Обзор отчёта SETAV, посвященного месту СПГ в мировой торговле. Часть 10

Продолжаем рассмотрение Отчёта турецкого Фонда политических, экономических и социологических исследований (SETAV) под заголовком «Место сжиженного природного газа (СПГ) в мировой энергетической торговле» — со стран импортёров «голубого топлива». И напомним, что в предыдущем материале мы уже перешли к рассмотрению Турции и её политики по диверсификации источников поставок энергоносителей в страну. Перечень шагов, которые должна предпринять турецкая сторона с тем, чтобы стать международным центром купли-продажи энергоносителей, по мнению экспертов Фонда, выглядит следующим образом:

  1. Турция должна стать частью либеральных реформ европейского газового рынка и сама должна завершить начатую ранее и продолжающуюся уже больше десятилетия либерализацию в стране.
  2. Важнейшим элементом либерализации газового рынка является отсутствие зависимости страны от одного источника или страны-поставщика. При этом наряду с монополистом – трубопроводной компанией «Боташ» — должны действовать и частные компании (отметим, что это постепенно делается – часть контрактов с «Газпромом» была передана «Боташем» в частные руки; впрочем, здесь есть вопрос, насколько это было сделано в реальности, а не формально).
  3. Должны быть сделаны инвестиции в инфраструктуру страны, в т.ч. в газохранилища (напомним, что отсутствие газохранилищ необходимого объёма – ахиллесова пята турецкой инфраструктуры), и должен быть подготовлен кадровый резерв специалистов отрасли ТЭК.
  4. Наряду с газохранилищами и терминалами по регазификации СПГ, приоритет должен отдаваться плавучим терминалам СПГ.

Строительство плавучих СПГ-терминалов и осуществление закупок газа с непривязанного к одной лишь стране спотового рынка, по мнению авторов, позволит сократить потребность Турции в заключении долгосрочных контрактов.

В очередной раз, авторы Отчёта подчеркивают важность плавучих СПГ-терминалов для внедрения в стране либерального рынка, в котором нет места долгосрочным контрактам «бери или плати» (take or pay). В качестве примера реализуемых в Турции проектов, авторы говорят о строительстве FSRU (Floating Storage Regasification Unit) — плавучего хранилища сжиженного газа частной компанией Kolin, которое по их словам должно быть завершено к середине текущего, 2017 года (чуть поправим авторов Отчёта – торжественная церемония ввода в строй терминала состоялась до запланированного срока — 23 декабря 2016 года, но, разумеется, документ готовился раньше этой даты).

Следующий раздел Отчёта посвящен тем странам, из которых Турция импортирует СПГ. Стороной соответствующих контрактов от Турции является уже не раз упомянутая нами трубопроводная компания «Боташ». Так, ею в 1994 году было подписано соответствующее соглашение с Алжиром, а в 1999 году – с Нигерией. Соглашения у Турции с Катаром нет, но, как указывают авторы Отчёта, закупки катарского газа турецкой стороной осуществляются со спотового рынка. Список стран-поставщиков СПГ в Турцию, по убыванию объёмов поставок в 2015 году, выглядит следующим образом: Алжир (3,8 млрд куб м), Катар (1,7 млрд куб м), Нигерия (1,5 куб м), Тринидад и Тобаго (0,2 млрд куб м), Норвегия (0,2 млрд куб м) и «другие европейские страны» (0,1 млрд куб м). При этом авторы не устают из раза в раз подчеркивать нарастающие усилия Турции, на фоне «самолётного кризиса» с Россией, по поиску альтернативных источников поставок газа в страну и предлагают отдельно проанализировать отношения Турции с каждой страной.

На первом месте в этом списке, как уже было сказано выше, располагается Алжир, располагающий согласно данным 2015 года запасами газа в 4,5 трлн куб м. В том же году Алжир добыл природный газ объемом в 83 млрд куб м, из которого для внутренних нужд было использовано 39 млрд куб м, а оставшаяся часть была продана за рубеж в виде трубопроводного газа и СПГ. Как уже было сказано в разделе, посвященном странам-экспортёрам сжиженного газа, большая часть алжирских поставок приходится на Европу. Отметим, что по объёму импорта газа Турция занимает в Европе третью строчку, а свои закупки из Алжира страна начала в 1994 году. В том же году в эксплуатацию был введен первый регазификационный терминал Мармара Эрегли.

Объем поставок в Турцию из Алжира сохраняется практически на неизменном уровне: 2003 год – 3,9 млрд куб м, 2015 год – 3,8 млрд куб м. Наблюдающееся в последние годы небольшое снижение объёмов закупок из Алжира обусловлено авторами как активизацией Турции на спотовом рынке, так и снижением объема своих зарубежных поставок со стороны самого Алжира.

Авторы отмечают динамично развивающиеся торгово-экономические отношения между Турцией и Алжиром, невзирая ни на рост конкуренции на мировом рынке между странами-экспортёрами СПГ, ни на террористические атаки в Алжире на ТЭКовскую инфраструктуру. И, в очередной раз, авторы вставляют ремарку о том, что Турция «придает большое значение диверсификации своих закупок» и проводят мысль о том, что российско-турецкий кризис привёл к тому, что торгово-экономические отношения между Турцией и Алжиром получили дополнительный и весьма серьёзный импульс к своему развитию.

52.37MB | MySQL:106 | 0,818sec