Израиль: региональный совет Мегилот и его политическое значение

Тема распространения израильского суверенитета на те или иные территории Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией) стала сейчас мейнстримом израильской политики. Голосов левых, поддерживающих идею создания палестинского арабского государства на Западном берегу и в секторе Газы со столицей в восточной части Иерусалима, практически не слышно. Спор идет сейчас преимущественно между правыми партиями, входящими в состав правящей коалиции. В роли правых радикалов (если угодно, максималистов) выступает религиозно-сионистская партия «Еврейский дом», возглавляемая министром просвещения Нафтали Беннетом и министром юстиции Айелет Шакед. В роли умеренных выступают министры от партии премьер-министра Биньямина Нетаньяху, Ликуд и от партии министра обороны Авигдора Либермана — «Наш дом-Израиль» (НДИ). Прочие партии коалиции – право-центристская «Кулану» во главе с министром финансов Моше Кахлоном и ультраортодоксальные ШАС и «Еврейство Торы» — еще «умереннее». Однако они либо поддерживают инициативы Ликуда, либо предпочитают молчать относительно будущего Иудеи и Самарии.

Так или иначе, идея аннексии поселений, расположенных в окрестностях Иерусалима, которые теперь объединяют со столицей под названиями «Иерусалимская метрополия» или «Большой Иерусалим», стала, по сути, общим местом, частью консенсуса. Уместно напомнить о том, что разговор о распространении израильского суверенитета на те или иные поселения начался с появившейся около полугода назад инициативы распространения израильского суверенитета на расположенный к востоку от Иерусалима город Маале-Адумим. Теперь создается впечатление, что это уже вопрос, практически решенный на уровне внутренней израильской политики. Безусловно, без согласования с президентом США Дональдом Трампом Биньямин Нетаньяху не пойдет на такой шаг, но до их встречи осталось менее недели, и есть все основания ожидать, что вопрос о «Большом Иерусалиме» будет на этой встрече так или иначе поднят.

Несмотря на это, «умеренные» в израильском правительстве в отличие от «радикалов» стараются пока не говорить вслух о полном отказе от идеи создания палестинского арабского государства на каких-то территориях Иудеи и Самарии. Поэтому возникает закономерный вопрос: итак, израильский суверенитет будет распространен, на Маале-Адумим, как он был распространен в свое время на Восточный Иерусалим (в 1967 году) и на Голанские высоты (в 1981 году). Что дальше? Возможно ли еще будет после этого создание на Западном берегу палестинского арабского государства, имеющего непрерывную территорию? (сектор Газы, отделенный от Западного берега суверенной территорией Израиля, уже стал фактически отдельным арабским государством).

В этой связи уместно вспомнить о том, что между израильской промышленной зоной Мишор-Адумим, расположенной непосредственно к юго-востоку от муниципальной границы города Маале-Адумим, и рекой Иордан, служащей границей между Хашимитским Королевством Иордания и контролируемыми Государством Израиль территориями Иудеи и Самарии, находится израильский региональный  совет Мегилот Ям га-Мелах (Свитки Мертвого моря), который обычно кратко называют Мегилот. По численности населения это самый маленький региональный совет в Израиле. По данным 2014 года в нем проживало всего 1200 человек. Причем прирост населения здесь сравнительно невысокий и составляет всего 0,8% в год. В состав регионального совета Мегилот входят всего 6 населенных пунктов. Среди них 4 кибуца: Бейт га-Арава, Альмог, Калия и Мицпе-Шалем; один мошав (кооперативное сельскохозяйственное поселение) Веред-Ерихо и одно общинное поселение – Авнат. Все эти населенные пункты, кроме последнего, светские.

Зеленым цветом обозначена территория регионального совета Мегилот, синим – Мертвое море

Самую долгую историю из поселений регионального совета имеет кибуц Бейт га-Арава. Он был основан еще 1939 году и служил перевалочной базой для еврейских репатриантов, прибывавших в Эрец-Исраэль из Ирака. В ходе войны Израиля за Независимость одинокий кибуц был блокирован арабами. 20 мая 1948 года защитники Бейт га-Аравы были вынуждены оставить кибуц и уплыли на лодках по Мертвому морю в расположенный южнее кибуц Эйн-Геди. В 1967 году северное побережье Мертвого моря перешло под контроль Израиля. А в 1980 году был восстановлен кибуц Бейт га-Арава. А год спустя был основан региональный совет Мегилот.

