Выступление министра обороны Израиля на Мюнхенской конференции по безопасности

19 февраля 2017 г. глава оборонного ведомства Израиля А.Либерман выступил на Мюнхенской конференции по безопасности. К данному событию лидер партии «Наш дом Израиль» (НДИ), который, по меткому выражению модератора своей секции «занимал практически все знаковые позиции в правительстве», подошел весьма ответственно, заранее обозначив тезисы выступления. В предварительно опубликованном на сайте партии НДИ релизе было заявлено, что основной угрозой международному сообществу является радикальный исламский террор, победить который можно лишь путем координации сил на межрегиональном и межконтинентальном уровне[i]. Более того, заседанию конференции с участием А.Либермана предшествовали его переговоры с министром обороны США Д.Мэттисом 17 февраля 2017 г. Двумя ключевыми акцентами беседы контрпартнеров стали перспективы сотрудничества, способного содействовать укреплению израильской безопасности и воплощению американских интересов на Ближнем Востоке, а также иранский вопрос. Именно по итогам встречи с Д.Мэттисом в официальных источниках появилась фраза, ставшая затем лейтмотивом выступления. Заключалась она в том, что тремя основными вызовами международному сообществу сегодня является «Иран, Иран и еще раз Иран»[ii].

Интересно, что в качестве спикера А.Либерман не вызвал повышенного интереса делегатов Мюнхенской конференции. Во-первых, его выступление было перенесено, в результате чего, он оказался в одной секции не с Ираном, а Саудовской Аравией. Во-вторых, продолжая оживленную дискуссию после выступления представителей США, собравшиеся вернулись на места лишь после того, как организаторы пригрозили, что «модератору придется превратиться в диктатора». Сам министр обороны Израиля, говоривший на английском с весьма заметным акцентом, также не поразил своим ораторским искусством. Впрочем, традиционно в заявлении лидера НДИ важнее оказалась не форма подачи информации, а ее суть. Так, в выступлении, продлившемся менее 30 минут, он фактически смог четко ответить на ключевые вопросы, возникающие у международного сообщества в отношении Израиля. Не зря, представляя А.Либермана, модератор секции отметила, что перестановки на посту генерального секретаря ООН и выборы нового президента США не повлияли на конфликт, который не теряет свою актуальность, предложив израильскому гостю ответить на вопрос, какое будущее ждет регион.

В смысловом отношении выступление А.Либермана можно разделить на два блока. Первый, как и упоминалось выше, касался Ирана. Начав с фразы, высказанной на встрече с Д.Мэттисом, министр обороны Израиля дал краткое описание каждой из угроз, связанных с ИРИ. Первая из них заключается в ядерных амбициях, вторая – в стремлении подорвать стабильность на Ближнем Востоке. Третьим компонентом иранской политики, вызывающим озабоченность, следует считать поведение страны и ее усилия по созданию террористической сети, распространяющей свое влияние в Ливане, Йемене, Ираке и секторе Газы. При этом в качестве своего рода зонтичной террористической организации глава оборонного ведомства без лишних объяснений назвал Корпус стражей исламской революции.

Впрочем, по его мнению, происходящее в регионе создает не только угрозы, но и потенциал для взаимодействия. К примеру, «главной новостью» на Ближнем Востоке А.Либерман счел осознание суннитскими режимами иранской опасности, что может стать основой для их взаимодействия с Израилем. Как следствие, имеет место тенденция к уходу в прошлое противоречий и коалиций, формирующихся по религиозному принципу. На их место должен прийти союз умеренных государств, объединившихся для противостояния радикалам. В этом отношении министр обороны во многом повторил давние рассуждения главы израильского правительства Б.Нетаньяху о «победе сил света над силами тьмы». Однако в полной мере на такого рода альянс глава оборонного ведомства пока, судя по всему, не рассчитывает. В этой связи, отвечая на вопрос модератора, он высказался за применение в отношении Ирана всех возможных мер воздействия, варьирующихся от резолюций ООН до экономического давления.

Второй компонент выступления А.Либермана  был посвящен ситуации на палестино-израильском треке. Во многом интерес к теме определили итоги переговоров Б.Нетаньяху и Д.Трампа, в рамках которых избранный президент США заявил о готовности отступить от принципа создания двух государств для двух народов в качестве основы урегулирования. Говоря о сути мирного процесса, лидер НДИ фактически повторил свой т.н. «Манифест» ноября 2014 г. В нем политик указывал на необходимость создания двух государств на основе принципа обмена территориями и населением. Поскольку, весьма сомнительной, на его взгляд, идеей является провозглашение палестинского государства, на 100 % однородного по своему национальному составу, и еврейского, 20 % которого составят арабы. Кроме того, в «Манифесте» и в рассмотренной речи в Мюнхене А.Либерман подчеркнул, что итоговое соглашение по урегулированию конфликта может быть только пакетным, включающим договоренности с палестинцами и арабскими государствами региона. Финальной точкой выступления министра обороны Израиля стало символическое голосование собравшихся, на котором все (или почти все) поддержали необходимость отстаивания принципа создания двух государств для двух народов. В этом проявился не только общий настрой не вносить изменений в основы мирного процесса, но и символическая победа А.Либермана над аудиторией, которая не была готова воспринимать его всерьез.

Таким образом, Мюнхенская конференция по безопасности в том, что касалось ближневосточной повестки дня, отразила неизменность израильских подходов к кругу существующих проблем, продемонстрировав лишь наличие различных точек зрения на особенности их решения в рамках правительства. Гораздо большее значение участие в данном международном форуме имеет для главы израильского оборонного ведомства. На новом для себя посту он фактически повторяет путь, пройденный на должности министра иностранных дел, демонстрируя компетентность в профессиональных вопросах, жесткий взгляд на проблемы и правоту тезисов, озвученных еще несколько лет назад. Впрочем, то обстоятельство, что по итогам выступления СМИ вновь заявили, что А.Либерман предложил новый проект урегулирования, свидетельствует о необходимости еще многое преодолеть, чтобы его не только слушали, но и вникали в суть выдвигаемых предложений.

[i] Подробнее см.: Авигдор Либерман выступит на Мюнхенской конференции по безопасности // Исраэль Бэйтэну 16.02.2017. URL: ndi.org.il/liberman-munchen/

[ii] Цит. по: Авигдор Либерман встретился с министром обороны США // Исраэль Бэйтэну 17.02.2017. URL: ndi.org.il/liberman-mattis/

52.25MB | MySQL:103 | 0,784sec