Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (13 — 19 февраля 2017 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с Сирией и Израилем. 15-16 февраля в столице Казахстана Астане прошел второй раунд переговоров по сирийскому урегулированию. В ходе визита в США премьер–министра Израиля Б. Нетаньяху стороны договорились о всемерном развитии американо-израильских отношений в различных областях.

В Сирии сохраняется сложная военно-политическая обстановка. На минувшей неделе режим прекращения огня между правительственными силами и многими группировками вооруженной оппозиции в основном соблюдался. В то же время продолжаются боевые действия сирийской армии с формированиями  «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) и других экстремистских группировок. Наиболее ожесточенные бои на минувшей неделе велись в городе Дераа на юге страны у границы с Иорданией, где боевики группировки «Тахрир аш-Шам» (быв. «Джебхат ан-Нусра», запрещена в РФ) предприняли крупное наступление на позиции сирийской армии. При поддержке ВКС России оно было отражено. Правительственные войска продолжали наступление в направлении Пальмиры, освободив от боевиков ИГ район газового месторождении Хайян в провинции Хомс. Турецкие войска и поддерживаемые ими отряды сирийской оппозиции в рамках операции «Щит Евфрата» вытеснили боевиков ИГ из большей части города Эль-Баб в провинции Алеппо на севере САР. Президент Турции Р. Т. Эрдоган заявил 13 января: «Все шаги Турции в рамках операции «Щит Евфрата» преследуют четкую цель — создание безопасной зоны в Сирии». Р. Т. Эрдоган утверждает об отсутствии возражений со стороны России по вопросу проведения операции «Щит Евфрата» или создания зон безопасности в Сирии. «Россия только говорит нам, что было бы хорошо, если бы мы не продвигались дальше на юг и запад от Эль-Баба», где наступает сирийская армия. Преимущественно курдские формирования «Сил демократической Сирии» при массированной поддержке авиации западной коалиции во главе с США вышли к предместьям города Ракка. По информации Пентагона, лидеры джихадистов «начинают процесс ухода из Ракки и перемещение дальше вниз по реке» Евфрат. Стратегические бомбардировщики Ту-95МС ВКС РФ нанесли 17 февраля удары крылатыми ракетами Х-101 по объектам ИГ в районе г. Ракка.

15-16 февраля в Астане прошел второй раунд переговоров по сирийскому урегулированию с участием делегаций России, Турции, Ирана, Иордании, ООН и США (на уровне посла в Астане), правительства Сирии и девяти группировок сирийской вооруженной оппозиции. Обсуждались вопросы соблюдения режима перемирия в САР. В целом все стороны заявляли в рамках встречи о своей приверженности прекращению огня. В то же время до прямых переговоров между Дамаском и оппозицией еще далеко. Главным итогом прошедшей встречи стало окончательное принятие положения о совместной мониторинговой группе, которая будет следить за соблюдением режима прекращения боевых действий в Сирии и способствовать выработке мер доверия между конфликтующими сторонами. Группа также займется размежеванием оппозиции от боевиков ИГ и «Джебхат ан-Нусры». Совместная оперативная группа де-факто уже работает с 6 февраля. Кроме того, в Астане был сформирован механизм обмена насильственно удерживаемых в Сирии лиц, прежде всего женщин и детей. Дополнительного согласования требуют документы о процедуре выявления нарушений прекращения огня и санкций в отношении нарушителей, и о населенных районах, находящихся под контролем группировок вооруженной оппозиции. Представитель правительства САР Б. аль-Джаафари подчеркнул право Дамаска отвечать на провокации террористов. Глава делегации оппозиционеров М. Аллюш заявил в Астане, что сирийская вооруженная оппозиция полностью отделилась от ИГ. Он считает, что на переговорах в Астане были достигнуты позитивные результаты. В то же время вооруженная оппозиция отвергает членство Ирана в комиссии по перемирию и настаивает на участии в ней Турции, РФ, а также «арабской группы» (Саудовская Аравия, Иордания, Катар и ОАЭ).

