Алжир усиливает экономическую переориентацию на Китай

Несмотря на заявления французских лидеров о намерении вернуть себе 1-е место в списке торговых партнеров Алжира, этого не произошло. По данным национального Центра информации и статистики страны (CNIS), составленным по документам таможенной службы АНДР, по итогам 2016 года первенство продолжает удерживать Китай, год от года наращивающий свое присутствие на алжирском рынке.

Так, если в 2014 году китайский экспорт в АНДР исчислялся 8 млрд долларов США, то в 2015 году – 8.22 млрд долларов, а в 2016 году – 8.39 млрд долларов. Таким образом, Поднебесная заканчивает четвертый год подряд в качестве ведущего поставщика товаров Алжиру.

Общий объем китайского экспорта теперь составляет 17.97 процентов от общей суммы в 46.72 млрд долларов.

В целом же за 10 лет объем поставляемых китайских товаров в Алжир увеличился почти в три раза.

В любом случае, по результатам минувшего года имевшийся разрыв между Китаем и Францией увеличился.

«Упавшая» в 2013 году с пьедестала» первого торгового экспортера Алжира Франция продолжает с большим отрывом от КНР занимать второе место (4.74 млрд долларов или 10.15 процентов от общих показателей импорта страны).

За ней вплотную следуют Италия (4.64 млрд долларов или 9.93 процентов алжирского импорта), Испания (3.59 млрд долларов) и Германия (3 млрд долларов).

Причина, почему Парижу, несмотря на заявленные французским президентом Франсуа Олландом обещания вернуть утраченные позиции, не удалось это сделать, обусловлена целым рядом факторов.

Среди главнейших – мировой финансово-экономический кризис и девальвация алжирского динара по отношению к евро, в результате чего покупка китайских товаров становится все более привлекательной в ценовом отношении по сравнению с европейскими. Тем более, что Алжир перешел к торговле с Китаем в юанях.

Впрочем, отчасти на это влияет и постепенное улучшение их качества. Не случайно, что увеличение китайских показателей произошло не только за счет наращивания поставок на алжирский рынок бытовой техники, текстильных изделий, но и во многом за счет усиления доли в списке экспортируемой продукции транспортных средств, промышленного оборудования.

И если в минувшие годы увеличение привлекательности товаров из Поднебесной достигалось, преимущественно, за счет дешевизны по сравнению с французскими и пр., то теперь это получается и за счет расширения присутствия на алжирском рынке и высокотехнологичной продукции.

Например, первое место в списке китайских товаров, импортируемых в 2016 году в Алжир, лидирует продукция для добычи нефти или газа – в том числе кабели и трубы для трубопроводов, бурения, геологоразведки, добычи и т.п. – 428.94 млн долларов).

На втором месте автомобильная продукция, соответствующие запчасти и оборудование для ее сборки (415.88 млн долларов), в том числе грузовые машины (140.21 млн долларов), легковые автомобили — 76.76 млн долларов (особенно популярны в Алжире становятся экономичные модели «микро»), станки и линии для сборки данных машин (95.87 млн долларов).

На третьем месте устройства мобильной связи, их детали и соответствующие аксессуары (294.03 млн долларов или 3.5 процента всего экспорта КНР в Алжир).

Далее следует телевизионное оборудование (278.56 млн долларов), фоточувствительные полупроводниковые приборы (в том числе фотоэлементы) – 180.66 млн долларов, устройства для приема, преобразования, передачи и восстановления голосовых сообщений, изображений и других данных (174. 6 млн долларов), машин и устройств для автоматической обработки цифровых данных (173.92 млн).

Далее следую ткани (96.76 млн долларов), фанера многослойная клееная (55.13 млн долларов), продукция из томатов (48.72 млн долларов), обувь (39.34 млн долларов), плитка и плиты для мощения дорог и улиц (36.61 млн долларов), мебель из дерева (35.25 млн долларов), посуда и другие бытовые товары (24.17 млн долларов), чай зеленый (21.98 млн долларов), винты, шурупы, болты и т.п. (1943 млн долларов), стиральные машины (17.74 млн долларов) и др.

При этом Алжир сохраняет с Китаем хронический торговый дефицит и дисбаланс по экспорту в Поднебесную своих товаров. Это главным образом обусловлено узкой направленностью экспорта АНДР, специализирующейся в основном на нефти и природном газе, преимущественно продаваемых Франции, Италии и Испании.

На этом направлении КНР уступает всем своим основным конкурентам в этой стране и даже не входит в «тройку» ведущих партнеров (здесь лидирует Италия с 4.779 млрд долларов, вытеснившая с первого места США, фактически отказавшихся от закупки алжирских углеводородов), что, однако, не мешает ему лидировать по сумме торговых показателей.

Что же касается России, то она по-прежнему не входит даже в первую десятку ведущих торговых партнеров АНДР и продолжает уступать на этом направлении даже аравийским монархиям – Катару и Саудовской Аравии.

Между тем, подобное положение дел с расширением китайского присутствия на алжирском рынке создает прежде всего трудности для европейских партнеров Алжира, которые, сохраняя стратегическую зависимость от него по углеводородам (особенно по природному газу), постепенно лишаются экономических рычагов воздействия на эту страну.

Учитывая же все вышеизложенное, европейские производители в среднесрочной перспективе вряд ли будут способны решительно изменить сложившееся положение дел и реально конкурировать с Поднебесной.

И это, в конечном итоге, будет все заметнее сказываться и на развитии политических отношений между Алжиром и его европейскими партнерами. Так, например, уже сейчас АНДР демонстрирует всему миру свою полную независимость и наличие «особого» мнения относительно происходящего в регионе и в целом на планете. И, судя по всему, с годами эта тенденция может только усилиться.

52.23MB | MySQL:103 | 0,585sec