Ситуация в Ливане: январь 2017 г.

Общественно-политическая ситуация в Ливане в январе 2017 года характеризовалась относительной стабильностью, которая определялась следующими моментами: подготовкой к предстоящим парламентским выборам и обсуждением различных вариантов нового выборного закона; попытками руководства Ливана нормализовать отношения с Саудовской Аравией и другими государствами Персидского залива, борьбой властей Ливана с последствиями сирийского конфликта, выражающимися, в частности, в присутствии на территории Ливана большого количества беженцев из соседней страны. Что касается проявлений экстремизма и терроризма, то силовым структурам Ливана удавалось удерживать ситуацию под контролем, хотя «спящие ячейки» «Аль-Каиды» и «Джебхат ан-нусры» (обе организации запрещены в России), связанные с сирийскими боевиками и участники экстремистских организаций из лагеря палестинских беженцев Айн аль-Хильве продолжали оставаться дестабилизирующим моментом.

1 января с обращением к нации выступил президент Ливана Мишель Аун, который  пообещал ливанцам исполнить все предвыборные обещания и подчеркнул свою приверженность идее создания сильного государства. Он пообещал, что выведет судебную власть и контрольные органы из процесса политической борьбы. 2 января государственный министр по борьбе с коррупцией Николай Туэйни заявил о том, что президент и премьер-министр страны имеют серьезные намерения по борьбе с коррупцией. Пор его словам, на ближайшем заседании кабинета министров будет предложен ряд конкретных мер по борьбе с коррупцией в стране. 4 января на заседании ливанского правительства были приняты декреты о нефти и газе, позволяющие начать объявления тендеров для разработки газовых месторождений на шельфе Ливана. Процесс принятия этих актов затягивался в течение пяти лет, что объяснялось как нерешенными территориальными проблемами с Израилем, так и соперничеством между различными партиями и группировками за право занять командные позиции в будущих нефтегазовых компаниях.

Одним из пунктов соперничества основных политических партий Ливана в январе 2017 года стал вопрос о принятии нового закона о выборах. В декабре 2016 года спикер ливанского парламента Набих Берри заявил о том, что полномочия нынешнего высшего законодательного органа страны, избранного  в 2008 году, не будут больше продлеваться. Выборы в новый парламент Ливана, по словам спикера, должны состояться в мае 2017 года.  При этом большинство ливанских партий выступают за замену избирательного закона 1960 года, признавая его устаревшим и не соответствующим реалиям страны. Вкратце можно сказать, что если закон 1960 года предполагает мажоритарную избирательную систему, то проекты, предлагаемые, начиная с 2013 года, предполагают пропорциональную. Согласно этим проектам, избиратель голосует уже не за десять депутатов, а за меньшее количество (от одного до шести). Христиане, находящиеся в меньшинстве в определенных округах, где не предусмотрено христианских депутатов, приписываются к другим округам. В конечном счете дело сводится к тому, чтобы христианские избиратели голосовали за христианских депутатов.  В противном случае, по мнению лидеров христианских партий, не удастся поддержать существующий в настоящем в ливанском парламенте баланс (64 депутата-христианина и 64 депутата-мусульманина), дающий преимущество христианской общине. При этом мажоритарную модель  поддерживают СПД, «Катаиб» и «Хизбалла», пропорциональную – ПСП Валида Джумблата, а компромиссный вариант (мажоритарно-пропорциональную модель) – движение «Амаль».

4 января спикер ливанского парламента Набих Берри выступил против затягивания принятия нового избирательного закона, отметив при этом, что «пропорциональная модель является наилучшей моделью для Ливана, так как позволяет вести честную и прозрачную конкуренцию (политических партий).  8 января депутат парламента от движения «Хизбалла» Навваф Мусауи подчеркнул необходимость принятия нового избирательного закона на мажоритарной основе и скорейшего проведения парламентских выборов. По его мнению, принятие нового закона «увеличит народную базу голосования». «Этот закон должен быть принят для того, чтобы ни одна партия не чувствовала себя исключенной из политической жизни», — объявил депутат. В то же время свое недовольство проектами нового избирательного закона выразил Валид Джумблат. 10 января лидер «Ливанских сил» Самир Джаджаа заявил о том, что без согласия с Валидом Джумбалтом и его Погрессивно-социалистической партией принятие нового избирательного  закона невозможно. В свою очередь сам Валид Джумбалт в своем аккаунте в «Твиттере» охарактеризовал предполагаемое принятие пропорционального избирательного закона как попытку дискриминации друзской общины Ливана.  «В свете такой попытки маргинализовать нас, нам не остается ничего другого как бросить вызов нашим недругам. Они действуют так, как будто община друзов не существует. Мы не можем это принять», — написал В.Джумблат. 13 января депутат ливанского парламента Мишель Муса высказался за принятие «гибридного» избирательного закона, сочетающего принцип пропорциональности и принцип «победителю достается все». 15 января спикер ливанского парламента и лидер движения «Амаль» Набих Берри в интервью газете «Аль-Ахбар» высказался за проведение выборов на основе мажоритарного избирательного закона 1960 года.  Он подчеркнул, что времени до выборов остается немного и принятие нового закона может сорвать избирательный процесс.

18 января делегация парламентариев от ПСП посетила президента Ливана Мишеля Ауна для обсуждения нового закона. В состав делегации входили парламентарии Ваэль Абу Фаур, Акрам Шехайеб, Гази Ариди и Анри Хелу. Г.Ариди отметил, что «если новый закон создается для того, чтобы закрепить правильное представительство, то мнение друзской общины должно быть выслушано». 27 января состоялась встреча представителей движений «Хизбалла» (Мухаммед Раад), «Амаль» (Али Хасан Халиль), «Мустакбаль» (Надер Харири) и СПД (Джебран Басиль), обсудивших выработку согласованного подхода по новому избирательному закону.  Был выработан совместный компромиссный документ, постулирующий необходимость принятия гибридного закона, сочетающего пропорциональность и принцип «победителю достается все».

