Ситуация в Марокко: январь 2017 г.

После трех месяцев задержки с формированием нового правительства с началом января ускорился переговорный процесс, направленный на формирование нового правительственного альянса. 4 января глава кабинета Абдельилла Бенкиран встретился с лидером партии Национальное объединение независимых (НОН), миллиардером и бывшим министром сельского хозяйства Азизом Аханнушем. Это была третья встреча политиков за предшествовавшие 10 дней.

Ранее А.Аханнуш обусловил участие НОН в правительственной коалиции предоставлением партии нескольких ключевых министерских портфелей, а также места в будущей коалиции для своего традиционного союзника – партии Конституционный союз (КС). Еще одно условие НОН касалось удаления из новой коалиции Партии Истикляль (ПИ).

По итогам третьей встречи с А.Бенираном А.Аханнуш заявил, что получил некое «предложение» от премьера, не раскрывая его деталей. «Мы намерены изучить это предложение с нашими партнерами из КС и Народного движения (НД), после чего сообщим нашу позицию через два дня», — сказал он.

Общение А.Бенкирана с правыми объяснимо. Для того, чтобы иметь большинство в парламенте, лидеру ПСР надо опираться на 198 депутатов. Ранее предполагавшаяся коалиция ПСР-ПИ-ППС (Партия прогресса и социализма) не добирала примерно 15 голосов депутатов. Кроме того, лидер ПИ Хамид Шабат своим неловким заявлением по Мавритании недавно создал дипломатический кризис между Рабатом и Нуакшотом, явно не нужный дворцу. 24 декабря в публичном выступлении лидер ПИ назвал Мавританию «марокканской землей». Это заявление было тут же осуждено МИД Марокко. Даже премьер был вынужден осудить «безответственные» слова своего бывшего союзника. Впрочем, еще до скандала лидер ПИ заявил об отказе его партии участвовать в правительственной коалиции.

После встречи с А.Аханнушем премьер встретился с лидером партии Народное движение (НД) Мохандом Лаенсаром. По ее завершении генсек НД заявил о своей готовности «согласиться с А.Бенкираном относительно участия в будущем правительстве, если оно будет формироваться на принципе восстановления уходящего большинства». В него входили ПСР, НОН, НД и ППС. При условии восстановления прежней коалиции у нее будет 201 место при том, что требуется 198. Это сделает парламентское большинство очень хрупким.

6 января премьер объявил, что в новый кабинет войдут ПСР, НОН, НД и ППС. Однако уже 8 января он же заявил об отказе от дальнейших переговоров с НОН и НД, спровоцировав тем самым новый кризис. Однако сложилось впечатление, что этот кризис был заказан из дворца, а его действующими лицами стали НОН и НД, выдвинувшие такие требования, которые были неприемлемы для премьера. Ранее их лидеры указали на необходимость присоединения к коалиции партий КС и Социалистический союз народных сил (ССНС) с тем, чтобы сделать парламентское большинство дееспособным.

4 января было объявлено о гибели в ЦАР двух марокканских миротворцев из состава миссии Minusca. Они погибли в результате обстрела неизвестными  автоколонны с топливом, которую охраняли миротворцы. Инцидент произошел в 60 км от населенного пункта Обо.

В ночь на 5 января вновь потребовалось вмешательство сил безопасности для подавления очередной сидячей забастовки в Эль-Хосейме, состоявшейся три месяца спустя после трагической гибели торговца рыбой Мохсина Фикри. Сила против участников подобных акций была применена впервые.

5 января МВД Марокко приказало закрыть в течение месяца все школы, связанные со скандально известным турецким проповедником Фетхуллой Гюленом. Это решение состоялось четыре месяца спустя после визита в Марокко делегации турецких парламентариев, которые попытались убедить марокканские власти в опасности движения Ф.Гюлена, которое опирается, в частности, на сеть частных школ.

Как подчеркивалось в коммюнике МВД, «расследование в отношении школ группы «Мохаммед аль-Фатих», связанной с движением Гюлена, показало, что они используют образовательный сектор для распространения идеологии этой группы и идей, чуждых принципам образовательной и религиозной систем Марокко».

«В связи с неуважением предупреждений, выданных Министерством национального образования и для исправления выявленных нарушений решено закрыть все связанные с группой школьные учреждения максимум в течение месяца», — отмечалось в документе. В нем не уточнялось, сколько школ и учащихся окажутся затронутыми этой мерой. При этом подчеркивалось, что учащиеся будут распределены по другим школам.

По данным СМИ, речь шла о 7 школах, 3 из которых находились в Касабланке. В них насчитывалось 2500 учащихся, в том числе 2470 марокканцев.

В связи с недавней попыткой госпереворота в Турции, в организации которого Анкара обвинила Ф.Гюлена, в турецкой столице указывалось, что в Марокко, в частности, обосновались финансовые структуры беглого проповедника.

