К вопросу о передаче в Турецкий фонд благосостояния государственных активов. Часть 1

5 февраля 2017 года в так называемой «Официальной газете» были опубликованы постановления турецкого правительства, предусматривающие передачу в пользу Турецкого фонда благосостояния акций крупнейших турецких компаний и ряда объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности.

Эта тема стала одной из самых обсуждаемых в последние дни и вызвала оживленную полемику между сторонниками руководства страны и оппозицией в том духе, является ли эта мера нормальной и общепринятой (поскольку, в мире у многих стран есть подобные фонды, включая, кстати, и Российскую Федерацию) или «очередным шагом по бесконтрольной распродаже государственной собственности» и по «формированию параллельного казначейства».

На самом деле, данная операция довольна серьезна, с учётом хотя бы того объема активов, который «перекочевал» в достаточно молодой Фонд (около 3 млрд тур. лир), и имеет смысл разобраться в данном вопросе чуть подробнее. Не говоря уже о том, что за этой мерой, в одночасье ставшей не слишком популярной (её даже успели окрестить «безмолвной революцией»), просматривается насущная необходимость изыскать дополнительные ресурсы для реализации страной своих стратегических проектов.

В этой связи обратимся к первоисточнику, а именно к Закону №6471 от 19.08.2016 г. (опубликован в «Официальной газете» и вступил в силу 26.08.2016 г.) «Закон о создании закрытого акционерного общества Турецкий фонд благосостояния и о внесении изменений в некоторые законодательные акты». Сразу отмечаем то обстоятельство, что хотя Фонд благосостояния и достаточно молодой, но создан отнюдь не в эти дни, когда разразились бурные дебаты. При том, что цель создания подобных структур понятна изначальна и для этого даже не требуется читать Закон.

Впрочем, если всё же обратиться к Закону, то уже в Статье №1 сформирована цель закона и сфера его применения. А именно: сформировать Турецкий фонд благосостояния и связанные с ним фонды, организовать ЗАО Управляющая компания Турецкого фонда благосостояния. Целью же новой структуры должны стать: диверсификация инструментов на рынке капитала, обеспечение эффективного использования для экономики страны активов, принадлежащих государству, привлечение внешних ресурсов, обеспечение реализации крупных инвестиций. Соответственно, Закон определяет вопросы, связанные с созданием, управлением и деятельностью вновь сформированного Фонда.

Прежде всего, отметим то немаловажное обстоятельство, что Фонд создается при Администрации премьер-министра, то есть как государственная структура, но при этом является акционерным обществом и его деятельность регулируется частным правом.

Далее, стоит заметить, что неслучайно Фонд уже окрестили параллельным Казначейством. Действительно охват его деятельности, как в самой Турции, так и за её пределами (!), оказывается весьма широк.

При этом вполне естественным вопросом оппозиции является контроль за его работой, допустим со стороны таких ведомств, как Счетная палата. Но об этом чуть позже, а сфера деятельности Фонда благосостояния выглядит следующим образом.

Разумеется, в рамках планов стратегических инвестиций с учетом проводимой оценки потенциальных рисков и прибыли, Фонд имеет право: приобретать в самой Турции и за её пределами доли компаний, долговые обязательства, активы, доли в фондах, сертификаты аренды, права на недвижимость, специальные зарубежные инвестиционные и прочие инструменты. Также: осуществлять любые операции на финансовом рынке, реализовывать права на движимое имущество и нематериальные активы, претворять в жизнь любые проекты, создавать под них источники финансирования, обеспечивать для проектов внешнее финансирование и прочие источники. А также участвовать в любой торговой и финансовой деятельности. Всё это может осуществляться в самой Турции и за её пределами, на первичном и вторичном рынках. При этом Фонд может являться стороной соглашений с иностранными государствами и компаниями в части государственных инвестиций.

Закон определяет организационную структуру Фонда, которая достаточно типовая для подобных ведомств, включая управления внутреннего контроля и системы контроля за рисками. С другой стороны, Фонд с целью обеспечения своей деятельности может заказывать услуги у сторонних организаций.

Уставной фонд турецкого Фонда благосостояния определен в 50 млн тур. лир (по текущему курсу около 800 млн рублей), которой внесен из Фонда приватизации.

Назначение в совет директоров, числом, минимум, из пять человек, производится со стороны премьер-министра. К кандидатам на замещение этих должностей предъявляются обычные квалификационные требования в части знания экономики, финансов, права, банковской деятельности и наличия опыта работы в одной из данных сфер не менее пяти лет.

Более подробно структура Фонда и принципы его функционирования определяются Уставом, который, в свою очередь, утверждается Советом министров. Кроме того, предусматривается возможность создания связанных с Фондом сторонних фондов. Для всех них советом директоров разрабатывается трёхлетний план инвестиций, который передаётся на утверждение в Совет министров.

52.2MB | MySQL:103 | 0,619sec