Ситуация в Египте: январь 2017 г.

Первый день 2017 года начался в Египте с новости об аресте генерального секретаря Государственного совета (высшая инстанция египетской юстиции) Ваэля Халаби, обвиненного в коррупции. День спустя, согласно его адвокату, высокопоставленный судья покончил с собой, повесившись на шарфе в туалете. Это обстоятельство дало повод представителю защиты обвинить тюремных надсмотрщиков в халатности.

Арест В.Халаби последовал несколько дней спустя после ареста чиновника администрации Госсовета Гамаля аль-Лаббана, отвечавшего за закупки. На аресте последнего настояли власти административного контроля, занимающиеся борьбой с коррупцией во всех государственных структурах. После ареста Г.аль-Лаббана 31 декабря подал в отставку В.Халаби, и она была принята Госсоветом.

Ранее президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси заявил о необходимости резкого сокращения государственных расходов и пообещал особое внимание обратить на борьбу с коррупцией, отметив, что «никто не может быть вне закона».

Неправительственная организация Transparency International поместила Египет по итогам 2016 года на 88 месте по уровню коррумпированности в мире среди 168 стран.

6 января после 3-х лет пребывания в заключении был освобожден Ахмед Махер — один из лидеров восстания в 2011 году, приведшего к уходу от власти Хосни Мубарака. 36-летний активист в свое время был одним из основателей и представителем по печати «Движения 6 апреля» — молодежной организации, принявшей активное участие в восстании. Его освобождение последовало после того, как он полностью отбыл назначенный ему срок заключения.

А.Махер был арестован вместе с несколькими другими активистами движения в ноябре 2013 года в ходе манифестации протеста против нового закона, запрещавшего любые массовые акции без предварительного разрешения со стороны МВД. Приговор А.Махеру был подтвержден двумя судами более высоких инстанций.

Как сообщалось, после низложения в июле 2013 года президента — исламиста Мухаммеда Мурси и прихода к власти А.Ф.ас-Сиси власти развернули кампанию репрессий, которая ударила как по «Братьям-мусульманам», так и по активистам светской и либеральной оппозиции, сыгравшим решающую роль в событиях 2011 года.

Январь оказался очень непростым и на проблемном Синайском полуострове, на севере которого продолжает действовать джихадистская группировка «Вилает Синай», присягнувшая на верность  «Исламскому государству (ИГ, запрещено в России).

9 января по меньшей мере 8 полицейских погибли, 8 получили ранения при атаке заминированного автомобиля на блок-пост правоохранителей близ города Эль-Ариша. По уже не раз опробованной схеме смертник за рулем заминированного грузовика сначала подорвал его  близ блок-поста, затем в атаку пошла «пехота» джихадистов. При ее отражении были уничтожены 5 боевиков. На следующий день ответственность за нападение на полицейский блок-пост взяла на себя египетская структура ИГ.

13 января МВД Египта объявило об уничтожении на Синайском полуострове 10 человек, связанных с ИГ. Джихадисты были уничтожены в ходе операции, проводившейся египетскими силовиками. Боевики открыли первыми огонь по солдатам, когда те приблизились к одному из домов в Эль-Арише, служившим им убежищем. По данным египетского МВД, уничтоженные боевики входили в группировку «Ансар Бейт аль-Макдис», которая сейчас называет себя «Вилает  Синай».

18 января один из самых известных египетских футболистов Мухаммед Абутрика был занесен в список лиц, считающихся террористами. Основанием для подобной меры стали подозрения в том, что он связан с запрещенными «Братьями-мусульманами». Этот футболист сыграл в свое время решающую роль в победах сборной Египта в розыгрышах Африканского кубка наций в 2006 и 2008 годах. Он 4 раза признавался лучшим футболистом Африки. Несмотря на завершение карьеры, 38-летний М.Абутрика остается сверхпопулярным в своей стране. Власти подозревают его в тайном финансировании «Братьев-мусульман».

Вместе с М.Абутрикой в список «террористов» были включены еще свыше 1500 человек, в том числе бывший президент — исламист М.Мурси.

Согласно закону по борьбе с терроризмом от 2015 года, любой человек, подозреваемый в терроризме, не может выехать за пределы Египта, его паспорт изымается, а банковские счета замораживаются.

На момент вынесения санкций М.Абутрика находился в Катаре, ставшим прибежищем для многих беглых египетских исламистов. Его замороженные средства были вложены, в частности, в одну из туристических компаний. Ранее бывший футболист — звезда столичного клуба «Аль-Ахли» — категорически отвергал сообщения о финансировании «Братьев-мусульман». В то же время известно, что он финансировал палестинские организации, а в 2012 году в ходе предвыборной кампании накануне президентских выборов поддержал кандидата от «братьев» М.Мурси.

19 января египетская Фемида сообщила, что 304 человека, и в частности, активисты «братьев», скрывающиеся в Турции, будут отданы под суд за их причастность к серии терактов в Каире в 2016 году. По данным прокуратуры, обвиняемые, большинство из которых на тот день находилось за пределами Египта, приняли участие в создании террористической группы «Хасм», взявшей на себя ответственность за несколько громких терактов в Каире и в Дельте Нила. Без них также не обошлось при создании в 2016 году террористической группы «Лива ат-Таура».