Параллельно со встречей в Астане велась работа по подготовке к политическим переговорам по Сирии в Женеве, которые должны стартовать 23 февраля. 16 февраля Москву посетил спецпредставитель генерального секретаря ООН по Сирии С. де Мистура. Он был принят главой МИД РФ С. Лавровым и министром обороны РФ С. Шойгу. На встрече с С. де Мистурой Лавров заявил, что «без представленности всех сирийских оппозиционных групп предстоящие переговоры в Женеве успешными не будут». С. де Мистура назвал переговоры в Москве «очень полезными». Тем временем окончательный список участников межсирийских переговоров в Женеве пока не сформирован, консультации продолжаются.

16 февраля на встрече в Бонне глава МИД РФ С. Лавров и госсекретарь США Р. Тиллерсон подтвердили заинтересованность в борьбе с терроризмом, в том числе в Сирии. Р. Тиллерсон также выразил готовность поддерживать межсирийский переговорный процесс в Астане. Администрация США не видит возможности для тесной кооперации с Россией в Сирии, хотя такое сотрудничество имеет большой потенциал, заявил 19 февраля спецпредставитель президента США по вопросам взаимодействия с другими странами в борьбе с ИГ Б. Макгурк.

Новая администрация США готова применить более гибкий подход к урегулированию в Сирии и не настаивает на участии курдских отрядов самообороны в операции по освобождению города Ракка от боевиков ИГ, заявил 16 февраля министр обороны Турции Ф. Ышык. На базе ВВС Турции Инджирлик 17 февраля прошли переговоры между начальником Генштаба турецких ВС генералом Х. Акаром и председателем Комитета начальников штабов ВС США генералом Дж. Данфордом. По их окончанию было сообщено, что стороны выступают с единых позиций по вопросам борьбы с терроризмом в Сирии и Ираке, в первую очередь с «Исламским государством» и Рабочей партии Курдистана (РПК, запрещена в Турции), в целях обеспечения безопасности в регионе. Турция выступила с предложением разместить ограниченный контингент спецназа США в Сирии для поддержки формирований «умеренной оппозиции», заявил 19 февраля глава МИД Турции М. Чавушоглу.

На прошедшей неделе премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху посетил с визитом США. Оценивая его итоги, Б. Нетаньяху заявил 19 февраля: «Союз между Израилем и Соединенными Штатами всегда был нерушим, но этот союз еще более окреп». По итогам переговоров Б. Нетаньяху и президент США Д. Трамп «указали своим соответствующим подразделениям сформировать в течение ближайших месяцев совместные рабочие группы с тем, чтобы значительно активизировать взаимодействие двух стран в ряде сфер, включая кибербезопасность, разведку, безопасность, торговлю, технологии, противодействие угрозам, исходящим от Ирана и других субъектов». Трамп заявил, что США готовы вести совместную с Израилем борьбу с радикальным исламским терроризмом, поддерживать Израиль в ситуациях, когда «ООН и другие международные организации» принимают жесткие резолюции «или несправедливо и в одностороннем порядке объявляют бойкот» Израилю. Трамп также сообщил, что США рассматривают возможность переноса своего посольства в Иерусалим из Тель-Авива. Большое внимание на переговорах было уделено Ирану и ближневосточному урегулированию. По словам Б. Нетаньяху, главным разделяемым лидерами двух стран видением является оценка растущей угрозы со стороны Ирана. Д. Трамп назвал соглашение по ядерной программе ИРИ (2015 г.) «одной из самых худших» из виданных им сделок и заявил, что приложит максимум усилий, чтобы не позволить Ирану создать ядерное оружие. По словам Д. Трампа, США будут «очень прилежно работать» над достижением мира на Ближнем Востоке, но на компромиссы должны идти обе стороны конфликта. При этом США готовы принять ту формулу урегулирования на Ближнем Востоке, которая приемлема для самих сторон конфликта. Д. Трамп предложил Б. Нетаньяху «немного воздержаться» с поселенческой активностью. В ответ израильский премьер заявил, что готов рассмотреть вопрос об ограничении строительства в еврейских поселениях на Западном берегу реки Иордан. Вместе с тем, он указал, что Израиль «не готов в очередной раз накладывать ограничения по дипломатическим соображениям на строительство в Восточном Иерусалиме», а недавнее решение о строительстве почти 6 тыс. единиц жилья для поселенцев не будет отменено или заморожено. Д. Трамп и Б. Нетаньяху пообещали уже в ближайшее время объявить о новом плане мирного урегулирования в регионе.