Наиболее заметным событием во внешнеполитической жизни страны в январе 2017 года стал визит президента страны Мишеля Ауна в Саудовскую Аравию и в Катар. Мишель Аун 9-10 января посетил с официальным визитом Саудовскую Аравию, а 11 января – Катар. Это был первый зарубежный визит М.Ауна на посту президента Ливанской Республики. В ходе поездки по государствам Персидского залива президента сопровождала представительная делегация, в состав которой входили министр иностранных дел Джебран Басиль, министр по делам президентской администрации Пьер Раффуль, министр внутренних дел Нухад Машнук, министр финансов Али Хасан Халиль, министр обороны Якуб Сарраф и министр информации Мельхем Рияши, министр образования Марван Хамаде и министр экономики Раед аль-Хури.

Несомненно, что побудительным импульсом для визита являлось намерение улучшить отношения Ливана с аравийскими монархиями, достигшим к осени прошлого года самой нижней точки за всю историю независимого Ливана. После того как ливанская делегация в феврале 2016 года отказалась голосовать на сессии ЛАГ за антииранскую резолюцию, предложенную КСА, Саудовская Аравия объявила Ливану настоящий экономический и военно-политический бойкот. В частности, власти стран-членов ССАГПЗ не рекомендовали своим гражданам посещать Ливан с туристическими целями, нанеся таким образом немалый ущерб ливанскому туристическому сектору и экономике в целом. Основной доход Ливану из стран Персидского залива поступает в форме инвестиций и финансов, которые тратят в стране подданные аравийских монархий.. Кроме того Бейруту было фактически отказано в предоставлении саудовского гранта в сумме 3 миллиардов долларов на закупку оружия для армии и сил безопасности. В ходе визита М.Аун провел встречи с королем Саудовской Аравией Сальманом бен Абдель Азизом, наследником наследного принца и министром обороны КСА Мухаммедом бен Сальманом, губернатором Эр-Рияда Фейсалом бен Бандаром. В свою очередь ливанские министры, входившие в состав делегации, обсудили со своими коллегами интересовавшие их специальные вопросы. Например Али Хасан Халиль обсудил вопросы возможных саудовских инвестиций в ливанскую экономику и подписание соглашения об отказе от двойного налогообложения. Марван Хамаде обсудил возможную саудовскую финансовую помощь в открытии на территории Ливана школ для сирийских беженцев. Мишель Аун сообщил в интервью саудовским СМИ, что встретил в Эр-Рияде «атмосферы теплоты и гостеприимства, понимания ливанских интересов». «Задачей нового правительства является экономическое, политическое и культурное возрождение Ливана вне зависимости, что бы ни происходило в других странах Ближнего Востока. Тем не менее, мы страдаем от проявлений терроризма в Сирии и Ираке и хотели бы вместе с саудовскими друзьями обезопасить себя от этого зла». Другим крупным препятствием на пути развития Ливана кроме терроризма, о котором упомянул М.Аун, является присутствие на территории Ливана полутора миллионов сирийских беженцев. М.Аун подчеркнул, что экономике Сирии нанесен слишком большой урон и она нескоро будет восстановлена. Таким образом, не предвидится быстрое возвращение сирийских беженцев на родину. Их присутствие на территории Ливана, по мнению президента создает угрозу ливанской идентичности. Выходом является перенаправить часть беженцев в другие, более благополучные страны. Что касается оставшихся, то здесь Ливан рассчитывает на помощь КСА.

18 января Мишель Аун принял в своей резиденции в Баабде министра иностранных дел Ирака Ибрагима Джаафари. 24 января Ливан посетил Амир Хосейн Абдоллахиян, советник спикера парламента ИРИ по вопросам внешней политики. До лета 2016 года А.Х.Абдоллахиян был заместителем министра иностранных дел Ирана, курирующим Ближний Восток. 26-27 января в столице Ливана с визитом побывала верховный комиссар Евросоюза Федерика Могерини. В ходе поездки она встретилась с президентом М.Ауном, министром иностранных дел Джебраном Басилем, спикером парламента Ливана Набихом Берри и премьер-министром Саадом Харири. Были обсуждены вопросы урегулирования сирийского конфликта и проведение парламентских выборов в Ливане в текущем году.

Из других заметных событий ливанской жизни в январе 2017 года можно назвать закрытие одной из наиболее популярных и авторитетных газет Ливана – «Ас-Сафир». 31 декабря 2016 года вышел последний номер газеты. Газета «Ас-Сафир» была основана в 1974 году, за год до начала гражданской войны в Ливане. Бессменным издателем и главным редактором газеты был Таляль Салман. Газета придерживалась левой, а затем левоцентристской направленности. В годы войны 1975-1990 годов ее финансово поддерживали Палестинское движение сопротивления, ливийское правительство Муаммара Каддафи, Ирак Саддама Хусейна. Основным конкурентом газеты в те голы и позже в 1990-е годы считалась правая ливанская газета «Ан-Нахар». В то же время после 2005 года газета не захотела стать рупором движения «Хизбалла». В последние годы, по информации экспертов, определенную финансовую помощь ей оказывали Саудовская Аравия и Катар. Скорее всего эта помощь не была слишком существенной, так как газета была закрыта по причине финансовых трудностей.

52.29MB | MySQL:103 | 0,570sec