Израиль: А.Либерман заявил о поддержке решения конфликта на основе принципа двух государств

На фоне состоявшейся на прошлой неделе встречи премьер-министра Биньямина Нетаньяху с президентом США Дональдом Трампом министр обороны Израиля Авигдор Либерман заявил 19 февраля на проходящей в Мюнхене конференции по безопасности, что лично он все еще поддерживает идею разрешения арабо-израильского конфликта на основе принципа двух государств, то есть создания палестинского арабского государства. Особый интерес представляет то, что Авигдор Либерман сделал такое заявление уже после того, как Дональд Трамп публично дистанцировался на прошлой неделе от этой идеи, которую активнейшим образом продвигали все американские администрации до него.

«Я думал в прошлом, что два государства – это самое легкое решение (арабо-израильского конфликта – В.Ч.). Но я могу жить с двумя государствами или с одним государством. Как решат стороны (конфликта – В.Ч.)», — заявил среди прочего Дональд Трамп на совместной пресс-конференции после встречи с Биньямином Нетаньяху. Правда, уже через сутки после этого представительница США в ООН Ники Хейли сказала, что США все еще поддерживают решение на основе принципа двух государств. «Мы полностью поддерживаем такое решение, — сказала она журналистам, — Каждый, кто захочет сказать, что США не поддерживают такого решения, ошибется». Однако совершенно однозначно, что даже если США все еще поддерживают такое решение, новый президент не намерен настаивать на том, чтобы за основу программы арабо-израильского урегулирования было принято именно оно.

Процитированные выше слова Дональда Трампа вызвали негодование палестинцев, для которых они стали «ударом ниже пояса», к чему они, похоже, не были готовы, но и не только палестинцев. Так, новый генеральный секретарь ООН, португалец Антониу Мануэл де Оливейра Гутерриш, который в целом относится к еврейскому государству заметно дружелюбнее, чем его предшественник на этом посту, кореец Пан Ги Мун, пусть в сравнительно мягкой форме, но все же выразил свое недовольство упомянутым заявлением нового президента США, сказав, что «решение израильско-палестинского конфликта должно опираться на путь двух государств для двух народов и следует сделать все для того, чтобы сохранить такую возможность».

Может возникнуть впечатление, что Авигдор Либерман решил позиционировать себя в качестве самого левого министра в нынешнем правительстве Израиля. В левизне его и возглавляемую им партию «Наш дом – Израиль» (НДИ) постоянно упрекают многие поселенцы и их сторонники, в том числе депутаты от входящей в правящую коалицию национально-религиозной партии «Еврейский дом», возглавляемой министром просвещения Нафтали Беннетом. Такие упреки раздаются, несмотря на то, что сам министр обороны, как известно, много лет проживает в поселении Нокдим, расположенном в Иудее (в южной части Западного берега, пользуясь арабской терминологией).

Однако представляется, что не все так однозначно. Авигдор Либерман совсем не левый. Проблема состоит в том, что он не вполне укладывается в обычные израильские представления о том, кто такие левые и кто такие правые. Следует внимательно посмотреть на весь контекст сказанного им, а не выхватывать одну лишь фразу о поддержке идеи двух государств. Итак, на конференции в Мюнхене премьер-министр Израиля сказал следующее:

«Мое видение и цель это без сомнения решение (конфликта – В.Ч.) на основе принципа двух государств. Я верю, что для нас жизненно важно сохранить еврейское государство. Базовый принцип этого решения обязательно должен включать в себя обмен территориями и населением. Относительно государств есть большое недопонимание. Самая большая проблема это то, что существует предложение, согласно которому мы будем готовы на то, что будет создано палестинское государство, в котором не будет ни единого еврея, но у нас будет 20% (жителей – В.Ч.) палестинцев. Надо произвести обмен территориями, невозможно создавать два государства по такому рецепту».

