Израиль: возможности ухода от ответственности при подозрении на нарушение норм международного права

Отличительной чертой международных отношений является их анархичная природа. Другими словами, принимая резолюции, осуждающие действия, способные принести вред миру и стабильности, государства, по сути, не имеют механизма принуждения, позволяющего пресечь такого рода опасное поведение. В результате, одним из наиболее сложных является вопрос международно-правовой ответственности. Для самой страны она является преимущественно политической, а главным следствием ее наступления считается необходимость прекращения опасного деяния и устранения его последствий. Впрочем, существует также ответственность физических лиц за преступления международно-правового характера. Под нее подпадают как исполнители преступных деяний, так и лица, отдавшие приказ об их совершении. К последним могут быть отнесены главы государств и правительств. Наиболее ярким примером такого рода ответственности можно считать трибуналы по бывшей Югославии и Руанде.

Впрочем, в случае с Израилем аналогичная опасность также существует. Объясняется она постоянно возникающим у Палестинской национальной администрации (ПНА) желанием активизировать борьбу против своего главного противника на площадке Международного уголовного суда (МУС). С этой целью 2 января 2015 г. представители ПНА  подписали Римский статут, который официально вступил для них в силу 1 апреля того же года. Стоит отметить, что попытки обратиться в данную инстанцию озвучивались Махмудом Аббасом и его администрацией неоднократно. В итоге в 2015 г. на рассмотрении МУС был подан иск, в котором Израиль обвиняется в военных преступлениях, совершенных на оккупированных территориях с 13 июня 2014 г. В августе 2016 г. к суду с требованием ускорить разбирательство обратился генеральный секретарь ООП С.Арикат. Ранее возможность полагаться на право «вето» США в Совете Безопасности (СБ) ООН гарантировала стране относительное спокойствие в данных вопросах. Ситуация вокруг будущего Израиля в МУС осложнилась после принятия в декабре 2016 г. резолюции № 2334 СБ ООН, в тексте которой израильские поселения назывались противоречащими нормам международного права. Несмотря на то, что документ не имел оснований каким-либо способом повлиять на прекращение поселенческой активности, одним из его главных международно-правовых последствий стала возможность изменить статус расследования против Израиля с предварительного на полноценное разбирательство, которого так жаждет ПНА.

Вопрос разгорелся с новой силой после того, как 6 февраля 2017 г. Кнессетом шестьюдесятью голосами «за» был одобрен Закон об упорядочении поселений в Иудее и Самарии. Уже 7 февраля глава ПНА М.Аббас отметил, что легализация израильской поселенческой активности постфактум будет рассматриваться в качестве акта агрессии, как следствие, было заявлено о готовности продолжить разбирательство в рамках МУС. Впрочем, для того, чтобы международный суд в Гааге стал рассматривать дело в таком ключе, необходимо принятие определения агрессии. Более того, его должен вынести СБ ООН, а не сторона, считающая себя пострадавшей. Возросшая надежда на защиту со стороны США, ставшая следствием смены американского президента, снижает такого рода опасения. Кроме того, израильская позиция по вопросу правомерности присоединения ПНА к Международному уголовному суду состоит в следующем: «МУС не обладает юрисдикцией в данном случае, в первую очередь потому, что в соответствии с международным правом нет палестинского государства […] Палестинское решение присоединиться к МУС  принято для того, чтобы инициировать разбирательство против Израиля, что является политически лицемерным и циничным маневром»[i]

Гораздо более сложная ситуация вновь складывается в отношении израильских официальных лиц. В прошлом на основании принципа универсальной юрисдикции существовала серьезная опасность для израильских политиков, посещающих Великобританию. В 2009 г. там был выдан ордер на арест Ц.Ливни по подозрению к причастности к военным преступлениям во время операции «Литой свинец». Конфликт удалось урегулировать в 2011 г., когда Лондоном были предоставлены гарантии неприкосновенности израильским государственным и политическим деятелям, посещающим Великобританию с официальным визитом, а также усложнена процедура выдачи ордера на арест. В этой связи особенно интересна ситуация на голосовании по упомянутому выше закону о легализации израильских поселений, на котором отсутствовал глава правительства.

Еще до вынесения законопроекта на голосование Кнессете в СМИ распространилась точка зрения, что Б.Нетаньяху станет инициатором переноса окончательного решения. Это намерение пресса связала с попыткой предварительно заручиться поддержкой новой американской администрации в ходе предстоящей встречи израильского премьер-министра с президентом США Д.Трампом. Повышению доли вероятности воплощения на практике данного сценария способствовала договоренность двух лидеров о необходимости выработки общей позиции по наиболее острым региональным и мировым проблемам. Однако ситуация сложилась иначе, а голосование было назначено на день, когда глава правительства находился с визитом в Лондоне.

В Кнессете это объяснили довольно просто. Как оказалось, Б.Нетяньяху, возвращавшийся из британской столицы в вечер голосования, попросту не дал на этот счет никаких указаний. Как позднее объяснил глава правительства, он и не намеревался переносить принятие окончательного решения, поскольку ситуация касается исключительно Израиля и не нуждается в одобрении партнеров, включая США. При этом обращает на себя внимание именно факт отсутствия Б.Нетаньяху при голосовании. Таким образом он, с одной стороны, как бы лично и не нарушал обещания «не удивлять» новую американскую администрацию односторонними действиями. С другой стороны, он, по сути, не имеет отношения к факту принятия закона, способного лечь в основу разбирательства МУС, делая одобренный документ предметом коллективной ответственности 112 из 120 депутатов парламента, присутствовавших на пленарном заседании.

Таким образом, несмотря на попытки ПНА вовлечь в борьбу с Израилем все возможные международные институты, МУС по-прежнему остается площадкой, на которой ей трудно воплотить на практике свой сценарий. Во многом это происходит потому, что столь ожидаемое многими палестинское государство действительно отсутствует по формальным признакам. Более того, вся система международно-правовой ответственности, по сути состоящая из механизмов сдержек и противовесов, также пока дает Израилю шанс избежать опасных последствий. При этом вероятность успеха страны возрастает при повышении лояльности американской администрации. Гораздо более сложным является вопрос о привлечении  к ответственности политических деятелей государства, что может толкнуть их на разного рода уловки.

[i] Цит. по: Palestinian Authority joins the ICC – Israel’s Response // Israel Ministry of Foreign Affairs. 01.04.2015. URL: mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2015/Pages/Palestinian-authority-joins-the-ICC-Israel-response-1-Apr-2015.aspx

52.3MB | MySQL:103 | 0,561sec