Ирак: о применении беспилотников для совершения терактов в Мосуле

По меньшей мере 9 человек погибли 8 февраля с.г. в результате двух взрывов, прогремевших в восточной части иракского города Мосул. Как сообщил телеканал «Скай ньюс – Арабия», это первое нападение террористов после освобождения Восточного Мосула от группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ). По поступающей информации, первый взрыв устроил террорист-смертник на заминированном автомобиле в районе Нур. Целью теракта стало расположение 35-й бригады ВС Ирака. В это же время второй террорист с «поясом смертника» подорвал себя у входа в ресторан в квартале Зухур. В результате инцидента более 20 человек получили ранения, большинство — мирные жители. Отметим, что это не первый, а второй взрыв в восточной части города, которая уже числится «освобожденной», первым был взорван самый важный и большой резервуар воды, что поставило на повестку дня очень серьезные гуманитарные риски. При этом и иракские, и западные СМИ стараются представить данные случаи, как «единичные инциденты», хотя речь, конечно, идет о хорошо спланированных терактах и, соответственно, тщательно структурированном подполье. На это указывает периодичность терактов, выбор объектов, но, что самое главное, возможность планировать и совершать теракты с использованием заминированных автомобилей и смертников. Другими словами, в восточной части города сохранились и мастерские по производству СВУ, и арсеналы. Более того, линия фронта по р.Тигр «прозрачна», то есть боевики спокойно просачиваются через нее. Но самое главное — в город начинают возвращаться его жители, а значит — растет база тыловой поддержки подполья. И не надо в данном случае обманываться и считать, как это делают на Западе, что население Мосула находится в «плену» у сторонников ИГ. Это суннитское население в той или иной степени является тем фундаментом, на котором эта организация и возникла.

Помимо традиционных инструментов террора и диверсий (прежде всего тараны на заминированных автомобилях), сторонники ИГ отметились в последнее время и использованием дронов. За последние несколько недель они с использованием беспилотников нанесли несколько ударов по позициям  курдов и иракских военных. В последнем случае погибло порядка двадцати человек. ИГ, естественно, очень широко тиражирует эти факты через свои пропагандистские сайты, что уже вызвало панику в западных СМИ. Основной смысл этих публикаций — реальная перспектива использования дронов для совершения терактов в Европе. Это перспектива пока представляется маловероятной по ряду причин, о чем мы поговорим ниже. Пока вернемся к использованию беспилотников в Мосуле и его окрестностях. В общем-то, в их использовании нет ничего нового. ИГ уже давно, с 2014 года, использует дроны в Сирии и Ираке. Но они до сих пор задействовались исключительно для разведки позиций противника и корректировки артиллерийского и ракетного огня. Сейчас же беспилотники (это простейшие модели с ограниченным радиусом действия, которые в принципе можно купить на Западе в магазинах) используются для нанесения ударов по противнику. При этом боезапас как сбрасывается в виде своеобразных бомб, так и доставляется до объектов с помощью тех же дронов. В качестве боевой части используются боеголовки от кассетных бомб и ракет. По данным экспертов, способность такого рода дронов и боеприпасов наносить реальный урон противнику серьезно уступает тем же ракетным и артиллерийским системам. Но их преимуществом является более высокая степень точности. В данном случае основные выгоды от их применения, конечно, лежат в пропагандистской сфере. Мосул в данном случае является фактически идеальным местом для применения беспилотников. Это прежде всего очень компактный театр боевых действий, который в большинстве случаев проходит по городской черте. Коммерческие дроны, которые используются террористами, имеют весьма ограниченный радиус автономного полета. Дроны также являются фактически идеальным оружием для доставки боеприпасов и доразведки в условиях разделения враждующих сторон рекой Тигр. В случае с Мосулом сторонники ИГ запускают беспилотники с крыш жилых зданий и мечетей, что делает фактически нереальным в силу больших потерь среди мирных жителей нанесение по этим площадкам превентивных ударов. При этом поднимать в воздух авиацию для уничтожения дронов является очень дорогим и неэффективным «удовольствием». Вместе с тем, примитивные схемы радиоуправления такого рода дронов позволяют силам коалиции довольно уверенно пеленговать их и в случае необходимости глушить. Но это требует доставку и дислокацию армейских «глушилок», которых пока практически нет. Багдад в настоящее время ведет активные переговоры с Пентагоном о закупке подобного рода оборудования. ИГ, конечно, не имеет технологий по производству беспилотников, они закупаются через подставные фирмы. По оценке экспертов, исламистские террористы вряд ли в ближайшей перспективе смогут получить возможность производить свои собственные дроны, а тем более — использовать их для проведения терактов в Европе. Эту идею в свое время вынашивали в руководстве «Аль-Каиды» (запрещена в России), но так ничего реального придумать и не смогли. Просто в силу сложностей их доставки в Европу. Анализ последних по времени резонансных терактов во Франции и Бельгии показывает, что боевики использовали в основном очень примитивные средства для производства СВУ. Мы рискнем не согласиться с данным выводом. С учетом реальной возможности приобрести такого рода простейший аппарат в странах Европы в настоящее время не составляет большого труда снарядить его примитивным СВУ и направить в гуляющую толпу. Естественно, что таким образом нельзя нанести серьезный ущерб военным целям или разрушить небоскреб, но к серьезным человеческим жертвам такой вариант вполне может привести. И вызвать соответствующую панику. А это, в принципе, и является основной целью террористов. И самое главное — пример уже подан в том же Мосуле, и на смену автомобильному террору вполне может прийти «дроновый». И для этого надо просто опубликовать соответствующий призыв в журнале «Дабик», который издает ИГ.

62.82MB | MySQL:102 | 0,529sec