Сотрудничество КНР и Пакистана в области учебно-боевой авиации

В целях подготовки летного состава для подразделений ВВС Пакистана официальные Исламабад и Пекин в начале 80-х гг. прошлого столетия запустили программу создания реактивного учебно-боевого самолета (УБС), который позволял бы проводить занятия основного курса для летчиков истребителей и штурмовиков. Следует отметить, что на тот момент основу парка учебной авиации ВВС Пакистана составляли 100 самолетов Т-37 производства американской компании Cessna.

Следует отметить, что китайские и пакистанские самолетостроители, а также специалисты ВВС в то время уже имели опыт сотрудничества в области учебно-боевой авиации. Так, в летных училищах ВВС Пакистана на вооружении стояли УБС FT-5, FT-6, FT-7PG, которые позволяли проводить занятия как базового, так и профессионального курса подготовки, однако их небольшое количество и несоответствие современным требованиям пилотов истребительной авиации не позволяло ориентироваться на данные машины в дальнейшем.

В результате совместной работы специалистов Хундусского авиастроительного предприятия (англ. аббревиатура HAIG) и инженеров-конструкторов пакистанской компании Pakistan Aeronautical Complex (PAC) в 1996 г. был начат серийный выпуск УБС под обозначением К-8 «Каракорум» (второе экспортное обозначение L-11), который в НОАК имеет обозначение «Цзяолянь-8».

Именно авиационные училища ВВС НОАК первыми получили 100 новых УБС, и они позволили выполнить плавный переход от «парты в учебном классе» в район учебных полетов и на полигоны с практической стрельбой.  После успешного опыта ВВС командование ВМС НОАК также приняло решение принять на вооружение 75 УБС «Цзяолянь-8», которые позволили подготовить летчиков для тяжелых палубных истребителей «Цзянь-15».

Благодаря публикациям в СМИ КНР, известные следующие тактико-технические характеристики УБС К-8 «Каракорум»:

– длина: 11,60 м;

– размах крыла: 9,63 м;

– высота: 4,21 м;

– площадь крыла: 17,02 кв. м;

– вес пустого самолета: 2687 кг;

– максимальный вес топлива: 780 кг;

– максимальная боевая нагрузка: 950 кг;

– максимальный взлетный вес: 4330 кг;

– максимальная скорость горизонтального полета: 880 км/ч;

– скорость взлета: 200 км/ч;

– скорость посадки: 165 км/ч;

– скороподъемность 30 м/сек;

– практический потолок: 13 000 м;

– длина пробега при взлете: 410 м;

– длина пробега при посадке: 512 м;

– максимальная дальность полета без подвесного топливного бака: 1400 км;

– максимальная дальность с подвесным топливным баком: 2410 км;

– радиус боевого патрулирования: 600 км;

– максимальная продолжительность полета: 4 часа 25 минут;

– перегрузки: от +7,33 до -3G.

Подобные характеристики стали возможны благодаря реактивному двигателю AI-25TLK производства украинской компании Мотор Сич либо его китайской копии под обозначением WS-11 Следует отметить, что при изготовлении китайских двигателей были использованы наработки американских специалистов из компании Honeywell, которая поставила китайским самолетостроителям несколько двигателей TFE731-2A. Вероятно, в дальнейшем украинская сторона стала поставлять более современный двигатель AI-222-25F (в КНР производится под обозначением WS-16) для комплектования К-8 разных модификаций.

Известны следующие тактико-технические характеристики двигателя WS-11:

– мощность: 1680 кгс;

– расход топлива: 0,58 кг/кгс в час;

– длина: 2860 мм;

– ширина: 868 мм;

– высота: 959.5 мм;

– вес: 350 кг.

Следует отметить, что первоначально УБС К-8 располагал четырьмя точками внешней подвески, которые размещены под крыльями и позволяют размещать автоматическую пушку калибра 23 мм в контейнерном исполнении, неуправляемые реактивные снаряды калибров 57 и 70 мм, корректируемые и свободнопадающие бомбы весом по 250 кг, или ракеты класса «воздух-воздух» ближнего радиуса действия «Гром-5» и «Гром-7».

Благодаря проведенной модернизации количество точек подвески было увеличено до пяти, что позволило применять подвесной топливный бак, это, в свою очередь,  обеспечило увеличение дальности полета до 2410 км.

Известно, что ВВС Пакистана пристально наблюдали за эксплуатацией «Цзяолянь-8» в учебных подразделениях ВВС и ВМС НОАК на протяжении восьми лет. Высокая надежность (ресурс фюзеляжа 8000 часов) и эффективность данного УБС обусловили принятие решения о его приобретении для учебных подразделений ВВС Пакистана под обозначением К-8Р (латинская буква Р – обозначает Pakistan). Первая партия самолетов в количестве 27 единиц была изготовлена на китайском авиастроительном предприятии в течение 28 месяцев. Всего, по данным китайских источников,  ВВС Пакистана эксплуатируют 67 самолетов К-8Р.

Вторым крупным приобретателем УБС типа К-8 стали ВВС Арабской Республики Египет. Официальный Каир заключил контракт стоимостью 345 млн долл. США, согласно которого Хундусское авиастроительное предприятие передало сборочную линию и комплекты для сборки 80 УБС К-8Е (версия для ВВС Египта) на территории североафриканского государства. Для перемещения сборочной линии и всех необходимых компонентов было использовано более 60 контейнеров. В рамках второго контракта китайские авиастроители передали египетским партнерам комплектующих для изготовления 40 УБС указанной модели.

Следует отметить, что официальный Исламабад внимательно отслеживает перемещение УБС К-8, которые были поставлены за рубеж. Самым настораживающим моментом является возможность поставки К-8Е из Египта в Индию. Известно, что египетские дипломаты периодически прорабатывают возможность обмена опытом между индийскими и египетскими пилотами. Кроме того, официальный Каир намерен принять участие в перспективном тендере на поставку партии УБС для ВВС Индии именно с К-8Е.

Кроме Пакистана и Египта УБС К-8 были поставлены в следующие государства: Танзания (6 ед.), Намибия (12 ед.), Гана (12 ед.), Мьянма (50 ед.), Замбия (16 ед.), Шри-Ланка (8 ед., из которых 1 потерян в результате обстрела), Венесуэла (36 ед. в модификации K-8W), Зимбабве (12 ед./1 потерян в результате авиационного происшествия), Судан (2 ед.) и Боливия (шесть К-8 в модификации VB).

Стоимость новых УБС в модификации VB достигает 5 млн долл. США за единицу, тогда как стоимость подержанных самолетов оценивается в 3 млн.долл.США.

С учетом контрактов с Пакистаном и Египтом Хундусское авиастроительное предприятие поставило в ВВС иностранных государств 341 УБС данной модели в различных модификациях. В зависимости от модификации УБС в кабине могут быть установлены многофункциональные жидкокристаллические экраны, а на точках внешней подвески можно устанавливать оптико-электронные системы разведки и наблюдения для обнаружения наземных замаскированных объектов.

Благодаря накопленному опыту эксплуатации в различных условиях китайские авиастроители впоследствии разработали такие известные модели УБС, как «Цзяолянь-9», «Цзяолянь-10».

Следующая модификация УБС под обозначением L-15 привлекает внимание специалистов зарубежных ВВС и китайские производители уже заключили первый контракт на поставки указанных УБС в Замбию.

В целом военно-техническое сотрудничество Пекина и Исламабада в области военной авиации достаточно эффективное, кроме того, его анализ показывает способность предприятий ОПК двух государств производить вполне конкурентоспособную продукцию.

52.3MB | MySQL:103 | 0,565sec