Ракетные обстрелы Израиля как следствие напряженности между ХАМАСом и ИГ

За последнюю неделю Израиль дважды подвергался ракетным обстрелам. 6 февраля одна ракета была выпущена из сектора Газа по Ашкелону. Она упала в незастроенной местности за городом. Жертв и разрушений в результате этого обстрела не было. ЦАХАЛ, в соответствии со своей обычной политикой в таких случаях, подверг в ответ обстрелу военные объекты ХАМАСа, контролирующего сектор Газы, однако было очевидно, что ХАМАС не заинтересован в обострении ситуации.

Около 11 часов вечера 8 декабря в Эйлате и окрестностях раздался сигнал воздушной тревоги. По городу были выпущены с территории Египта 4 ракеты. 3 из них были сбиты системой «Железный купол», а одна – упала на открытой местности за городом. Разрушений и жертв не было и в этом случае. Ответственность за данный обстрел взяли на себя боевики связанной с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России) террористической организации «Вилает Синай»  (прежнее название «Ансар бейт аль-Мукадас»), действующей на Синайском полуострове с 2011 года.

Следует упомянуть о том, что в прошлом эта организация взяла на себя ответственность за ряд террористических акций против Израиля. Среди них были подрыв газопровода в 2012 году и обстрел территории Израиля ракетами в 2014 году, в начале операции «Несокрушимая скала», которую ЦАХАЛ проводил в секторе Газы против ХАМАСа.

В Израиле связывают последние по времени обстрелы с ликвидацией египетскими силовиками на прошлой неделе одного из главарей террористических формирований ИГ на Синайском полуострове Тарека Бадуана (он был известен также под именем Мухамад аль-Макдиси), уроженца сектора Газа. Около года назад он еще был одним из командующих спецподразделений военного крыла ХАМАСа, «Бригад Изеддина аль-Касама». Потом он присоединился к ИГ на Синайском полуострове. Не ясно, действительно ли Тарек Бадуан дезертировал ли из ХАМАСа или же был внедрен в ряды сторонников ИГ для того, чтобы укрепить сотрудничество между двумя террористическими организациями, особенно в сфере нелегальной доставки оружия в сектор Газа.

Согласно сообщениям израильских СМИ, египетская разведка подозревала, что верна вторая версия. Поэтому в течение нескольких месяцев Каир оказывал давление на руководство ХАМАСа, требуя от них открыть местонахождение Тарека Бадуана. Лидеры ХАМАСа в свою очередь, как обычно, утверждали, что у них нет связей с ИГ и, что они, соответственно, не имеют представления о том, где конкретно находится Тарек Бадуан.

Однако ситуация по тем или иным причинам резко изменилась. В последнюю неделю января в Каире побывала делегация ХАМАСа во главе с заместителем председатель политбюро ХАМАСа Мусой Абу-Марзуком и заместителем командующего «Бригад Изеддин аль-Касама» Маруаном Исой. После этого Египет неожиданно облегчил перемещение людей и товаров через границу между Синайским полуостровом и сектором Газа. А 2 февраля египетский военный самолет обстрелял некий дом на севере Синайского полуострова. Потом выяснилось, что в этом доме и находилось убежище Али Бадуана, который был убит в результате этой атаки.

Предполагается, что в руководстве «Вилаета Синай» не знают точно, кто передал египетской разведке данные о местонахождении Али Бадуана, ХАМАС или израильская разведка. Именно поэтому боевики ИГ попытались сперва втянуть ХАМАС в открытый военный конфликт с Израилем, обстреляв Ашкенлон с территории сектора Газа. После того, как ХАМАС воздержался от обострения ситуации и сдержанно отреагировал на ответные удары ЦАХАЛа по сектору Газа, сторонники «Вилаета Синай» обстрелял Эйлат непосредственно с египетской территории. В Израиле ожидают продолжения террористических акций со стороны действующих на Синайском полуострове боевиков ИГ в качестве мести за ликвидацию Али Бадуана. В этой связи после обстрела Эйлата ЦАХАЛ закрыл для движения гражданского транспорта шоссе, идущее из Ницаны в Эйлат в непосредственной близости от египетской границы.

Стоит упомянуть о том, что напряженность в отношениях между ХАМАСом и салафитами, связанными с ИГ, имеет и религиозную основу. Последние считают ХАМАС недостаточно радикальным в ведении «священной войны» и слишком уступчивым по отношении к «сионистскому врагу».

Реакция израильского руководства на эти обстрелы была предсказуемой. Министр обороны Авигдор Либерман, стоящий во главе партии «Наш дом – Израиль», еще несколько месяцев назад заявил, что следующая операция ЦАХАЛа в секторе Газа «будет последней», то есть вооруженные формирования ХАМАСа будут разгромлены полностью, а его власть  в секторе Газы будет ликвидирована. Однако после ликвидации власти ХАМАСа Израилю придется установить в той или иной форме свой контроль в секторе Газы, а этого ни Авигдор Либерман, ни израильское руководство в целом не хочет. Именно в этом контексте следует рассматривать слова министра экологии и по делам Иерусалима Зеэва Элькина (Ликуд), являющегося также членом узкого кабинета министров по безопасности и иностранным делам. После того, как ЦАХАЛ нанес по сектору Газы удары в ответ на запуск ракеты по израильской территории, он заявил явно от имени всего правительства: «У Израиля нет никакого желания идти на обострение, все зависит от того, как будет вести себя ХАМАС. Мы не готовы мириться с тем, чтобы на головы наших граждан падали ракеты».

Лидер партии «Еврейский дом», министр просвещения Нафтали Беннет, представляющий самое правое крыло нынешнего правительства, как бы вскользь заявил после ракетного обстрела, что рано или поздно ЦАХАЛу придется провести новую операцию в секторе Газы. Однако и он не стал настаивать на том, чтобы это произошло «рано».

Относительно же обстрела Эйлата с египетской территории израильское руководство не делало никаких официальных заявлений. Всем в Израиле очевидно, что на Синайском полуострове идет война против сторонников ИГ, а египетское правительство прилагает максимальные усилия для недопущения обстрелов израильской территории, однако когда ему удастся ликвидировать исламистские формирования, пока никому не ясно. Сам же Израиль однозначно не намерен направлять свои войска на Синайский полуостров.

52.22MB | MySQL:103 | 0,541sec