Годовщина исламской революции в Иране: нагнетание антиамериканизма

В пятницу 10 февраля в Иране торжественно отметили очередную,  38-ю годовщину исламской революции. В нынешнем году празднование этого эпохального события в новейшей истории страны ознаменовалось невиданным нагнетанием антиамериканизма. В Тегеране, Исфахане, Ширазе, других больших и малых городах состоялись массовые демонстрации. СМИ режима  утверждают, что массовость шествий  демонстрируют поддержку широкими слоями народа исламского правления, тогда как на самом деле большинство демонстрантов, как и прежде, составляли семьи сотрудников КСИР, государственных и бюджетных организаций, свезенных в Тегеран автобусами жителей деревень и маленьких городов. Они скандировали лозунги против США и Израиля, сжигали флаги этих стран. В одном месте в центре столицы  манифестанты сожгли чучело нового американского президента Дональда Трампа, а в другом – подвергли его повешению.

Тремя днями раньше духовный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи призвал граждан своей страны принять участие в демонстрациях, чтобы продемонстрировать, что Иран «не боится американских угроз». Поводом явились неоднократные антииранские заявления, сделанные в последние дни новым американским президентом Дональдом Трампом как реакция на проведенные в стране ракетные испытания. Касаясь проведенных 8 февраля испытаний ракеты системы ПВО класса «земля-воздух», не нарушивших резолюции Совета Безопасности  ООН, запрещающей Тегерану испытание баллистических ракет, а также ранее проведенных испытаний баллистической ракеты средней дальности, глава американской администрации выразил серьезную обеспокоенность. Неделей ранее Д.Трамп отреагировал на своей странице в Twitter на сообщения о ракетных испытаниях в Иране следующим образом: «Иран играет с огнем — они не оценили, насколько «добр» был к ним президент Обама. Он, но не я!». В Иране достаточно серьезно восприняли и тот факт, что сначала администрация американского президента объявила Ирану «официальное предупреждение», а затем последовали слова Д.Трампа о том, что он не исключает военный ответ на запуск Ираном ракет. Гнев Тегерана вызвали и слова Д.Трампа о том, что «Иран был официально предупрежден после запуска баллистической ракеты. Он должен быть благодарен за те ужасные условия ядерной сделки, на которые пошли США…Иран был на последнем издыхании и готов к краху до того, как США протянули ему руку помощи в виде иранской сделки, которая принесла стране 150 млрд долларов». Вдобавок к этому, в начале февраля США ввели расширение санкций против ИРИ, включив в санкционный список 13 физических лиц, в основном – из Корпуса стражей исламской революции (КСИР)  и 12 иранских организаций. Минфин США разъяснил в той связи, что причиной роста санкционного давления  явились как раз ракетные испытания и «дестабилизирующие действия  Ирана в ближневосточном регионе». Прибавим к этому неоднократно звучавшие в последние дни из уст американских политиков обвинения в адрес Ирана в государственном терроризме. Все это, вместе взятое, предопределило решимость иранского руководства  дать массированный отпор такому накалу антииранской истерии в США.

На состоявшихся в пятницу 10 февраля празднествах и в прозвучавших в этот день речах президента ИРИ Х.Роухани и других представителей иранской элиты прозвучало резкое осуждение действий США  и была выражена уверенность в том, что Иран «сумеет поставить Америку на колени». Звучал и многократно озвучиваемый ранее лозунг о том, что «Америка не может сделать ничего существенного с Ираном, избравшим свой путь».  Причем, не только в Тегеране. В Семнане аятолла Мохаммад Шахчераги, представитель духовного лидера страны, заявил, что сегодня, как никогда, можно утверждать, что «наш народ отвергает угрозы американского президента, ибо он силен и полон энергии защищать свою власть». В этом же духе высказались и ряд других политиков, например, мэр столицы Мохаммад-Багер Галибаф.

