К вопросу о передаче в Турецкий фонд благосостояния государственных активов. Часть 4

Напомним, что 5 февраля 2017 года в так называемой «Официальной газете» были опубликованы постановления турецкого правительства, предусматривающие передачу в пользу Турецкого Фонда благосостояния акций крупнейших турецких компаний и ряда объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности. Продолжаем разбор Постановления правительства №2016/9429 от 17.10.2016, предусмотренного упомянутым законом, касательно структуры и принципов функционирования Фонда.

Переходя от надзора за деятельностью Фонда и Управляющей компании (повторимся, оно осуществляется независимыми аудиторами, а не Счётной палатой страны, оценка проектов недвижимости проводится также независимыми экспертами), к вопросам ведения указанными ведомствами своей отчетности, заметим, что ведение отчетности осуществляется на основе норм и правил, предусмотренных Коммерческим кодексом Турции (Закон №6102 от 13 января 2011 года). На те случаи, когда характер работы предполагает необходимость использования альтернативной формы отчетности, разрабатываются соответствующие процедуры. При этом Управляющая компания и Фонд ежегодно публикуют годовые отчеты о своей деятельности в объёме, установленном их руководством.

Источники наполнения Фонда определяются постановлением правительства следующим образом: 1) Высший совет по приватизации, при наличии соответствующего решения, передает Фонду активы, находящиеся в программе приватизации, и излишки своей наличности, 2) В пользу Фонда или в управление компанией по решению Кабинета министров могут передаваться излишки (экономия) доходов, ресурсов или активов, 3) Финансы и источники средств, который обеспечивает Фонд на внутреннем и внешнем рынках денежных средств и капитала, без необходимости получения каких-либо согласований и утверждений, предусмотренных действующим законодательством, 4) Финансы и ресурсы, полученные «другими методами», то есть за рамками рынков денежных средств и капитала.

На самом деле, данный раздел постановления представляется одним из ключевых, наряду с тем, что Управляющая компания Фонда и сам Фонд действуют в частном правовом поле (то есть, не являются госкорпорациями), свободны, по большому счёту, от парламентского контроля, а также, как можно понять из приведенного выше пункта не связаны требованиями действующего законодательства по правилам и процедурам заимствований на внутреннем и особенно на внешнем рынках. При этом в постановлении приводится стандартная оговорка, содержащаяся также в законе, касательно того, что юридическая ответственность между Фондом и Управляющей компанией оказываются отделены друг от друга, то есть независимыми, не говоря уже о невозможности обанкротить Фонд. Размещение активов Фонда и учрежденных ими «под-фондами» в пределах страны или за её пределами принимается на основании устава соответствующего фонда и документа об его учреждении. (тут опять возникает вопрос, относительно того, как будет решаться вопрос того, где будут храниться ценнейшие государственные активы и в каких финансовых инструментах – кто будет решать покупать ли облигации казначейства зарубежного государства, допустим, США? Обычно в таких случаях участниками процесса являются Центральный банк страны и Казначейство – здесь этой роли не просматривается и, более того, чётко указывается, что при привлечении средств не надо будет получать разрешения и согласования, предусмотренные действующим законодательством).

Не менее интересным вопросом является срок, на который передаются активы крупнейших государственных компаний в управление Фонда благосостояния и «под-фондов», которые могут создаваться дополнительно. Как указано в рассматриваемом нами постановлении, передача может осуществляться как срочная, так и бессрочная. Иными словами, бессрочная передача в управление по сути означает бессрочную и бесплатную ренту с, как мы говорили в предыдущих материалах, практически полной налоговой амнистией.

Итак, будучи вооруженными теперь в необходимой степени информацией, подводим черту, говоря о том, что в Турции создается государственно-частная (право собственности на госактивы в правовом поле частного бизнеса) мега-корпорация, выведенная из под требований законодательства, касательно заимствований на внутреннем и внешнем рынках, практически полностью освобожденная от налогового бремени (за рамками отдельных минимальных налогов и сборов), свободная в своих действиях на внутреннем и внешнем рынках, включая возможности создания под конкретные задачи дополнительных фондов и открытия обособленных подразделений за границей любого типа (представительства, филиалы, «дочки» и прочее), чьё руководство назначается премьер-министром страны (а в случае конституционной реформы, президентом) и чья ежедневная деятельность осуществляется в рамках трёхлетних планов, также разрабатываемых правительством.

При этом автору пока не совсем ясна структура дольщиков «мега-корпорации», кроме того, что источником уставного капитала Управляющей компании (50 млн тур. лир или около 800 млн рублей) является Совет по приватизации, а источниками поступлений могут быть излишки любой госкомпании по решению Кабинета министров. Кроме того, не устанем повторять, что ни роли Центрального банка страны, ни роли Казначейства, ни роли профильного Министерства экономики впрямую во влиянии на деятельность Фонда и Управляющей компании не просматривается.

В следующей части статьи будут рассмотрен список конкретных компаний, чьи государственные доли были переданы в Турецкий фонд благосостояния.

52.29MB | MySQL:103 | 0,597sec