Двугосударственное решение остается единственным путем урегулирования ближневосточного конфликта, однако при этом должен быть проведен обмен населением и территориями, заявил 19 февраля министр обороны Израиля А. Либерман.

19 февраля премьер-министр Ирака Х. аль-Абади объявил о начале наступления на позиции боевиков ИГ в Западном Мосуле. Сообщается, что в наступлении задействованы силы быстрого реагирования Ирака, подразделения федеральной полиции и 9-я бронетанковая дивизия ВС страны. Они продвигаются к границам западной части города с юга и с юго-запада. Армейский спецназ пока не принимает участия в операции. Поддержку наземным частям оказывает артиллерия и авиация ВС Ирака и международной контртеррористической коалиции во главе с США.

Крупный теракт был совершен 16 февраля в суфийской мечети в городе Сехван-Шериф в провинции Синд на юге Пакистана. Погибли 80 и пострадали примерно 300 человек. Ответственность за преступление взяло на себя ИГ. По мнению пакистанской стороны, боевики, ответственные за этот и другие недавние теракты, действовали с территории Афганистана. Афганским дипломатам передан список из 78 особо разыскиваемых Исламабадом террористов, укрывающихся в Афганистане, с требованием к Кабулу незамедлительно выдать их Пакистану, либо самому принять соответствующие меры пресечения в отношении указанных лиц. По соображениям безопасности власти Пакистана также закрыли на неопределенный срок для передвижения людей и грузов границу с Афганистаном в районе двух погранпереходов. Десятки предполагаемых боевиков ликвидированы в результате широкомасштабных антитеррористических рейдов армии и полиции в ряде районов Пакистана. Начальник штаба пакистанской армии, генерал К. Д. Баджва выразил командующему силами США в Афганистане, генералу Дж. Николсону недовольство использованием афганской территории для терактов в Пакистане и попросил его «играть свою роль» в их предотвращении.

Участники консультаций по афганской проблематике, которые прошли 15 февраля в Москве, договорились подключить к ним на следующей стадии потенциал других стран, в первую очередь из Центральной Азии. В консультациях приняли участие представители РФ, Афганистана, Пакистана, Китая, Ирана и Индии. «Стороны подробно обсудили региональные подходы к развитию ситуации в сфере безопасности» в Афганистане, «договорились наращивать усилия по содействию продвижению внутриафганского примирения при сохранении руководящей роли Кабула и соблюдении оговоренных ранее принципов интеграции вооруженной оппозиции в мирную жизнь».

США и Турция будут «продолжать весь спектр двусторонней военной деятельности и консультаций», а также «искать пути дальнейшего укрепления оборонного сотрудничества в будущем». Об этом было заявлено по итогам встречи 15 февраля в Брюсселе между главой Пентагона Дж. Мэттисом и министром обороны Турции Ф. Ышыком. Дж. Мэттис также заверил коллегу в «поддержке США своего стратегического партнера» в борьбе с ИГ. НАТО пока не выполняет в достаточной мере свои обязательства на юго-восточном направлении, где находится Турция, заявил 17 февраля Ф. Ышик.

Парламент Египта одобрил 14 февраля представленный премьер-министром страны Ш. Исмаилом обновленный состав правительства. Перестановки коснулись девяти ведомств экономического блока и сферы услуг. Они не затронули министерства обороны, внутренних дел, МИД, туризма, гражданской авиации. Необходимость смены ряда министров власти АРЕ увязывают со сложной экономической ситуацией в стране, главным образом со стремительным ростом цен после принятого в начале ноября 2016г. решения о свободном курсе национальной валюты — египетского фунта.

