О проекции ирано-иракского экономического сотрудничества на Иорданию

Представитель трубопроводного департамента Национальной иранской газовой компании Д.Джамшуди заявил о том, проблема поставок иранского газа в Ирак актуализировалась и о том, что «предприняты важные шаги в направлении организации экспорта иранского природного газа в Ирак». По совпадению, или нет, заявление иранского чиновника совпало с прибытием в Амман представительной делегации иракских бизнесменов, которые провели ряд переговоров с иорданскими коллегами, представляющими инвестиционную палату королевства. Речь на переговорах шла об интенсификации экономического сотрудничества между двумя странами и активизации иракских инвестиционных программ и вкладов в Иорданию.

Д.Джамшуди рассказал о работе иракской делегации, посетившей на прошлой неделе Тегеран, где было принято решение о прокладывании газопровода из Ирана в Ирак и согласованы принципиальные детали проекта. Нитка газопровода будет сооружена до Багдада и первая ее очередь рассчитана на поставку 7 млн куб. м газа в сутки, с возможностью увеличения поставок до 25 млн. куб. м, при необходимости. Поставки газа начнутся немедленно, по готовности иракской стороны оплатить первые партии «голубого топлива».

Новость о сооружении газопровода совпала по времени с пребыванием иракской экономической делегации в Аммане, куда она прибыли по приглашению иорданской инвестиционной комиссии. Глава Национального инвестиционного агентства Самир аль-Аараджи заявил представителям СМИ, что целью визита и переговоров является «расчистка пути и устранение препятствий в экономическом сотрудничестве между двумя странами», а также наиболее полная реализация намеченных в прошлом году планов, включая открытие пограничного перехода в Тарбиле, а также «обсуждение перспектив энергетического сотрудничества».

С.аль-Аараджи подтвердил, что при выполнении программы переговоров стороны исходят из решений прошлой встречи премьер-министров двух стран, состоявшейся в Багдаде в январе и, что «руководством поставлена задача, вывести сотрудничество на максимально возможный уровень».

Иорданский коллега С.аль-Аараджи, глава Иорданской инвестиционной комиссии (Jordan Investment Commission), ранее известной как инвестиционной палаты (Jordanian Investment Board), Сабет аль-Вир прокомментировал ход переговоров с иракской делегацией, как «развитие отношений стратегической важности», которым и в комиссии, и в королевстве, «придается первостепенное значение, исходя из важности их всестороннего развития». Действуя на основании Закона № 30 от 16 октября 2014 года, ИИК является единственным уполномоченным государственным агентством, отвечающим за привлечение (и размещение) инвестиций, а также за деятельность свободных зон, или, так называемых «зон развития» в королевстве. С.аль-Вир напомнил, что Иордания завершила все процессуальные действия на законодательном уровне для начала инвестиционной программы с Ираком.

«Несмотря на предшествующие сложные годы, связанные с прекращением наземного сообщения между нашими странами и напряженной ситуацией в сфере безопасности, мы с оптимизмом смотрим вперед и уверены в хорошей перспективе взаимного экономического сотрудничества, — подчеркнул глава ИИК

По сообщениям СМИ в составе иракской делегации находились глава Иракского экономического совета Ибрагим аль-Багдади, президент Национального совета иракских бизнесменов Дауд абд Заир, и видные функционеры совета: Рахиб Бальбиль и Маджид аль-Саади. Всего же в составе делегации прибыло несколько десятков иракских бизнесменов и потенциальных инвесторов.

Ряд экспертов полагает, что вряд ли является совпадением и приезд в Багдад 20 февраля министра нефти Ирана Бижана Намдара Зангане, который по неофициальной информации намерен как раз обсудить перспективы транзита иранского газа через территорию Ирака в Иорданию. Официальная повестка дня заявлена как «сверка совместной позиции по вопросу выполнения решений ОПЕК по ограничению добычи и продажи нефти». Однако, вряд ли эта тема нуждается сейчас в отдельном обсуждении, поскольку обе стороны уже подтвердили свои позиции по данной проблеме. А вот согласование проекта газопровода, который вполне может иметь продолжение, поскольку принципиальный вопрос о прокладке нефтегазопровода между Ираком и Иорданией уже решен и находится в стадии разработки технической документации (http://www.iimes.ru/?p=30839) вполне может стать темой для обсуждения между министрами нефти. Отношения между Ираком и Иорданией в последнее время значительно улучшились, о чем мы сообщали ранее в материалах, размещенных на сайте ИБВ  http://www.iimes.ru/?p=31508 и http://www.iimes.ru/?p=31894 и реализация реэкспортных поставок иранского газа через территорию Ирака может стать весьма выгодным решением и для Ирана, против которого вводятся новые санкции, и для Ирака, заинтересованного в скорейшем вводе газопровода, в строй, как части энергетического проекта с Иорданией, и в его устойчивом наполнении (как известно, излишка собственного газа для экспорта у Ирака пока нет и Министерство нефти осуществляет в настоящее время программу по сбору и переработке попутного газа, который до недавних пор в огромных количествах сжигался на факельных установках. Иордания, разумеется, тоже не будет возражать против такого варианта.

Конечно, определенные политические издержки такой схемы могут возникнуть, но, своего рода «индульгенция», полученная Ираком, как страны, пострадавшей от действий «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) и нуждающегося в средствах для восстановления, также как и иорданский союзнический статус, могут нивелировать американское недовольство фактом возможных поставок иранского газа, в порт Акаба, например. Кроме того, они не начнутся в ближайшие дни, поэтому официальные лица в Вашингтоне пока никак не удостоили эту вероятность своим вниманием. Их больше волнует пока военный аспект развития ситуации в Ираке, где США с момента прихода к власти администрации Д.Трампа значительно наращивают свои усилия буквально по всем направлениям, — так 20 февраля в Багдад так сказать «вне графика» прибыл министр обороны США Джеймс Мэттис, прокомментировавший вопрос о целях американцев в Ираке и о словах Д.Трампа насчет компенсации американских расходов на операцию в этой стране. Дж.Мэттис заявил, что Соединенные Штаты «не пришли в Ирак, чтобы захватить нефть», остальные подробности его визита пока неизвестны.

Характерно, что 19 февраля в Багдад прибыла и российская делегация, которую возглавляет специальный представитель президента РФ по Ближнему Востоку и Северной Африке, М.Л.Богданов. 20-го февраля он встретился со спикером иракского парламента Салимом аль-Джибури. Визит М.Л.Богданова в Ирак прерывает некоторую паузу в отношениях, когда последним высокопоставленным российским гостем в Багдаде был Д.О.Рагозин, проводивший в 2016 году заседание совместной российско-иракской межправительственной комиссии. Приезд М.Л.Богданова, опытного дипломата и востоковеда в Багдад свидетельствует о важности, уделяемой Москвой развитию ситуации в Ираке. В состав делегации входит также председатель Союза нефтегазопромышленников России Ю.К.Шафранник, исполнительный директор этой организации Г.Гучетль и ряд других лиц.

52.26MB | MySQL:103 | 0,465sec