В политическом контексте о Мегилот почти не упоминают. Однако именно этот региональный совет может оказаться ключевым в ответе на вопрос о том, что же станет следующим шагом после распространения израильского суверенитета на Маале-Адумим. Дело в том, что на территории этого регионального совета совсем нет арабского населения. Многочисленные туристы, которые едут через его территорию по шоссе, ведущему из Иерусалима к Мертвому морю, к древней крепости Массада и далее – на Эйлат, могут заметить прежде, чем свернуть на юг, к Мертвому морю, каких-то арабов, которые приводят верблюдов, чтобы на них фотографировались туристы. Но эти арабы и верблюды приходят и, заработав немного денег, уходят. Ближайший арабский населенный пункт, Иерихон, который находится под контролем Палестинской национальной администрации (ПНА), расположен севернее.

Таким образом, распространение израильского суверенитета на региональный совет Мегилот может произойти практически незаметно, как бы само собой. Здесь нет, как уже было сказано, арабов, и соответственно нет необходимости думать о том, какой статус им предоставлять в случае аннексии. Зато здесь проходит популярное среди израильских и иностранных туристов шоссе и находятся Кумранские пещеры, ставшие благодаря находкам археологов, одним из значимых символов древнееврейской цивилизации.

Чем занимается еврейское население, живущее в данном районе? Несмотря на то, что климат здесь экстремальный: сильнейшая жара летом, острая нехватка пресной воды, засоленность почв, подавляющее большинство местных жителей зарабатывает на жизнь в сферах сельского хозяйства (теплицы) и туризма. Меньшая их часть работает на косметических предприятиях района Мертвого моря.

В политическом отношении жители Мегилот совсем не похожи на большинство израильских поселенцев. Несмотря на то, что юридически региональный совет Мегилот находится в Иудее и Самарии, большинство его жителей традиционно всегда поддерживало левые партии. Например, на выборах в Кнессет 18-го созыва (в 2009 году) подавляющее их большинство проголосовало за партии Кадима и Авода. Когда жители расположенного к северу от Мегилот регионального совета Иорданской долины вели борьбу против планов включения их поселений в гипотетическое палестинское арабское государство, жители района Мегилот не стали их поддерживать, будучи уверены, что северное побережье Мертвого моря в любом случае останется под контролем Израиля.

Однако выдвинутый президентом США Биллом Клинтоном в конце 2000 года план, предусматривал передачу северного побережья Мертвого моря в состав палестинского арабского государства. Это привело к постепенному сдвигу вправо в настроениях местных жителей. Тем не менее осознание себя в качестве «поселенцев» в сугубо идеологическом значении, которое придается этому слову в Израиле, у жителей Мегилот по-прежнему слабое. Их солидарность с поселенцами других районов Иудеи и Самарии невысока. После того, как во всех еврейских поселениях Иудеи и Самарии под давлением президента США Барака Обамы правительством Израиля было введено замораживание строительства на десять месяцев (с 26 ноября 2009 по 26 сентября 2010 года), региональный совет Мегилот обратился с иском против этого распоряжения правительства в Верховный суд справедливости (БАГАЦ) совместно с региональным советом Иорданской долины, местным советом поселения Гар-Адар (расположено вплотную к «зеленой линии», отделяющей Иудею и Самарию от суверенной территории Израиля) и городским муниципалитетом Маале-Адумим, однако отдельно ото всех остальных региональных, местных и городских советов Иудеи и Самарии.

Несмотря на столь низкий уровень политической ангажированности жителей регионального совета Мегилот, именно ему суждено сыграть ключевую роль в ответе на вопрос быть или не быть палестинскому арабскому государству на Западном Берегу. В случае аннексии района Мегилот Израилем, которая как бы сама собой напрашивается в качестве естественного продолжения распространения израильского суверенитета на Маале-Адумим, южная часть Западного берега (Иудея) будет полностью отрезана от его северной части (Самарии) суверенной территорией Государства Израиль. После этого можно будет говорить о плане самоуправляемых палестинских арабских «кантонов», который был предложен лидером НДИ Авигдором Либерманом. Можно будет даже назвать каждый из таких кантонов самостоятельным государством, но единого палестинского арабского государства на Западном Берегу уже не будет однозначно.

52.39MB | MySQL:108 | 0,504sec