Маршал Х.Хафтар становится главным претендентом на власть в Ливии

Главнокомандующий вооруженными силами Палаты представителей в Тобруке маршала Халифа Хафтар, который еще около года назад был фактическим «политическим изгоем» в глазах подавляющего большинства стран США и ЕС (за исключением Франции), в настоящее время становится, пожалуй, главным претендентом на лидерство в будущем правительстве национального единства. Напомним, что после своего появления на политической арене Ливии около трех лет назад, Х.Хафтар считался в Вашингтоне и Брюсселе убежденным «ястребом», который «активно препятствует» процессу консолидации ливийского общества. Уже тогда неискушенным обозревателям такая позиция западных стран казалась абсолютно нелогичной: Х.Хафтар во главу угла ставил борьбу с исламистами и джихадистами, в связи с чем и организовал штурм одной из цитаделей радикалов города Бенгази. Брюссель и Вашингтон же упорно стремились к компромиссу с главными оппонентами Тобрука в лице исламистов Триполи и Мисураты. В этой связи ряд экспертов указывают на то, что такой политикой преследовалась цель с помощью триполитацев и мисуратовцев решить проблему присутствия ливийских сторонников «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в Сирте. Нам же, помимо этого, кажется принципиальным и вопрос «негласного бойкота» со стороны ЕС и США (а вернее, правящих на то время политических элит) военного режима в АРЕ, который совместно с ОАЭ являлся одним из главных спонсоров Х.Хафтара. Все поменялось около двух лет назад, когда Париж принял неожиданное решение поддержать силы тогда еще генерала не просто политически, но и путем прямой военной помощи. В том числе и направлением в Ливию французкого спецназа. В результате этих усилий, в которых негласно участвовала и Москва, силы Тобрука , названные Ливийской национальной армией (ЛНА),  не без проблем, но смогли поставить под свой контроль не только Бенгази с его нефтяными терминалами, но и месторождения всего «ливийского нефтяного полумесяца». Это делает фигуру Х.Хафтара, которому было присвоено звание Маршала, самым главным претендентом на то, чтобы со временам стать «вторым Каддафи». И в Европе, похоже, все-таки пришли к очевидному выводу о том, что именно такой сценарий является наиболее предпочтительным для того, чтобы наконец-то вывести Ливию из затяжного периода полураспада, и добиться в стране некой политической стабильности. При этом роль Ливии начинает играть для ЕС все более и более принципиальную роль с точки зрения переориентации основных миграционных потоков с турецкого именно на ливийское направление. Установление централизованной власти в Ливии, таким образом, является необходимым условием для достижения неких конкретных договоренностей и создания оптимальной схемы для препятствования этим процессам.

6 февраля с.г. Совет ЕС по международным делам во время своего собрания на Мальте принял единодушное секретное решение о снятии всех ограничений на контакты стран ЕС и его органов с Тобруком и лично маршалом Х.Хафтаром. Одновременно министры приняли решение проводить скоординированную политику по трансформации правительства национального согласия во главе с Ф.Сараджем с включением в него как Х.Хафтара (напомним, что основная интрига сейчас заключается в том, чтобы предоставить ему пост министра обороны), так и его союзников. В данном случае единым фронтом вступили министры иностранных дел Великобритании, Италии и Франции, что вынудило их немецкого коллегу принять такие правила игры. О негласном решении министров иностранных дел ЕС посол Италии в Ливии Д.Перроне сообщил главе Палаты представителей в Тобруке А.С.Иссе в тот же день.

Это эпохальное решение министров иностранных дел ЕС случилось через несколько дней после неудачного визита Ф.Сараджа в Брюссель в период с 1 по 3 февраля с.г. Он встретился с главой Еврокомиссия Ж-К.Юнкером, генеральным секретарем НАТО Й.Столтенбергом и президентом Совета ЕС Д.Туском. Общий итог консультаций — ливийцу не удалось убедить собеседников в своей способности контролировать ситуацию в стране, эффективно противодействовать незаконной миграции и исламистам. Последние две темы были поставлены во главу угла европейцами во время переговоров. При этом предыдущие проекты ЕС с целью решения именно этих двух вопросов сейчас фактически провалились. На сегодняшний день удалось набрать только 150 бойцов в состав Президентской гвардии, которая по замыслу европейцев должна была стать костяком будущей единой армии страны. Напомним, что эту структуру возглавляет полевой командир из Мисураты Наджми Накуа, и в нее должны были входить к сегодняшнему дню не менее трех тысяч человек. Стремление европейской миссии EUBAM усилить пограничный контроль в Ливии с целью минимизации незаконной миграции также застопорился. Прежде всего, в силу фактического срыва соглашения о борьбе с этим процессами между Италией и правительством Ф.Сараджа от 2 февраля с.г. Последний не может выполнить основное условие этого соглашения по созданию специальных лагерей в Ливии для беженцев из Африки и обеспечения им надлежащего уровня безопасности.

Но не только неспособность Ф.Сараджа решить эти проблемы являются главным побудительным мотивом трансформации позиции ЕС по отношению к Х.Хафтару. Брюссель полагает, и на последнем собрании министров иностранных дел на Мальте этот тезис прозвучал крайне акцентировано, что дальнейшее игнорирование «фактора Х.Хафтара» ставит ЕС в позицию догоняющего на фоне возросшей активности Москвы и Вашингтона по поддержке именно этой фигуры. Совершенно однозначно, что в данном случае идет речь о боязни проигрыша на ливийской площадке не просто США и России, а конкретно президентам этих стран, к которым в Брюсселе не испытывают больших симпатий. Именно такой подтекст присутствует в решениях Брюсселя, и, как представляется, не только применительно к Ливии. Этот фактор вынуждает главу европейской дипломатии Ф.Могерини, скрепя сердце, поддержать посреднические усилия Алжира, Египта и Туниса по организации переговоров по внутриливийскому урегулированию с целью реорганизации правительства национального согласия и передачи портфеля министра обороны именно Х.Хафтару. Усилия Москвы и Абу-Даби, который в данном случае выступает в качестве ближайшего союзника Каира, безусловно, настораживают Брюссель. Москва в конце января с.г. согласилась принять на лечение семь раненных военных из сил Х.Хафтара, а ОАЭ спешно расширяют степень своего военного присутствия в Ливии. В частности, на базе ВВС Аль-Кадим, которая уже с прошлого года стала основным плацдармом базирования эмиратовской авиации, построена вторая парковочная зона. На ней будут размещены еще одна эскадрилья эмиратовских «Миражей» и новые машины ливийских ВВС. Это обстоятельство позволит Х.Хафтару не только уверенно контролировать зону «нефтяного полумесяца», но и продолжить свою экспансию на юг, выбивая оттуда мисуратовцев. В случае успеха Тобрук фактически монополизирует в своих руках экспорт нефти, а значит концентрирует в своих руках основные финансовые потоки.

62.85MB | MySQL:102 | 0,535sec