18 января стало известно, что в Уджде в возрасте 95 лет скончался духовный лидер одного из самых крупных суфийских братств в Марокко – завии Бутхихия – шейх Сиди Хамза аль-Кадири аль-Бутхихи. Эта завия насчитывает десятки тысяч адептов как в Марокко, так и за его пределами. Генеалогическое древо Сиди Хамзы велось от пророка Мухаммеда, в день рождения которого местечко Мадах, где жил шейх, становилось местом паломничества десятков тысяч верующих.

20 января неправительственная организация «Марокканское наблюдение за тюрьмами» (OMP) в своем ежегодном докладе подтвердило очевидное – марокканские тюрьмы являются одними из самых перенаселенных в мире – для отдельных из них показатель заполняемости достиг 328%. По данным на конец 2016 г., в 82 пенитенциарных заведениях страны находились около 80 тысяч заключенных. Годом ранее их было 74 тысячи при населении страны в 34 млн человек. Самой перенаселенной оказалась тюрьма в Марракеше – 328%, за ней следует тюрьма в Надоре – 245%. Только у двух тюрем заполняемость составляет порядка 100%. На эти показатели негативно влияют узники, находящиеся в предварительном заключении. Они составляют примерно 40% от общей массы заключенных.

18 января король Марокко Мохаммед VI назначил нового командующего Королевскими вооруженными силами (КВС) – эта должность называется генеральный инспектор КВС – дивизионного генерала Абдельфатаха Луарака. Он сменил на этой должности корпусного генерала Бушейба Арруба, находившегося на ней с 2014 г. Причины перестановки в официальном коммюнике не назывались. Согласно конституции, монарх является Верховным Главнокомандующим КВС и начальником их Генштаба.

27 января МВД Марокко объявило об аресте 7 человек, подозреваемых в рекрутировании новобранцев джихада для совершения терактов на территории королевства в интересах «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). Аресты были произведены, в частности, в городах Сале и Эль-Джадида. В Эль-Джадиде при арестах не обошлось без стрельбы.

27 января король Мохаммед VI отправился на африканский саммит в Аддис-Абебу, где 30 – 31 января должно было произойти оформление возвращения Марокко в лоно Африканского союза (АС). Как сообщили в Рабате, он заручился поддержкой 42 африканских столиц в этом вопросе из 54 стран – членов АС. Против возвращения Марокко в АС выступают два африканских «тяжеловеса» — Алжир и ЮАР. Тем не менее 30 января возвращение состоялось. За него проголосовали 39 стран. Выступая 31 января на церемонии закрытия саммита, марокканский монарх признал, что «мы не можем игнорировать того, что это возвращение не было единогласным».

3 января центральный банк Марокко «Банк аль-Магриб» разрешил создание в стране пяти исламских банков с так называемым «участием». Это означает, что уже в ближайшее время марокканцы получат возможность брать так называемые халяльные кредиты и открывать счета, соответствующие нормам шариата. Как отмечалось в коммюнике «Банк аль-Магриб», еще три «обычных» банка получат разрешение «представлять их клиентам банковские услуги с «участием».

В коммюнике также отмечалось, что модифицировано законодательство с тем, чтобы позволить Высшему совету улемов – официальной инстанции, реализующей политику в области религии в Марокко – взаимодействовать с «Шариатским комитетом по финансам с участием». Этот комитет будет «единственной инстанцией, наделенной правом издавать фетвы (религиозные предписания) о соответствии финансовых продуктов «с участием» предписаниям ислама».

«Банк аль-Магриб» не назвал точной даты начала работы в Марокко исламских банков, однако министр экономики и финансов королевства Мухаммед Бусаид ранее сообщил, что это случится до середины 2017 г. Считается, что у этого сектора банковской деятельности благоприятные перспективы – по оценке американской группы Standard & Poor`s, исламские банки могут занять от 10 до 20% в финансовой системе Марокко.

Кроме исламских банков в Марокко появится и исламское страхование. Еще в мае 2015 г. правительство во главе с исламистской ПСР одобрило проект закона, открывшего дорогу исламским страховым продуктам в королевстве.

Начало функционирования исламских банков в Марокко неоднократно откладывалось из-за сложности процедурных вопросов, связанных с их функционированием. Согласно оценкам экспертов, открытие пяти исламских банков повлечет за собой появление 150 – 200 банковских отделений с появлением соответствующего числа рабочих мест.

В целом, видятся три возможных выхода из правительственного кризиса.   Первый и самый маловероятный – объявление новых парламентских выборов. Второй – назначение премьер-министра из другой партии, например, ПИ. Он возможен, но чреват осложнениями с ПСР. Третий – вмешательство монарха, который в любой момент может (если захочет) оказать давление на лидеров НОН и НД при сохранении А.Бенкирана на посту премьера.

62.83MB | MySQL:102 | 0,647sec