Поводом для реакции многих политиков, выступавших на демонстрациях и манифестациях, явились слова американского президента о том, что он «не Обама» и будет проводить в отношении Ирана более жесткую политику, чем его предшественник на этом посту. Показательна в этом отношении реакция генерала КСИР Мохсена Резаи, командовавшего в течение ряда лет войсками Корпуса, а в последние годы занимающего пост Секретаря Совета по определению целесообразности принимаемых решений. Обращаясь к Д.Трампу в несвойственной иранцам грубой форме и на «ты», он приказал главе США знать свое место и не высовываться, «ибо у тебя все равно ничего не получится». По словам М.Резаи, «мы ответим американцам должным образом уже в этом году».  Как считает политик, в мире понимают, что такое воля иранского народа, и американцы тоже должны понять, что за миллионными демонстрациями стоят сила и убежденность народа, с которой просто так не совладать.  Выступивший на празднествах аятолла Хосейн Нури-Хамадани высказался более однозначно: «Мы готовы даже пролить кровь за свое святое дело. Другой аятолла – представитель духовного лидера аятоллы Али Хаменеи  в КСИР Абдолла Хаджи Садеки – сказал, что «уже 38 лет  Америка говорит, что использует против нас все свои возможности, пытаясь укротить Иран, но в итоге демонстрирует лишь слабость и бессилие». Следующий оратор, аятолла Джавади-Амоли сказал, что противостоящие Ирану мировые державы во главе с США должны знать, что все их планы сделать Иран кротким и смиренным заведомо обречены на неудачу. А принявший участие в манифестации Ахмал Алам-оль-Худа, известный консервативный аятолла из Мешхеда,  как всегда отличился достаточно грубыми наскоками на Д.Трампа, сказав, что он «слабак и никакого серьезного вреда Ирану просто не в состоянии принести».

Центральным событием торжеств нынешнего года явилось выступление президента Х.Роухани. Обратим особое внимание на тон его выступления.  В отличие от обычного, он использовал довольно жесткий набор фраз, изобилующий резкими выражениями, присущими консерваторам, но никак не либералу, коим президент ИРИ себя позиционирует. Для него важно было наиболее выигрышно показать достижения своего правительства. Именно ему удалось добиться подписания атомной сделки и проводить в жизнь венские договоренности, позволившие стране начать выход из многолетней политической и экономической изоляции, освободиться от значительной части санкционного прессинга, возобновить нефтяной экспорт. «Те, кто думают, что мы лишь бряцаем революционными фразами и реально ничего не делаем, должны знать, что мы на деле занимаемся созиданием и вышли в первую десятку развитых стран мира. Наш прогресс совершенно очевиден, если сравним с тем, что было до революции, всего лишь 38 лет назад, когда Иран был зависим и являл собой страну с импортирующей экономикой».  «Мы, — добавил Х.Роухани,- в состоянии пристыдить любого, кто будет говорить с нами на языке угроз». «Если мы хотим реально идти вперед и добиваться побед и достижений, то нам нужно объединиться и сплотиться, доверять своему руководству, опираться на свои вооруженные силы, которые являются нашим испытанным защитником».  Не называя имени нового американского президента, Х.Роухани подверг его серьезной критике. По его словам, в регионе и мире приходят к власти новые люди, не обладающие необходимыми знаниями и опытом. «Все они должны знать, что перед лицом иранской нации  они должны избрать учтивую и вежливую линию поведения, говорить с ней почтительным языком. Если они изберут язык угроз, то получат достойный ответ». «Мы сплоченная нация, и тем, кто нас оскорбляет, должны знать это наверняка.  Мы готовы защищать себя до конца». Завершая свое выступление на праздничной манифестации, Х.Роухани сказал, что его страна не пытается провоцировать нестабильность в мире, но готова  защищать всеми возможными способами свою независимость и свободу, достижения своей революции от всевозможных нападок и угроз. «Мы заявляем всем, кто говорит с нами на языке  зла: мы едины и способны дать отпор». Президента поддержал в своем выступлении глава судебной ветви власти аятолла Садек Амоли Лариджани: Америка избрала не тот тон, которым можно говорить  с Ираном.  «Язык санкций для нас неэффективен».  Таким образом, налицо начало нового витка ирано-американской конфронтации, способной иметь далеко идущие последствия для каждой из сторон.

52.2MB | MySQL:103 | 0,500sec