных — 1), 8 отдельных бригад (пехотных – 6, мотопехотных – 1, пограничных – 1), 5 рот «спецназ». Кроме того, в сухопутных войсках имеется дивизия инженерных войск.

На вооружении сухопутных войск состоит 270 боевых (Т-54, Т-55, М60А3) и 70 легких танков Т-62 (КНР), 20 155-мм самоходных гаубиц, 450 буксируемых артиллерийских орудий калибра 130-, 122-, 105- и 85-мм), 600 РСЗО (БМ-21 «Град», 122-мм Тип-81, 107-мм Тип 63), минометы (120-, 82- и 81-мм), ПТРК «Свингфайр», противотанковые орудия ПТА (106-мм БО — 40, 100-мм и 76-мм — 40), 725 ПЗРК «Стрела-2» и «Ред Ай», орудия зенитной артиллерии калибра 57-, 40-, 37-, 23- и 20 мм, 75 БМП-1 и БМП-2, 310 бронетранспортеров (БТР-152, БТР-50, ОТ-62, ОТ-64, М113, V-100/150, «Валид»), 218 бронемашин (АML-90, «Саладин», «Феррет», БРДМ-1/2, HMMWV).

Сухопутные войска Судана имеют большой опыт ведения боевых действий против партизанских формирований в саванне, лесистой и горно-лесистой местности. Их слабой стороной является разнотипность боевой техники, значительная часть которой устарела, изношена и требует замены.

Военно-воздушные силы и войска ПВО насчитывают в общей сложности 3 тыс. человек. ВВС предназначены для оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск и ВМС и выполнения перевозок военных грузов и личного состава. Их основной боевой единицей является эскадрилья (боевых – 6, учебно-боевых – 1). В суданских ВВС имеются также вертолетная и военно-транспортные бригады и две тыловые бригады.

Части ВВС базируются на следующих аэродромах: Хартум, Порт-Судан, Вау, Малакал, Джуба, Донголо, Мерове, Атбара, Женейна, Эль-Обейд, Эль-Фашод, Вау Мерин.

На вооружении военно-воздушных сил имеется 34 боевых самолета : истребителей бомбардировщиков — 18 (F-5Е/F – 5, J-6 (МиГ-19) — 8, F-7 (МиГ-21) – 5); истребителей – 16 (МиГ-23 – 6, МиГ-29 – 10). По имеющимся данным, самолеты F-7 технически неисправны. Кроме того, транспортные самолеты Ан-24 переоборудованы для использования в качестве бомбардировщиков.

Военно-транспортная авиация располагает 17 самолетами: С-130Н — 4, Ан-24 – 4, DНС-5D — 4, F-27 — 2, «Фалкон 20/50» — 3.

Парк учебно-боевых самолетов представлен 10 машинами: МиГ-29УБ – 2, ВАС-143 – 5, ВАС-167 – 3. Учебно-тренировочная авиация представлена 12 самолетами РТ-6А.

В вертолетных подразделениях имеется 10 боевых (Ми-24В) и 17 многоцелевых (АВ-212 — 4, IAR/SA-330 — 2, Ми-8 — 11) машин.

Самолеты и вертолеты ВВС Судана имеют на вооружении ракеты класса «воздух-земля» типа Х-23, «Малютка» и ракеты класса «воздух-воздух» типа К-13, Р-23.

Самолетный и вертолетный парк разнотипен и представлен устаревшими образцами авиатехники, многие из которых физически изношены, что значительно ограничивает возможности боевого применения ВВС. В вопросах ремонта техники суданская военная авиация находится в полной зависимости от иностранной помощи. Поступление из России в 2002-2004 годах истребителей типа МиГ-29 существенно повысило боевые возможности суданских ВВС.

Части противовоздушной обороны представлены пятью батареями ЗУР С-75 (18 ПУ) и подразделениями зенитной артиллерии. Они располагают устаревшей техникой и не в состоянии эффективно противодействовать современным средствам воздушного нападения.

Военно-морские силы (1,5 тыс. человек) предназначены для охраны территориальных вод, ведения борьбы с контрабандой и перевозок военных грузов и личного состава. ВМС являются наименее развитым видом вооруженных сил. Их корабельный состав представлен шестью патрульными (в т. ч. 4 на Ниле) и двумя десантными катерами (используются для транспортных целей) югославской и иранской постройки, а также семью вспомогательными судами. Для действий в интересах ВМС из состава ВВС выделяется два вертолета. Штаб флота расположен в Хартуме. Военно-морские базы: Порт-Судан, Фламинго-Бей и Хартум. В Порт-Судане и Фламинго-Бей имеются небольшие судоремонтные заводы. Имеются трудности в обеспечении корабельного состава запасными частями, что осложняет проведение ремонтных работ.

Кроме вооруженных сил в Судане имеются военизированные формирования — «Силы народной обороны» (СНО, 15 тыс. человек постоянного состава и 85 тыс. в резерве, 1000 батальонов). Согласно ст. 125 суданской конституции, наличие «добровольных народных вооруженных сил, созданных с целью национальной обороны, поддержания национальной безопасности или помощи любым регулярным войскам». В угрожаемый период формирования СНО должны перейти в оперативное подчинение командования НВС.

