Антииранская риторика и действия США и интересы России

После вступления Дональда Tрампа на пост президента США и формирования его нового правительства антииранская риторика все больше усилилась. Этот факт не может не  вызывать беспокойство не только в самом Иране, который, практически, отказался от своей ядерной программы, пойдя на сделку с Западом, но и у партнеров и союзников ИРИ в регионе и мире, как, например, России.

4-го февраля министр обороны США Джеймс Маттис называл Иран «самым главным спонсором терроризма в мире».  В ответ на это замечание в понедельник пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил: «Мы не согласны с этим заявлением», добавив, что встреча между президентом России Владимиром Путиным и президентом Ирана Хасаном Роухани состоится. Она находится на стадии подготовки, и скоро станет известна точная дата.

Президент Д.Трампа в воскресенье 5 февраля во время интервью телеканалу «Fox» заявил, что одобряет новые санкции в отношении Ирана и отметил, что «Иран является террористическим государством номер один». Он сказал, что новые санкции в отношении 13 лиц и 12 компаний, связанных с иранской ракетной программой, увеличат давление на Иран.

В ответ министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил: «Иран никогда не имел каких-либо связей с ИГИЛ (прежнее название «Исламского государства» — авт.) или Фронтом аль-Нусра, или любой другой структурой, аффилированной с этими террористическими организациями и включенными в соответствующий список Совета Безопасности ООН. Тегеран должен присутствовать в антитеррористическом фронте». Он добавил, что Иран внес свой вклад в борьбе с ИГИЛ в Сирии по просьбе правительства в Дамаске, отметив, что Россия всегда выступала за всеобщий фронт борьбы с терроризмом.

Посол России в Тегеране Леван Джагарян прокомментировал, что Россия обеспокоена эскалацией напряженности между США и Ираном, и будет продолжать прикладывать усилия для снижения этой напряженности. Он также отметил, что Иран не просил у России выступить посредником между Тегераном и Вашингтоном.

Как передает студенческое информагентство Ирана SNN, ссылаясь на одного из членов правительства США, имя которого не указывается, администрация Д.Трампа оценивает и изучает способы ликвидации ирано-российского военно-политического союза, чтобы закончить войну в Сирии и усилить борьбу с террористической группировкой ИГ.

Согласно SNN, эта стратегия противоречит обещаниям Д.Трампа улучшить отношения с президентом России В.Путиным, которые в свою очередь  столкнулись с сильным сопротивлением республиканского Конгресса. Этот высокопоставленный чиновник американской администрации сказал: «Белый дом не питает никаких иллюзий по поводу России, несмотря на замечания Трампа о Путине ранее на этой неделе. Однако, правительство США не желает, чтобы Россия была угрозой для Америки как в годы холодной войны, в то время как Д.Трамп обещал подавить и укротить Иран».

Всего через несколько дней после того, как Никки Хейли – представитель США в ООН заявила, что растет насилие в Восточной Украине и потребовала осуждения действий России, вице-президент Майк Пенс подчеркнул, что Вашингтон, скорее всего, отменит санкции против России, если Москва будет сотрудничать с Вашингтоном в борьбе с ИГ. Однако, иранское агентство утверждает, что сколько бы Россия не заявляла о своей готовности улучшить отношения с США, последние месяцы показали, что она намерена так же продолжать сотрудничество с Ираном.

Принятие в отношении Тегерана новых санкций Москва долго не комментировала, в отличие от другого партнера ИРИ – Китая. Официальный представитель МИД Китая Лу Кан, в ответ на санкции, введенные США, заявил: «Мы всегда выступали против любых односторонних санкций», и сказал, что Пекин направил ноту протеста США, и отметил, что санкции, особенно, когда они служат интересам третьей стороны, не будут способствовать укреплению взаимного доверия.

Молчание Москвы вызвало недовольство в Иране. Консервативное агентство Tabnak опубликовало статью, в которой выразило негодование «молчанием» России по поводу растущей напряженности между США и ИРИ, поставив под сомнение «стратегический характер» ирано-российских отношений. «Ни в коем случае нельзя определять отношения между Россией и Ираном как стратегические отношения или альянс. Даже в Сирии сотрудничество России и Ирана не носит стратегический характер», — пишет Tabnak.

В свою очередь бывший посол ИРИ в Китае Хосейн Маллаек, прокомментировал «молчание» России на сайте International, и назвал его «логичным». «На сегодняшний день важнейшей задачей внешней политики РФ является выход из кризиса и нестабильности, и это протокольное поведение… и пока Россия охвачена страхом и  надеждой урегулировать эти отношения, эта задача не может быть омрачена какой-либо другой проблемой. В этой связи Иран для России является больше инструментом,  ограничивающим ее возможности», — пишет иранский дипломат.

Однако, молчание Москвы продлилось недолго. В понедельник  6 февраля заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков заявил: «Сожалеем, что так получается. Мы всегда фиксировали позицию о том, что санкции не являются приемлемым и подходящим инструментом для решения тех или иных вопросов».

В то время, как «ядерная сделка» находится под угрозой, Исламская Республика продолжает провоцировать своих врагов. 7-го февраля пресс-секретарь Организации атомной энергии Ирана (ОАЭИ) Бехруз Камалванди, сообщил, что процесс перевозки 149 тонн «желтого кека» из России в Иран продолжается, передает агентство ISNA. По его словам три партии уже доставлены в Иран, а четвертая была доставлена во вторник.

Как передает представитель ОАЭИ, 149 тонн «желтого кека» — это больше, чем Иран получал за прошлые 10 лет ядерной программы, и поскольку запасы урана в Иране находится на низком уровне, этот импорт поможет ядерной промышленности Ирана. Он добавил, что после реализации СВПД (ядерной сделки) до сих пор 360 тонн сырья импортируется из России и других стран в Иран.

