Алжирские власти приравняли берберский активизм к шпионажу

Алжирские власти борются с усилением берберского протестного движения путем приравнивания его активистов к сепаратистам и шпионам. Наглядным тому примером стало раскручиваемое ими дело в отношении 29-летнего блоггера Мерзука Туати, арестованного 18 января текущего года в связи с полицейским расследованием о выступлениях, потрясших город Беджайя 2 – 3 января.

Необходимо напомнить, что в начале января 2017 года по целому ряду алжирских городов, в первую очередь в местах проживания берберов (кабилов и шавийя) прокатились массовые протесты прежде всего под «экономическими» лозунгами, направленные против финансовой политики правящего в стране режима.

Внимание же алжирской общественности к делу Мерзука Туати привлекло то, что его «раскручивают» одновременно по «сепаратистской» и «шпионской» статьям, и «шьют» сотрудничество с израильской спецслужбой «Моссад».

По версии следствия, речь идет о том, что завербованные израильтянами алжирцы-берберы и организуют протестные выступления и беспорядки, подогревая сепаратизм в «национальных» районах.

Более того – в настоящее время алжирские правоохранительные органы «раскручивают» сразу несколько дел по берберским активистам, арестованным по делам о «сепаратизме» со стороны MAK (Движение за автономию Кабилии) и MAM (Движение за автономию Мзаб).

Соответственно, на них и «вешают» основную ответственность за беспорядки в вилае Гардайя, во время которых представители арабского населения громили «коренных» —  сахарских берберов-мозабитов.

Согласно версии следствия, по наущению израильских спецслужб сепаратисты из MAK «пустили глубокие корни в долине Мзаб» и устроили там кровавые межконфессиональные столкновения с арабами, приведшие к разгрому целого ряда городов на севере алжирской Сахары и гибели нескольких десятков человек.

По сути, это дело началось еще весной 2015 г., когда после очередной вспышки насилия в Гардайе власти арестовали нескольких берберских активистов, прибывших сюда из Кабилии с целью морально и физически поддержать подвергавшихся нападениям своих собратьев. Всем им, как и Мерзуку Туати, также инкриминируется ведение подрывной работы против алжирской государственности.

По имеющимся данным, сейчас следователи пытаются добиться от последнего признательных показаний относительно его совместной работы с представителями MAK и MAM в направлении «раскачивания» ситуации в долине Мзаб и Кабилии.

Но особенно примечательно, что подробности этих дел уже появились в алжирской печати, что дополнительно свидетельствует о серьезности намерений властей страны приравнять участие в берберском протестном движении к тяжким антигосударственным преступлениям – сепаратизму и шпионажу в пользу Израиля, являющегося, по мнению представителей руководства АНДР «одним из главнейших и опаснейших ненавистников Алжира, целенаправленно работающих против его интересов».

Между тем, личность самого Мерзука Туати заслуживает более пристального интереса. Это довольно известный среди берберов блоггер, имеющий степень магистра экономических наук и международный диплом специалиста в области торговли. Он получил популярность за публикацию материалов, резко критикующих экономические действия правящего в АНДР режима.

Примечательно, что по официальной версии, следствие против него было запущено после его открытых призывов в социальных сетях к выходу на митинги и к забастовке торговцев против экономического курса правящего режима, направленного на перекладывание последствий наблюдаемого финансового кризиса на плечи простого народа.

Однако уже в ходе предварительного расследования на него стали «вешать» более тяжелые обвинения, выходящие сугубо за рамки «неполитического» протеста.

В частности, от Мерзука Туати требуют признательных показаний в связях с «агентом «Моссада» профессором Эди Коэном», по версии алжирских спецслужб работавшего под прикрытием «сбора сведений о евреях, проживающих в том числе в Кабилии и Мзабе». В том числе через него он якобы пытался получить израильскую визу для секретной поездки в Израиль.

Впрочем, такие выводы следствие делает, главным образом, на основании интервью с этим ученым, помещенным Мерзуком Туати на его личной страничке.

Также от него пытаются получить признания относительно связи с лидерами «мозабитских сепаратистов», включая Камеля Эддина Фекхара, в настоящее время находящегося под стражей в Гардайе. Другие члены его организации находятся в бегах, в том числе как минимум один в Марокко.

Кроме того, по имеющейся информации, его дело рассматривается «в продолжении» истории христианина Габриэля Гуэттафа, который якобы склонил к переходу в христианство бывшего полицейского Абу Бураса, приговоренного в сентябре прошлого года судом Сетифа к трем годам тюремного заключения за «отступничество от ислама».

И, наконец, как апофеоз «охоты на Туати» необходимо указать на попытки следствия добиться от него признательных показаний с связи с палестинскими исламскими радикалами опять-таки на том основании, что активисты последних якобы упрекали его в том, что он выступал против отказа от мирных акций протеста и критиковал призывы к берберам перейти к вооруженной борьбе.

Сейчас этому активисту по совокупности инкриминированных ему преступлений грозит от 10 до 20 лет тюремного заключения.

Между тем, его адвокат обращает внимание на вопиющие нарушения в деле Туати со стороны властей, заявляя о «серьезном нарушении тайны следствия, фактическому отказу представителей власти от принципа презумпции невиности» и «явное намерение осудить обвиняемого досрочно, еще до того, как он будет осужден».

По его мнению, «эта утечка организована представителями предварительного расследования, пытающимися повлиять на судью, общественное мнение, а также надавить на самого Туати и нанести ущерб ему самому и его семье».

И это при том, что сам подследственному до сих пор не было официально предъявлено обвинение. Кроме того, по свидетельству его защиты, адвокату Туати за три недели ареста его подзащитного дали с ним встретиться лишь один раз.

Кроме того, по данным адвоката, обвиняемого, несмотря на оказываемое на него давление, так и не вывели на очную ставку с задержанными людьми, в связях с которыми и преступном умысле на шпионаж и «покушение на алжирскую государственность» его подозревают.

Соответственно, защита Туати усматривает в его деле схожую ситуацию с делом упомянутого выше лидера мозабитов-автономистов Камеля Эддина Фекхара, которого также арестовали, но даже не ознакомили подробно с текстом его обвинения.

В связи с этим адвокаты требуют от алжирских властей соблюдения «прозрачности» данных дел.

Исходя из сути этих раскручиваемых дел, алжирские власти пытаются максимально наказать осмеливающихся выступать против них и используют для этого традиционные приемы – обвинения в работе на «внешнего врага».

Однако в перспективе кроме негативных последствий для самого Алжира это мало что даст. Власти же страны рискуют целенаправленно перевести экономические протесты в политические.

Кроме того, подобные репрессии лишь демонстрируют слабость правящего режима в налаживании мирного диалога с недовольными и сознательно углубляют имеющиеся противоречия с берберами, многие представители которых уже действительно не видят своего будущего в рамках единого Алжира.

Также это наносит ему серьезный имиджевый ущерб в глазах Запада, спецслужбы которых реально могут попытаться использовать данную слабость для достижения тех или иных целей, что, в свою очередь, способно дополнительно расширить уже имеющуюся трещину между правящим алжирским режимом и влиятельным алжирским меньшинством.

52.19MB | MySQL:103 | 0,468sec