Ситуация в Ливии: январь 2017 г.

2 января Муса аль-Куни — один из трех вице-премьер-министров находящегося в Триполи правительства национального согласия (ПНС) – объявил о своем уходе в отставку, признав, что потерпел неудачу в реализации возложенной на него миссии.

ПНС во главе с премьер-министром Ф.Сараджем начало функционировать в Триполи 30 марта 2016 года на основании Схиратских соглашений. Это правительство поддерживают ООН, США и Евросоюз. Тем не менее его власть оспаривают как еще одно «правительство» в Триполи, которое пользуется поддержкой бывшего парламента, так и сидящее в Тобруке восточное «правительство», пользующееся поддержкой работающего там же избранного и международно признанного парламента. До сих пор правительство Ф.Сараджа не смогло получить вотум доверия от парламента в Тобруке, что обусловлено Схиратскими соглашениями.

В ПНС выходец с юга Ливии М.аль-Куни представлял туарегское меньшинство. «Невозможность ответить на чаяния людей подтолкнула меня к отставке. Я обязался облегчить их страдания, но не преуспел в этом», — заявил он.

Тем временем командующий подчиняющейся Тобруку т.н. Ливийской национальной армией (ЛНА) маршал Халифа Хафтар заявил 3 января в интервью итальянским СМИ, что Россия якобы готова приложить усилия для отмены эмбарго на поставки оружия в Ливию с тем, чтобы обеспечить потребности ЛНА.

По его словам, в ходе недавнего визита в Москву ему была обещана помощь оружием сразу после отмены эмбарго.

Х.Хафтар заявил также о готовности к переговорам с ПНС, однако считает, что сейчас не время говорить о политике. «Мы находимся в состоянии войны, когда приоритетом являются вопросы безопасности. Пока не настал момент говорить о политике. Мы должны бороться за то, чтобы спасти нашу страну от экстремистски настроенных исламистов», — сказал он.

Он опроверг информацию о готовящейся встрече с Ф.Сараджем. По его словам, последняя по времени такая встреча состоялась в январе 2016 г. «Я ничего не имею против лично Сараджа. Проблема не в нем, а в тех, кто его окружает», — сказал маршал. По его словам, если Ф.Сарадж «действительно хочет бороться за то, чтобы привести страну к миру, он должен взять в руки оружие и присоединиться к нам, такой его шаг будет только приветствоваться».

Тем не менее Ф.Сарадж в интервью все тем же итальянским СМИ сообщил 25 января, что готовится в ближайшее время встретиться в Каире с Х.Хафтаром. При этом утверждалось, что встреча один-на-один будет организована Египтом при российском патронаже.

4 января спецпредставитель ООН по Ливии Мартин Коблер призвал Триполи и Тобрук к сдержанности с тем, чтоб избежать эскалации конфликта, возникшего 2 января, когда формирования ЛНА обстреляли самолет ПНС на аэродроме в Аль-Джуфра. На борту самолета находились видные полевые командиры поддерживающих ПНС мисуратских бригад бывших «повстанцев». В результате обстрела самолета несколько человек получили ранения. Силы Х.Хафтара при этом утверждали, что атаковали «террористов».

До этого часть мисуратских бригад, имеющая репутацию радикальных, из района Аль-Джуфры атаковала нефтеэкспортные порты т.н.  «нефтяного полумесяца», удерживаемые формированиями ЛНА. Эта атака была отбита. Примечательно, что в этой атаке отказались принять участие некоторые из мисуратских бригад, слывущие «умеренными».

5 января премьер-министр Чада Альбер Пахими Падакет объявил о закрытии сухопутной границы с Ливией. Он объяснил этот шаг существованием «серьезной потенциальной угрозы проникновения террористов» на территорию страны. Одновременно территории Чада, примыкающие к границе с Ливией, были объявлено зоной боевых действий.

8 января один из боевиков «Исламского государства»  (ИГ, запрещено в России), взятый в плен формированиями Х.Хафтара, признал, что двое тунисских журналистов, пропавших в Ливии в сентябре 2014 г., были казнены джихадистами. Его признательные показания были продемонстрированы по ливийскому телевидению. Он утверждал, что присутствовал при казни журналистов в районе г.Дерна – оплоте ИГ в то время на востоке Ливии. 4 месяца спустя после похищения журналистов ИГ объявила об их казни, но это заявление было поставлено под сомнение ливийскими и тунисскими властями из-за отсутствия доказательств.

В 2015 г. боевики ИГ были выбиты из Дерны одной из исламистских группировок, близкой к «Аль-Каиде».