 

Приложение

 

 

О некоторых особенностях внешней политики Эфиопии

 

 

Исторически внешнеполитическая деятельность эфиопского государства «фокусируется на противостоянии внешним угрозам и сотрудничестве с региональными и глобальными акторами в интересах обеспечения безопасности» страны. Значительное место отводится африканскому направлению – Эфиопия является влиятельным членом Африканского союза (АС), штаб-квартира которого находится в Аддис-Абебе. Эфиопия активно участвует в работе субрегиональных объединений: Общего рынка стран Восточной и Южной Африки (СОМЕSА) в составе 20 государств и Межправительственного органа по вопросам развития (IGAD), в составе Эфиопии и семи соседних с ней государств. Повышенное внимание в Аддис-Абебе уделяют противостоянию террористической угрозе. В целом Эфиопия является одним из ведущих государств африканского континента, которое способно оказывать влияние на те или иные процессы. В то же время такие страны как Алжир, Нигерия и ЮАР в определенной степени заинтересованы «в понижении увеличивающейся роли Эфиопии как одного их африканских центров».

Эфиопское руководство реализует свой внешнеполитический курс в условиях очень сложной внутренней ситуации: активизации сепаратистских и других антиправительственных сил и их вооруженных группировок, усиления межэтнических и межконфессиональных противоречий. При этом во многих случаях антиправительственная и террористическая активность получает подпитку из-за рубежа, в том числе из некоторых соседних стран.

Эфиопия считается одним из немногих союзников США в регионе Африканского Рога. На территории страны находятся базы радиоразведки и беспилотников Пентагона, которые американцы активно используют, особенно в Сомали и Йемене. Причем БЛА применяются не только для разведки, но и для нанесения ракетных ударов по террористам. США оказывают Эфиопии содействие в борьбе с террористической угрозой. Аддис-Абеба и Вашингтон взаимодействуют по линии спецслужб, особенно в Сомали. Значительной является американская экономическая помощь Эфиопии. В то же время Вашингтон стремится ослабить влияние Пекина на эфиопское руководство, так как американцев не устраивает «серьезное экономическое сближение» между Пекином и Аддис-Абебой.

Отношения Эфиопии с большинством соседних государств остаются достаточно сложными. Это обусловлено главным образом с наличием значительного числа застарелых нерешенных проблем, связанных с прохождением линии границы, спорами о принадлежности отдельных территорий, внутренней нестабильностью и продолжающимися вооруженными конфликтами в некоторых сопредельных государствах, политическим соперничеством за влияние в регионе.

Самые жесткие отношения существуют между Эфиопией и Эритреей. Со времени масштабного вооруженного конфликта 1998-2000 гг. две соседние страны фактически остаются в состоянии войны, а территориальный спор между ними до сих пор не разрешен. В частности, речь идет о городе Бадме, который является «символом эритрейско-эфиопской войны». Под международным давлением, включая ООН, Эфиопия была вынуждена передать его Эритрее. После достижения соглашения о прекращении огня в 2000 г. Аддис-Абеба и Асмэра «в той или иной степени готовились к неизбежному продолжению конфликта», в том числе усиливали свои военные возможности. На эфиопско-эритрейской границе регулярно происходят вооруженные столкновения, причем каждая из сторон обвиняет другую в их инициировании. По оценкам экспертов, Эритрея использует вооруженные группировки эфиопской оппозиции для ослабления Эфиопии. Аддис-Абеба обвиняет северного соседа в развязывании «террористической войны» на эфиопской территории. Речь идет о поддержке Эритреей нескольких повстанческих группировок, действующих на востоке и, особенно, на юге Эфиопии. Прежде всего, это сепаратисты-оромо. На эритрейской территории расположены тыловые базы сепаратистов. Со своей стороны Эфиопия оказывает содействие эритрейской оппозиции.

Что касается позиции африканских стран по эфиопско-эритрейскому конфликту, то «значительная часть из них (особенно к югу от Эфиопии) в той или иной степени поддерживают Аддис-Абебу как своего союзника. Эритрея же в своей антиэфиопской деятельности опирается на разностороннее содействие Египта, Саудовской Аравии и ОАЭ.