Вступился за защиту ядерной сделки и МИД ИРИ. В своем интервью иранской ежедневной газете Ettela’at, опубликованной 7-го февраля, министр иностранных дел ИРИ Мохаммад Джавад Зариф заявил, что Соединенные Штаты не смогли протолкнуть почти ни одно из своих требований в отношении иранской ядерной программы в сделке с Исламской Республикой в 2015 году. Глава МИД перечислил ряд требований, которые США пытались, но не смогли навязать Ирану.

«Америка хочет, чтобы Иран не имел даже одну центрифугу … Когда они согласились на центрифуги, они  хотели противостоять нашим исследованиям и разработкам. Американцы говорили до последнего дня переговоров, что мы только может делать исследования и опытно-конструкторские работы на маломощных моделях центрифуг, таких как ИК-1», — сказал М.Дж.Зариф, , пояснив, что Иран в настоящее время используют модели ИК-8.

М.Дж.Зариф называл враждебным отношение президента США Д.Трампа по отношению к сделке с Ираном и обратил внимание на тот факт, что соглашение носит многосторонний характер, и ни Иран, ни европейские страны не согласятся на ее пересмотр.

Наибольшим образом Запад обеспокоен иранской ракетной программой, которая, в отличие от ядерной, не контролируется международными организациями. 30-го января стало известно, что Иран провел испытания баллистических ракет. 7-го февраля в Исламской Республике, недалеко от Тегерана, прошли очередные испытания пяти ракет «земля-воздух» «Сайяд».  В отличие от США Россия поддерживает право Ирана не только на мирную ядерную программу, но и на ракетную . Согласно С.Рябкову, пуски Ирана пуски ракет не являются нарушением сделки по иранскому атому и закрепляющей ее резолюции СБ ООН 2231.

Отразилась напряженность и на американских нефтяных компаниях. Заместитель министра нефти Ирана по вопросам торговли и международным делам Амир Хосейн Заманиниа заявил в понедельник, что американские компании не сталкиваются с какими-либо ограничениями для работы в богатой ресурсами стране, но американские санкции делают такие действия невозможными. «Иран не устанавливал каких-либо ограничений для этих компаний. Это, скорее, американские законы, которые сделали свое же участие в иранских нефтяных тендерах невозможным», — цитирует его слова агентство IRNA.

Иран назвал 29 крупных компаний из Азии и Европы, которые были допущены к торгам по нефтяными и газовыми контрактами в Иране, где определены около 70 проектов для реализации. Эти компании стремятся заработать на отмене в прошлом году санкций против Исламской Республики, но американским компаниямм по-прежнему запрещено торговать с Ираном в рамках «первичных» штрафных санкций, которые отделены от ядерных санкций.

А.Х.Заманиниа заявил, однако, что новые санкции не влияют на переговоры Ирана с европейскими и азиатскими компаниями. «Международные компании готовы сотрудничать, но проблема в медленном процессе работы, проводимой внутри страны», — добавил он. Дело в том, что в самом Иране не все согласны с новой формой нефтяных контрактов, дающих иностранцам слишком много свободны, чтобы контролировать национальные богатства страны.

Американские нефтяные компании всегда стремились на иранский рынок с большим интересом. Компания новоназначенного госсекретаря США Рекса Тиллерсона Exxon Mobil, как сообщается, несмотря на заявления своего правительства, задействовала лоббистов, чтобы добиться отмены санкций, предоставив западным компаниям возможность сотрудничать с ИРИ.

Не остался в стороне от растущей напряженности и верховный лидер ИРИ аятолла Али Хаманеи. Выступая во время встречи с рядом командиров, офицеров, пилотов и сотрудников ВВС Ирана и базы ПВО «Хатам аль-Анбийя» в Тегеране 7-го февраля 2017 года, он заявил, что иранский народ будет реагировать на недавние угрозы президента США Дональда Трампа. «Трамп говорит – «Бойся меня!». Нет! Но (иранский) народ будет реагировать на эти заявления, отмечая «22 бахмана»,- сказал лидер. Аятолла А.Хаменеи имел в виду дату по персидскому календарю, совпадающую с 11 февраля — годовщиной Исламской революции 1979 года.

Ранее в этом месяце Д.Трамп в своем «Твиттере» написал: «Иран играет с огнем. Они не ценят, насколько «добр» был с ними президент Барак Обама. Не я!». Как сообщает Presstv.ir, на это заявления верховный лидер ответил: «Иранцы не боятся угроз. Новый президент США говорит: «Вы должны быть благодарны (бывшему президенту США Бараку Обаме)! За что? Должны ли мы быть благодарны за создание ИГИЛ, пламя (насилие) в Ираке и Сирии, а также открытую поддержку 2009 беспорядков (в Иране)? Это он (Обама), кто принес сокрушительные санкции в отношении к иранскому народу. Конечно, он не достиг своей цели, и ни один враг не может нанести вред иранскому народу».

Противостояние с США для Ирана не ново. Тем не менее, пойдя на соглашение с Западом, ИРИ, а именно президент Хасан Роухани и его команда, поставила слишком многое, практически отказавшись от ядерной программы. Новые санкции и давление на Иран подрывает авторитет президента и доверие к нему, что особенно нежелательно на фоне предстоящих президентских выборов в Иране.

Что касается России, то Москве предстоит проявить гибкость и использовать все свои дипломатические возможности, чтобы не потерять своего союзника и не упустить возможность наладить диалог с Вашингтоном.

52.22MB | MySQL:103 | 0,481sec