Вооруженные формирования оппозиции в первую очередь представлены действующей на юге Суданской народно-освободительной армией (25-30 тыс. человек). Основной боевой единицей СНОА является батальон. На ее вооружении имеются танки Т-54 и Т-55, артиллерийские орудия, РСЗО БМ-21 «Град», минометы калибра 120 и 60 мм, ПТРК, ПЗРК и др. К вооруженной оппозиции относятся также отряды Суданского альянса (ок. 500 человек, базируются в районе границы с Эритреей), «Силы конгресса беджа» (ок. 500 человек), также действующие вблизи границы с Эритреей, «Новая суданская бригада (ок. 2000 человек), действует в районе границ с Эфиопией и Эритреей. Численность повстанцев в Дарфуре оценивается в несколько тысяч человек, вооруженных в основном стрелковым оружием.

Военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами. В настоящее время Судан не имеет перспективных источников поступления крупных партий современных образцов вооружения и долгосрочных программ военно-технического сотрудничества с зарубежными странами. Это объясняется, прежде всего, отсутствием у правительства в настоящее время достаточных финансовых средств, а также политическими причинами — негативным отношением к военно-исламистскому режиму со стороны многих государств, прежде всего западных. Так, в марте 1999 года ЕС ввел эмбарго на ввоз оружия в Судан. Вместе с тем, освоение крупных нефтяных месторождений и рост экспорта нефти позволит суданскому в обозримой перспективе выделять больше средств на военный импорт.

Осуществляются поставки небольших партий вооружения и военного имущества из Ирана, Китая, Пакистана, Сирии, ЮАР, Беларуси, Украины, Казахстана и некоторых других стран. Так, в 1996 году из КНР получено 6 самолетов F-7 (китайский аналог МиГ-21), 100 120- и 82-мм минометов. Украина поставила 6 БМП-2. Белоруссия продала 9 танков Т-55, 6 боевых вертолетов Ми-24В и 10 ракет класса «воздух-земля». Кроме того, в Белоруссии было приобретено 10 тыс. автоматов Калашникова и боеприпасы к ним. ЮАР поставляет бронеавтомобили, ПТУР, миноискатели. Иран поставляет стрелковое оружие, боеприпасы, автомобили.

Судан проявляет заинтересованность в установлении военно-технических связей с Россией. Об этом, в частности, свидетельствует визит в РФ в апреле 2002 года суданского министра обороны. Судан проявляет интерес к закупке вертолетов Ми-17 и Ми-28, танков Т-80, БМП-3, БТР-90. В 2001 году был пописан контракт на поставку 10 истребителей МиГ-29СЭ и 2 учебно-боевых самолетов МиГ-29УБ. Поставка всех 12 машин завершена в июле 2004 года. По мнению западных экспертов, Россия вновь может стать главным поставщиком вооружений для суданских ВС.

В суданской армии действует небольшие группы иранских, китайских и египетских советников и инструкторов.

Собственной военной промышленностью Судан не располагает. Правительство планирует строительство заводов по производству легкого вооружения.

Система комплектования вооруженных сил и подготовки военных кадров. Комплектование ВС Судана осуществляется главным образом путем набора добровольцев в возрасте от 18 до 25 лет и выборочного призыва на действительную военную службу граждан мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет. Количество призывников и контрактников для вооруженных сил ежегодно определяется генеральным штабом. Срок контракта — три года, а для технических специалистов — четыре года. Военнослужащий может продлить срок контракта. Предельный возраст для рядового и унтер-офицерского состава — 48 лет.

Новобранцы в течение первых четырех месяцев службы проходят начальную военную подготовку в центральном учебном центре, а затем направляются в части. Унтер-офицерский состав готовится в специализированных учебных центрах и школах видов вооруженных сил и родов войск.

Будущие офицеры в течение первых двух лет обучаются в военном колледже в Вади-Сейдна вблизи Хартума (основан в 1905 г.), а затем направляются в специализированные школы и учебные центры. В военный колледж принимаются лица мужского пола в возрасте от 18 до 21 года.

В вооруженных силах имеются следующие специализированные школы и учебные центры для подготовки офицеров и унтер-офицеров: административная, пехотная, бронетанковая, артиллерийская, артиллерийского вооружения, тыла, разведывательная, инженерная, автомобильная, химической защиты, воздушно-десантная, военно-морская, военной полиции и учебный центр ПВО. Срок обучения для офицеров — 6-18 месяцев, для унтер-офицеров — 3-6 месяцев.

Высший командный состав обучается в командно-штабном колледже в Хартуме, основанном в 1963 году. В колледж принимают офицеров в звании подполковник и выше. Срок обучения — 9 месяцев.

Силы народной обороны комплектуются за счет набора добровольцев в возрасте от 20 до 45 лет.

Таким образом, в настоящее время вооруженные силы Судана по уровню своей подготовки и технической оснащенности не в состоянии в полном объеме решать задачи по защите суверенитета и территориальной целостности страны. Более того, НВС Судана в их нынешнем состоянии не могут обеспечить успешное решение задачи решительного военного подавления вооруженных формирований оппозиции. Вместе с тем, как показывают события 1990-х годов, они могут успешно действовать в локальных пограничных конфликтах против вооруженных сил некоторых соседних стран, которые по своему состоянию и качеству вооружения сопоставимы с суданскими.

52.3MB | MySQL:103 | 0,472sec