Отзыв израильского посла в Египте: причины и последствия

Из сообщений прессы стало известно о том, что  в конце 2016 г. глава посольства Израиля в Каире Д.Говрин и его подчиненные были вынуждены покинуть страну пребывания и вернуться в Иерусалим. Причиной для сложившейся ситуации послужили опасения по поводу безопасности сотрудников дипломатической миссии, в 2011 г. уже подвергавшейся нападению. О каких-либо происшествиях, отражающих ухудшение двустороннего сотрудничества, не сообщалось. Более того, по данным СМИ, Д.Говрин продолжает работу из центрального аппарата внешнеполитического ведомства в Иерусалиме, а дипломатический персонал посольства вскоре рассчитывает вернуться в Египет для полноценного исполнения своих обязанностей.

Интересно, что официальных комментариев относительно отозванных сотрудников дипмиссии со стороны Министерства иностранных дел Израиля не последовало. Более того, 12 января 2017 г., т.е. уже в тот период, когда Д.Говрин предположительно должен был находиться в Иерусалиме, состоялась встреча израильского президента Р.Ривлина с послами в Египте и Иордании, на которой также не упоминалось об изменившемся характере работы израильского посольства в Каире. Организованная встреча была направлена на обсуждение перспектив взаимодействия в различных областях. В ходе беседы израильский президент подчеркнул: «наши отношения с Иорданией и особенно Египтом составляют ключевой стратегический альянс»[i].

Одним из основных направлений совместной работы двух государств сейчас является борьба с террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России), ячейка которой «Вилает Синай», базируется на подконтрольной Египту территории. Координация действий по этому направлению между Израилем и Египтом в сочетании с возросшей террористической угрозой в стране, одним из ярчайших свидетельств которой стал взрыв в коптском соборе Каира в декабре 2016 г., действительно могли стать поводом для роста опасений. Кроме того, предшественники Д.Говрина, в разные годы руководившие посольством, неоднократно сообщали о повышенных мерах безопасности и охраны. К примеру, ситуацией в стране объяснил отъезд посла экс-глава миссии Х.Корен. Наконец, нельзя забывать и об убийстве посла Российской Федерации в Анкаре А.Карлова 19 декабря 2016 г., спровоцировавшем особую настороженность среди израильского дипломатического персонала за рубежом.

Впрочем, была озвучена и альтернативная точка зрения. Свои подозрения относительно того, что в основе отзыва посла и персонала посольства лежит разлад между государствами, высказал египетский публицист А.Эль-Махди. На своей странице в социальной сети Facebook он дважды 7 и 13 февраля 2017 г. повторил запись: «Зачем премьер-министр Израиля Б.Нетаньяху скрывает от своего народа детали конфликта с египетской военной хунтой и его верным слугой ас-Сиси? Зачем он отозвал всю израильскую дипломатическую миссию из Египта три месяца назад и не вернул их назад?»[ii].  Таким способом А.Эль-Махди отметил, что не разделяет предположений об отсутствии политического подтекста в принятом Израилем решении.

Возникшие разногласия, в свою очередь, могут заключаться в диалоге между Каиром и ХАМАСом, который стал развиваться в последнее время с новым импульсом. В частности, с октября прошлого года был зафиксирован всплеск обмена визитами, начавшийся с прибытия делегаций, ориентированных на развитие контактов между обществами, а завершившийся приездом в конце января 2017 г. в Египет одного из лидеров ХАМАСа И.Хания. Особыми акцентами в данных переговорах стали перспективы ослабления блокады сектора Газа и борьба с террористической угрозой на Синае. В тот же период эксперты стали говорить о набирающей силу тенденции к потеплению в отношениях между Египтом и ХАМАСом. Одним из главных его свидетельств стало смягчение требований в районе пограничного пункта Рафах. В частности, в декабре 2016 г. к ввозу в Сектор была разрешена партия из 40 автомобилей. В 2017 г.  пограничный терминал открывался дважды: в январе на четыре дня, в феврале – на три, завершив работу 14 февраля.

Таким образом, Израиль по-прежнему признает существенную роль Египта в решении региональных задач внешней политики страны. По этой причине любые трудности, возникающие в процессе развития межгосударственного диалога, афишируются крайне редко. Ситуация, возникшая с отзывом дипломатического персонала израильского посольства в Каире, во многом действительно может объясняться соображениями безопасности. Косвенным подтверждением данной точки зрения служит история экс-главы дипмиссии Х.Корена. Впрочем, продолжающееся сближение Египта и ХАМАСа может таить в себе серьезные угрозы сотрудничеству Израиля с партнером и ухудшить ситуацию для страны в вопросе палестино-израильского урегулирования. Д.Говрину, хорошо знакомому со страной пребывания и отстаивающему необходимость применения комплексного подхода к отношениям с Египтом, удалось на новом посту добиться определенных успехов, однако, их закрепление будет во многом зависеть от будущего дипломатической миссии.

[i] Цит. по: President Rivlin meets with Israeli ambassadors to Egypt and Jordan // Israel Ministry of Foreign Affairs. 12.01.2017. URL: mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2017/Pages/President-Rivlin-meets-with-Israeli-ambassadors-to-Egypt-and-Jordan-12-January-2017.aspx

[ii] Цит. по: Amin El Mahdy  @Amin.ElMahdy.S // Facebook.com 07.02.2017. URL: facebook.com/story.php?story_fbid=1386622414743667&substory_index=0&id=509520089120575

52.28MB | MySQL:103 | 0,556sec