23 января командование египетской армии сообщило о гибели на Синайском полуострове пяти солдат. В коммюнике отмечалось, что они погибли от рук «фундаменталистских элементов». Какие-либо детали происшедшего не приводились.

В январе продолжилась бесконечная тяжба между работающими в Египте неправительственными гуманитарными организациями и властями. 11 января египетский суд предписал заморозить авуары двух неправительственных гуманитарных организаций. Его вердикт касался, в частности, организации «Назра», специализирующейся на исследованиях положения женщин  и ее основательницы Мозны Хасан, а также «Организации за реформу уголовного кодекса» и ее основателя Мухаммеда Зариа. Обе организации подозреваются в получении зарубежного финансирования.

15 января в Каире было объявлено, что после получения спасительного кредита в 12 млрд долларов от Международного валютного фонда (МВФ) Египет решил пойти далее в исполнении рекомендаций этого института, еще больше сократив поддержку цен на нефтепродукты и увеличив налоги на продажи. Стоит напомнить, что после произведенной в конце 2016 года частичной отмены поддержки цен на нефтепродукты их цена увеличилась в среднем на 50%, что вызвало недовольство египтян.

В январе была поставлена жирная точка в вопросе об уступке Саудовской Аравии двух островов в Красном море. 16 января Высший административный суд Египта подтвердил решение суда низшей инстанции об аннулировании передачи Эр-Рияду двух необитаемых островов Тиран и Санафир. Суд подтвердил, что эти острова остаются суверенной египетской территорией. Тем самым он дезавуировал заявление правительства Египта об уступке этих островов, сделанное в апреле 2016 года после визита в АРЕ короля Сальмана. Решение суда в целом отвечает ситуации, в которой после апреля 2016 года отношения между двумя странами резко ухудшились. Ранее решение египетских властей о передаче островов вызвало волну протестов.

Как подчеркивалось в заявлении Высшего административного суда, его решение было «единогласным». Однако оно может еще больше осложнить египетско-саудовские отношения при том, что до апреля 2016 г. Саудовская Аравия была одним из главных спонсоров египетского режима. Как представляется, основное противоречие между Каиром и Эр-Риядом было связано с тем, что Египет, как и Россия, в сирийском конфликте поддерживает Дамаск, в то время как Эр-Рияд — отдельные формирования вооруженной оппозиции.

18 января президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси принял участие в церемонии возобновления работы Музея исламской культуры,  закрытого для обновления после теракта с использованием заминированной автомашины в 2014 году, который нанес значительный ущерб зданию. Открытию музея способствовали иностранные инвестиции,  и в частности, от ОАЭ, Италии, США и ЮНЕСКО. Ответственность за теракт в 2014 году взяла на себя группировка «Ансар Бейт аль-Макдис», которая позднее присягнула на верность ИГ.

В январе Египет продолжил активное участие в урегулировании кризиса в Ливии. В частности, глава МИД АРЕ Самех Шукри провел встречи с представителями основных полюсов власти в этой стране – базирующегося в Триполи правительства национального согласия и восточного «правительства», сидящего в Тобруке. По итогам этих встреч С.Шукри заявил, что Каир выступает за «политическое решение» в Ливии при том, что известно об его поддержке восточного «правительства» и командующего вооруженными формированиями Тобрука маршала Халифы Хафтара. Каир также принял 21 января встречу глав МИД стран-соседей Ливии. На этой встрече С.Шукри заявил, что его страна отвергает «любое иностранное вмешательство в ливийские дела». Он же заявил о намерении Каира организовать прямые переговоры между представителями Триполи и Тобрука.

23 января правительство Египта разрешило военным основать фармацевтическую компанию. Это решение было принято на фоне наблюдавшегося за последние месяцы роста цен на медикаменты и даже дефицита на некоторые из них, что было связано с дефицитом валюты. Командование египетской армии традиционно играет заметную роль в экономике страны.

23 января состоялся телефонный разговор между главой Египта А.Ф.ас-Сиси и президентом США Д.Трампом. Как сообщили в Белом доме, в ходе разговора последний заверил своего египетского коллегу, что американская военная помощь Каиру будет продолжена. Стоит напомнить, что при Б.Обаме предоставление военной помощи Египту было на время приостановлено.

29 января 5 лет тюрьмы получил баллотировавшийся в 2012 году на пост президента от салафистского течения египетских исламистов Хазем Абу Исмаил. Его обвинили в причастности к актам насилия, совершенным исламистами в том же году. В момент объявления приговора он находился в тюрьме, где отбывает 7-летний срок за то, что при выставлении своей кандидатуры на президентских выборах скрыл, что его мать является обладательницей американского паспорта. Он был арестован еще в 2013 году и осужден год спустя.

В целом, Египту необходимо как можно быстрее решить проблему безопасности на севере Синайского полуострова. Без ее решения – несмотря на очень теплые отношения между Каиром и Москвой – возобновлять авиационное сообщение между двумя странами представляется более чем рискованным и очень напоминающим русскую рулетку.

52.25MB | MySQL:103 | 0,474sec