О военной ситуации в Сирии (4 – 11 февраля 2017 г.)

По данным российской и турецкой частей представительства совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связаных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня (далее — российская и турецкая части), в течение прошедшей недели было зафиксировано 49 подтвержденных нарушения режима прекращения огня. Обстрелы отмечались в провинциях Латакия, Хама, Дамаск. Это примерно на 40 % выше показателя предыдущей недели (30). Подобное увеличение, как представляется, во многом связано со сложной обстановкой на севере провинции Латакия, где оказалось немало тех сил, которым не нравятся процессы, развивающиеся в отношениях между Россией и Турцией, и которые путем провокаций пытаются подорвать их.

В течение недели самолеты ВКС России наносили удары по целям группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джебхат ан-Нусра»/»Джебхат Фатх аш-Шам»/»Тахрир аш-Шам» (обе запрещены в РФ) в провинциях Алеппо, Хомс.

Самолеты сирийских ВВС в течение недели работали по целям джихадистов в провинциях Алеппо, Дамаск, Дейр эз-Зор, Хама, Хомс.

В течение недели продолжались активные боевые действия против джихадистов и их союзников в ряде провинций страны.

В провинции Дамаск правительственные силы 5 и 6 февраля вели бои с формированиями ИГ к югу и востоку от авиабазы «Ас-Син», находящейся к северо-востоку от столицы.

В провинции Алеппо в ходе продолжавшегося наступления правительственных сил на г.Эль-Баб 5 февраля освобождена деревня Овайша к востоку от этого города, удерживавшегося боевиками ИГ. По утверждениям сирийских СМИ, сирийские войска на этом направлении действовали при поддержке российской артиллерии. По состоянию на 5 февраля они находились на рубеже в 5 км к югу от г.эль-Баб, в то время как формирования Свободной сирийской армии (ССА) и турецких войск вышли на окраину города с севера. 5 февраля освобожден г.Аран. К 6 февраля силы ИГ в г.Эль-Баб оказались в полной изоляции. Тем не менее джихадисты контратакой восстановили контроль над городом Аль-Базаа, выбив оттуда турецких военных и их союзников.

8 февраля формирования ССА при поддержке турецких подразделений завязали бои за западные окраины города Эль-Баб. При этом погибли 2 турецких военнослужащих. Тогда же стало известно, что при боевых действиях в этом районе Анкара координирует с Москвой действия турецких войск с тем, чтобы избежать прямого столкновения с сирийской армией.

9 февраля стало известно, что в результате непреднамеренного удара российских самолетов в провинции Алеппо в районе г.Эль-Баб погибли 3 турецких солдат. По наиболее правдоподобной версии происшедшего, там в тот день произошло боестолкновение между сирийскими войсками и формированиями ССА, которых поддерживали турецкие военные. Командование сирийских войск, полагая, что имеет перед собой формирования ИГ (а может, и сознательно), запросило и получило поддержку с воздуха. Если эта версия верна, это означает, что удар наносился на основании не перепроверенных данных. Москва и Анкара сразу же урегулировали инцидент на самом высоком уровне.

9 февраля правительственные силы овладели городом Аль-Увайшиа, а также деревней Маайзила.

К 11 февраля формирования ССА установили контроль над рядом объектов в юго-западной части г.Эль-Баб. Со своей стороны правительственные силы, по данным Минобороны РФ, взяли штурмом город Тадеф на подступах к Аль-Баб. В ходе боев там были уничтожены более 650 джихадистов. В сообщении военного ведомства подчеркивалось, что в ходе наступления сирийские войска вышли на согласованную с турецкой стороной линию разграничения с формированиями ССА. Полностью взята под контроль дорога в направлении города Ракка, по которой осуществлялось снабжение вооружениями и боеприпасами формирований ИГ в г.Эль-Баб.

11 февраля сирийские войска находились на рубеже в 2 км к югу от г.Эль-Баб.

В ходе боев с формированиями ИГ к югу от авиабазы «Кувейрес» 6 февраля освобожден г.Ум Аркила.

На    юго-востоке провинции сирийские войска отразили атаку формирований ИГ на их позиции близ г.Ханассер. Они также установили контроль над автодорогой между этим городом и авиабазой «Кувейрес».

На западе провинции в ходе боевых действий между формированиями группировок «Тахрир аш-Шам» и «Ахрар аш-Шам» джихадисты 8 февраля ворвались в город Аль-Халазуна, являвшийся оплотом группировки «Джейш аль-Муджахидин» (входит в «Ахрар аш-Шам»).

В провинции Хомс сирийские войска расширяли контролируемую ими зону в сторонуу Тадмора (Пальмира) и к 7 февраля вышли на рубеж г.Эль-Бейда. Чтобы остановить продвижение сирийских войск, командование ИГ перебросило в район боев дополнительные подкрепления.

9 февраля сирийские войска установили контроль над деревней Аль-Джахар и южной частью района Байарат.

На северо-западе провинции 7 февраля отражена атака формирований группировки «Тахрир аш-Шам» на позиции правительственных сил у деревни Аш-Шания.

В провинции Дейр эз-Зор правительственные силы постоянно предпринимали попытки вести наступательные действия с целью соединения двух удерживаемых ими районов в городе и вокруг авиабазы. Их продвижение сдерживалось частыми контратаками джихадистов. Тем не менее к 11 февраля наступавших с двух сторон сирийских военных разделяли 600 метров.

9 февраля отражена атака боевиков ИГ на позиции правительственных сил в районе осажденной авиабазы. Там джихадисты потеряли до 30 человек убитыми.

В провинции Ракка в ходе продолжающегося наступления формирований «Сил демократической Сирии» (СДС) на административный центр провинции к 6 февраля освобождены деревни Абу Натали и Хади.

8 февраля развернулись ожесточенные бои с формированиями  ИГ на рубеже в 20 км к северу от города Ракка в районе деревни Маазила.

На севере провинции Латакия 10 февраля отражена атака боевиков на позиции правительственных сил в районе гор Хасан ар-Раи.

9 февраля некоторые американские СМИ сообщили, что Россия якобы поставила Сирии 50 оперативно-тактических ракет «Точка-У». В сообщении также утверждалось, что ранее российские военные якобы выполнили пуски 2 ракет «Точка-У» и 4 – «Искандер» по целям в провинции Идлиб. Как представляется, вторая часть этого сообщения не соответствует действительности, так как применение подобных средств в Сирии нецелесообразно – все подобные задачи можно решить с помощью действительно развернутого в Сирии берегового ракетного комплекса «Бастион», способного действовать и по наземным целям. Сообщение американских СМИ о ракетных ударах по Идлибу опровергли и в Минобороны РФ.

Как представляется, главное сейчас – не допустить новых боестолкновений в районе г.Эль-Баб между сирийскими войсками – с одной стороны, турецкими войсками и формированиями ССА – с другой. Любой боевой контакт между ними может быть чреват самыми непредсказуемыми последствиями при том, что провокаторов с обеих сторон более чем предостаточно.

52.22MB | MySQL:103 | 0,624sec