9 января глава МВД Италии Марко Миннити объявил об открытии 10 января посольства его страны в Триполи. Оно, равно как диппредставительства других западных стран, было закрыто в феврале 2015 г. из-за отсутствия условий безопасности после того, как столица была захвачена происламистской коалицией «Рассвет Ливии». По словам министра, посол Италии будет представлять свою страну при ПНС. Он при этом не пояснил, какие меры безопасности будут предприняты итальянскими властями с тем, чтобы обеспечить функционирование посольства.

30 января примеру Италии последовала Турция. Как сообщило МИД Турции, в первое время персонал посольства этой страны в Ливии будет работать в сокращенном составе. Как известно, Турция в 2014 г. закрыла свое посольство в Триполи и консульство в Бенгази, однако консульство в Мисурате не закрывалось.

Тем временем стало понятно, на кого в Ливии делает ставку Москва. 11 января в Бенгази было объявлено, что Х.Хафтар побывал на борту российского авианосца «Адмирал Кузнецов», в это время находившегося у берегов Ливии в районе Тобрука. По данным ливийского военного источника, на авианосце маршал встретился с некоей «российской военной делегацией». Других деталей визита не приводилось. Информация о посещении авианосца Х.Хафтаром была подтверждена Министерством обороны РФ. Оно же сообщило, что там состоялась видеоконференция между Халифой Хафтаром и министром обороны РФ генералом армии Сергеем Шойгу. Позднее в некоторых СМИ появились сообщения, что достигнута договоренность о выполнении Москвой оружейных контрактов на сумму в 2 млрд долларов, подписанных еще при М.Каддафи, но не выполненных из-за гражданской войны. От осведомленных источников также стало известно, что Москва согласилась принять на лечение 70 раненых ливийских военнослужащих из состава ЛНА.

Самая большая интрига во всем этом – каким образом Х.Хафтар попал на авианосец. Морской путь, скорее всего, надо исключить, поскольку все то, что осталось от ВМС Ливии, подчиняется ПНС. Принять на борту авианосца ливийский вертолет вряд ли кто отважился бы. Значит, скорее всего, маршала доставили на авианосец на борту российского вертолета.

12 января вооруженные сторонники прежнего «хозяина» Триполи и ставленника альянса «Рассвет Ливии» Халифы аль-Гвейля попытались установить контроль над зданиями трех министерств в столице страны. Как сообщил представитель ПНС, эти попытки были сорваны охраной зданий. Со своей стороны возглавляемое Х.аль-Гвейлем самопровозглашенное «правительство национального спасения» заявило через свою страницу в «Фейсбуке», что его силы установили контроль над зданиями министерств обороны, труда, по делам погибших и исчезнувших. Скорее всего, Х.аль-Гвейль в очередной раз блефовал, так как с апреля он потерял поддержку бригад бывших «повстанцев», перешедших на сторону ПНС.

15 января в ходе продолжающихся боев за Бенгази между формированиями ЛНА и отрядами группировок радикальных исламистов над городом был сбит самолет МиГ-23 ВВС ЛНА. Пилоту удалось катапультироваться. По данным военных источников, самолет был сбит с помощью ПЗРК. К тому времени большую часть Бенгази контролировали силы Х.Хафтара. Джихадисты удерживали лишь район Канфуда на западе города, и два квартала – Ас-Сабери и Сук аль-Хут в его центральной части. 25 января район Канфуда перешел под контроль ЛНА.

19 января Пентагон объявил, что два американских стратегических бомбардировщика Б-2, вылетевшие с территории США, и ударный беспилотник «Рипер» нанесли удар по двум лагерям ИГ в 45 км к юго-западу от  Сирта. Запрос на нанесение удара исходил от ПНС. По американским данным, в результате удара были уничтожены свыше 80  боевиков. Всего было использовано до 100 управляемых авиабомб, доставленных бомбардировщиками.

Также 19 января стало известно, что глава ПНС Ф.Сарадж отменил поездку на экономический форум в Давос в связи с энергетическим кризисом, поразившим западные и южные районы страны. Он возник в связи с недостаточной генерацией электроэнергии в Ливии и резким повышением спроса на нее из-за наступивших холодов. Все это привело к перебоям в подаче электроэнергии продолжительностью до суток, и как следствие – к перебоям в водоснабжении.

20 января в результате подрыва заминированной автомашины в Бенгази ранения получили 12 человек, включая бывшего главу МВД Ливии Ашура Хвейля. Он входил в состав кабинета Али Зейдана, работавшего в период с ноября 2012 года по март 2014 года. Подрыв машины произошел у одной из мечетей.

В целом, подтверждаются опасения того, что Триполи и Тобрук, разобравшись с главным противником в лице «Исламского государства» (ИГ) в Сирте и Бенгази соответственно, могут пойти на конфронтацию между собой. Тем временем ИГ продолжает присутствовать на юге, западе и востоке Ливии, включая Триполи.

52.18MB | MySQL:103 | 0,478sec