Из сказанного можно сделать следующие выводы относительно концепции урегулирования по Авигдору Либерману:

  1. Во главу угла ставится принцип существования Израиля как национального государства еврейского народа. Он не должен стать двунациональным арабско-еврейским государством.
  2. Для достижения этой цели следует провести полный пересмотр границ в Эрец-Исраэль/Палестине. Там, где живут евреи (неважно, на суверенной территории Государства Израиль или в Иудее и Самарии), должен быть Израиль. Там, где живут арабы (опять же неважно, в Иудее и Самарии или на суверенной территории Государства Израиль), должно быть палестинское арабское государство.
  3. То, что у израильских арабов есть сейчас израильское гражданство со всеми вытекающими из него политическими, экономическими и социальными преимуществами, не является само собой разумеющимся. Им не должно быть позволено быть гражданами еврейского государства и не быть по отношению к нему лояльными. Если они предпочитают быть лояльными по отношению к «палестинскому народу», то им прямо предлагается стать гражданами палестинского арабского государства, лишившись при этом израильского гражданства.
  4. Поскольку концепция Авигдора Либермана не предусматривает перемещения населения – ни арабского, ни еврейского, реализация такого принципа приведет к закреплению чересполосного расселения евреев и арабов по всей территории Эрец-Исраэль/Палестины между рекой Иордан и Средиземным морем. Это неизбежно потребует специальных мер по обеспечению безопасности, а, значит, и сохранения в той или иной форме израильского военного присутствия на всей территории страны, то есть и в гипотетическом палестинском арабском государстве тоже.
  5. То, что палестинское арабское государство неизбежно будет отставать от еврейского государства по уровню и качеству жизни практически в любой сфере, — проблема самих арабов. Евреи не должны прилагать столько сил и средств к тому, чтобы подтянуть на свой уровень многочисленное нелояльное население.

В итоге программа Авигдора Либермана выглядит в определенном смысле правее, чем, например, программа лидера «Еврейского дома» Нафтали Беннета, который выступает решительно против создания палестинского арабского государства и за аннексию Иудеи и Самарии, но даже не заикается о том, чтобы лишить израильских арабов израильского гражданства. Именно поэтому арабские депутаты Кнессета обвиняют в расизме лидера партии «Наш дом — Израиль» гораздо чаще, чем лидера партии «Еврейский дом».

Среди вопросов, заданных журналистами в Мюнхене Авигдору Либерману  был и вопрос о его отношении к так называемой «арабской мирной инициативе», выдвинутой Саудовской Аравией. Эта инициатива включает в себя в частности пункт о создании палестинского арабского государства в Иудее, Самарии и секторе Газа, частичное возвращение потомков беженцев войны 1947-1949 гг. в те места, которые когда-то покинули их отцы и деды и которые сейчас входят в состав суверенной территории Израиля и т.п. Авигдор Либерман дипломатично ответил на этот вопрос, что «речь идет о хорошей инициативе, но в нее необходимо внести критические изменения, например, в вопросе о статусе беженцев».

Со стороны израильских правых неизбежно возникнет вопрос: А что хорошего для Израиля есть в этой инициативе? Ответ на этот вопрос с точки зрения министра обороны сводится к тому, что данная инициатива предусматривает разрешение конфликта в форме региональных договоренностей. «Соглашение должно быть региональным, а не подписанным только с Палестинской национальной администрацией», заявил Авигдор Либерман в Мюнхене. Он пояснил это требование печальным многолетним опытом переговоров с ПНА: «Проблема в том, что мы смотрим на прошлое. У нас были Эхуд Барак, Ариэль Шарон, Эхуд Ольмерт и Ципи Ливни, которые встречалась с Абу-Мазеном, и всё было готово к церемонии (подписания договора – В.Ч.) в Белом доме, а в последний момент Абу-Мазен не согласился подписать».

Авигдор Либерман дал ясно понять, что достижение региональных договоренностей с арабскими государствами (в частности с Саудовской Аравией, выдвинувшей упомянутую «арабскую инициативу») представляет интерес для еврейского государства не в последнюю очередь с точки зрения интересов обеспечения его безопасности. Не случайно в завершение своего выступления в Мюнхене министр обороны Израиля сказал, что мир делится не на евреев и мусульман или на израильтян и палестинцев, а на экстремистские и умеренные силы. И самую существенную угрозу, по его мнению, представляет сейчас Иран, который стремится «подорвать стабильность на Ближнем Востоке».

62.83MB | MySQL:102 | 0,471sec