В чем опасность содания зон безопасности на севере Сирии

Президент Турции Р.Т.Эрдоган утверждает об отсутствии возражений со стороны России по вопросу операции «Щит Евфрата» на севере Сирии, которую турецкие ВС проводят совместно с Сирийской свободной армией. Об этом пишет 20 февраля газета «Стар». «С российской стороны возражений насчет «Щита Евфрата» или зон безопасности в Сирии нет. РФ только говорит нам, что было бы хорошо, если бы мы не продвигались дальше на юг и запад от Эль-Баба», — сказал Р.Т.Эрдоган. В общем-то предыдущие высказывания турецкого президента в отношении позиции США тоже грешили излишним оптимизмом. Помнится, что он утверждал о том, что Пентагон согласен вывести сирийских курдов с западного берега Евфрата и эвакуировать их из города Манбидж, но был жестоко обманут в своих ожиданиях. Но в данном случае рискнем предположить, что Р.Т.Эрдоган поведал нам публично и наверное в первый раз об основных контурах существующей российско-ирано-турецкой договоренности о разделении зон влияния. Эль-Баб в данном случае безусловно остается в турецкой зоне. При этом активность сирийских правительственных сил, которые предприняли некую активность по продвижению к Эль-Бабу, необходимо расценивать не как попытку «опередить» протурецкие оппозиционные группы и собственно самих турецких военных, а как фиксацию некой границы своей зоны влияния. Если рассматривать нынешнее взаимодействие между Анкарой и Москвой на сирийском направлении, то очевидно, что основной базис этих договоренностей проходит по двум основным узлам, которые и позволяют в общем и целом успешно решать рабочие вопросы и даже поддерживать переговоры в Астане. Первая основа такого сотрудничества предполагает наличие политической воли двух сторон договариваться, а это в свою очередь стало возможным после зафиксированного отказа Москвы от поддержки сирийских курдов (что, кстати. полностью поддерживает Дамаск), а Турции — от попыток отстранения отвласти Б.Асада и официального признания «Исламского государства» (ИГ) и «Джебхат ан-Нусры» террористическими организациями. Уже на основе достижения консенсуса по  этим принципиальным вопросам и решаются остальные проблемы сотрудничества, в том числе и образование т.н. «зон безопасности» на севере страны. О них же говорит и Вашингтон в последнее время, но сделать их он может только при деятельном участии Анкары и финансировании со стороны аравийских монархий. И в данном случае на первый плане выдвигается КСА. Чем опасна такая перспектива? Первое и основное, что надо в этой ситуации понимать — кто платит деньги, тот и будет полностью (или в очень высокой степени) управлять процессами в этих зонах. В этой ситуации в случае создания таких зон с соответствующими лагерями и инфраструктурой для суннитских беженцев, то очень скоро такие лагеря станут тыловыми базами просаудовских групп сирийской оппозиции. Такие зоны оправданно делать только в случае гарантии полного контроля в них именно со стороны протурецких оппозиционных группировок. При этом на сегодняшний день, судя по всему, Турция не вполне контролирует вторую по боевому потенциалу группу «Ахрар аш-Шам», и причина в данном случае опять же таится в саудовских финансах. В этой связи есть очень большие сомнения, что Анкара сможет в достаточной степени противостоять саудовскому влиянию на беженцев в этих зонах. При этом надо отдавать себе отчет в том, что основной задачей Турции по созданию таких зон безопасности является решение вопроса курдской экспансии на своих границах, но никак не борьба до последнего патрона с исламистами. В этой связи перед Москвой стоит сложная задача по входу в переговорный формат по обустройству такого рода зон, и кроме того, — необходимо постоянная работа с Анкарой об установлении необходимых правил игры, которые бы этот процесс регулировали. В рамках этой работы прежде всего необходимо определять источники финансирования, и в данном случае было бы оптимально, если бы их обустройство взяли на себя страны ЕС, что, кстати, предусмотрено соответствующими договоренностями по линии Меркель-Эрдоган. При этом турецким партнерам надо постоянно внушать мысль о необходимости выдавливания любого рода просаудовских групп из этих территорий.

В связи с изложенным обратим внимание на некую активизацию террористической активности на юге в районе Дераа. Это в общем-то спокойный до последнего времени регион страны явно стараются раскачать. Там конечно присутствуют и разборки между различными полевыми командирами, но в  общем надо констатировать. что Эр-Рияд старается раскачать ситуацию и создать на юге Сирии «второй фронт», что объективно будет оттягивать в случае успеха силы и средства Дамаска и его союзников с северного направления, и в первую голову — от Идлиба. Именно там находится основные резервы и силы просаудовских группировок. Почему мы уверенно говорим в данном случае именно о саудовской активности? Только по той причине, что ситуацию на юге способны серьезно обострить силы либо местных бедуинов, которые находятся под довольно плотным контролем УОР Иордании, а  Амману  неприятности в соседнем  районе не нужны, либо оппозиционеры, которых готовят американцы на саудовские деньги в двух лагерях на иорданской территории. Сами США пока не готовы к самостоятельным действиям на сирийском направлении,  они пока вырабатывают стратегию и тактику. Остается только Саудовская Аравия, которая платит жалование этим боевикам и снабжает их оружием и боеприпасами в рамках достигнутых с иорданцами и американцами соглашений. И вот в данном случае мы воочию наблюдаем, какова роль финансов  в сирийском конфликте, что обычное дело на Ближнем Востоке. Если позволить Саудовской Аравии финансировать организацию предполагаемых зон безопасности на севере Сирии, то итог там будет еще хуже, чем сейчас мы наблюдаем в Идлибе и на юге Сирии в районе Дераа.

52.19MB | MySQL:103 | 0,459sec