Саудовская Аравия, а также ОАЭ находятся в «сложных отношениях» с правительством в Аддис-Абебе. В ответ на меры, принятые эфиопскими властями в отношении саудовских ваххабитских имамов, Эр-Рияд «всячески педалирует и стимулирует социальное возмущение среди населения мусульманских регионов Эфиопии, которое всегда было склонно к сепаратизму». В 2016 г. КСА и Эритрея подписали пакт о стратегическом партнерстве в сфере безопасности и обороны. В то же время в условиях обострения отношений между Египтом и КСА, саудовцы предложили Эфиопии сотрудничество в реализации проекта строительства плотины «Возрождение». ОАЭ получили в Эритрее аэродром и военно-морскую базу, используемые для ведения войны в Йемене. Имеется информация о договоренности между Абу-Даби и Асмэрой об оказании помощи эфиопским сепаратистам-оромо на эритрейской территории. Эмираты соперничают с Эфиопией и за влияние в самопровозглашенном государства Сомалиленд. Недавно ОАЭ подписали соглашение с властями Сомалиленда о строительстве военной базы.

После начала возведения Эфиопией плотины «Возрождение» на Голубом Ниле в 2011г. отношения между Аддис-Абебой и Каиром заметно ухудшились. Египет выступил против этого проекта из-за опасения лишиться свой доли нильской воды. Эфиопия же заявляет, что не намерена наносить ущерб египетским интересам. В целом, несмотря на заявления о желании идти навстречу друг другу, принципиальные вопросы относительно эфиопской плотины остаются неурегулированными. На сегодняшний день на ее строительстве выполнено 70% работ. И по мере приближения ввода объекта в строй Каир старается всеми силами не допустить этого. В интересах дестабилизации обстановки в Эфиопии и создания препятствий для строительства плотины «Возрождение» Каир использует различные возможности, в том числе оказывает помощь различным группировкам вооруженной эфиопской оппозиции. В этом деле Египет активно использует Эритрею. В то же время АРЕ отклонила предложение президента Эритреи И. Афеворке об использовании аэродромов страны для нанесения ВВС АРЕ ударов с воздуха по строящейся плотине. Как видится, «в силу серьезных международных и репутационных рисков эта возможность оставлена в резерве на самый крайний случай».

Серьезная террористическая угроза исходит для Эфиопии из распавшегося на несколько самоуправляющихся территорий Сомали. Прежде всего — это террористы местной исламистской группировки «Аш-Шабаб», а также обосновавшиеся в соседней стране «свои» сепаратисты из Фронта национального освобождения Огадена, Фронта освобождения оромо и другие. С целью обеспечения собственной безопасности и противостояния террористам Эфиопия держит в Сомали крупный военный контингент (до 4,4 тыс. человек) в составе миротворческих сил АС. Аддис-Абеба также активно участвует в политическом процессе в Сомали. Так, в феврале 2017 г. на выборах президента Сомали победил поддержанный Эфиопией кандидат – А. А. Махамед. В то же время Эфиопия проводит курс на фактическое оформление раскола Сомали, что отвечает ее национальным интересам. Территория самопровозглашенных сомалийских государств Сомалиленд и Пунтленд рассматриваются Аддис-Абебой как буфер против проникновения в Эфиопию боевиков террористических и сепаратистских группировок. К тому же большая часть границы с Сомали официально не признана. Нерешенным остается и эфиопско-сомалийский спор за обширный регион Огаден. Оплотом эфиопских интересов на сомалийской территории считается Сомалиленд. Эфиопия использует порты и инфраструктуру этой территории для ведения внешнеторговых операций, оказывает различную помощь властям анклава.

Сложные отношения существуют у Эфиопии с Суданом. До конца не демаркирована граница между двумя странами. Хартум к тому же «играет» на противоречиях между Аддис-Абебой и Каиром по вопросу эфиопской плотины «Возрождение», «то, соглашаясь на условия Аддис-Абебы, то подтверждая поддержку старого, еще «британского» договора о разделе вод Нила, который давал явные преимущества Египту». В то же время успешно развиваются двусторонние торгово-экономические связи. Эфиопия импортирует из Судана до 80% нефти. Эфиопские миротворцы по линии ООН находятся в суданском регионе Дарфур (около 2560 человек) и в спорном районе Абъей (около 4000 человек) на границе между Суданом и Южным Суданом, а также в Южном Судане (1265 человек).

Дружественные отношения поддерживаются между Эфиопией и Джибути. При этом Эфиопия в очень большой степени зависит от порта Джибути, через который проходит значительная часть ее внешнеторгового оборота.

62.89MB | MySQL:102 | 0,558sec