Израиль: задача поиска новых рынков в условиях застарелых внешнеполитических проблем на примере Сингапура и Австралии

На еженедельном заседании правительства 19 февраля 2017 г. премьер-министр Израиля Б.Нетаньяху уделил существенное внимание состоянию экономики, отметив, что среди членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) государство занимает высокие позиции. Отдельно глава правительства затронул необходимость расширения внешнеэкономических связей за счет открытия новых рынков. Одним из элементов указанной стратегии стал визит Б.Нетаньяху в Сингапур и Австралию, стартовавший 20 февраля 2017 г.

Переговоры главы израильского правительства в Сингапуре оказались сосредоточены преимущественно на секторе экономики и инноваций. В рамках встречи с президентом Тони Тан Кем Ямом была подчеркнута общность стартовых позиций  сторон, являющихся «маленькими странами, лишенными природных ресурсов, но развивавшими технологии, ставшие залогом национального роста и процветания»[i]. Интересно, что раскрывшийся позднее ресурсный потенциал Израиля в газовой отрасли упомянут не был. Прикладные задачи стали предметом обсуждения Б.Нетаньяху и его контрпартнера Л.Сяньлуна. В частности, главы правительств отметили, что, существуя в эпоху инноваций, они сумели преуспеть в этой нише, а в будущем способны не только добиться позитивных изменений на двустороннем треке, но и содействовать преобразованию своих регионов. Двумя задачами, обсуждавшимися в рамках визита в Сингапур, стали перспективы открытия прямого авиасообщения, а также возможности взаимодействия в Африке. Таким образом, в рамках первой части своего визита, характеризовавшейся положительным настроем сторон в отношении друг друга, премьер-министр Израиля смог не только внести вклад в развитие контактов с одним из представителей Азиатско-Тихоокеанского региона, но и сделать шаг к расширению своего присутствия в Африке. Ранее договоренности по совместной поддержке государств континента израильскому руководству удалось достичь с ФРГ.

Необходимо отметить, что повышенное внимание к африканским партнерам в рамках диалога с третьими странами было во многом обусловлено существенным оживлением на данном направлении израильской внешней политики в последнее время. К примеру, 9 февраля 2017 г. в Иерусалиме состоялась встреча 12 послов Израиля в государствах Африки с представителями общественных организаций и бизнеса, ведущих свою деятельность на континенте. Своего рода девизом мероприятия стал принцип синергии. Согласно логике израильского внешнеполитического ведомства, как теоретически взаимодействие элементов должно дать больший результат, чем простая сумма эффектов каждого из них, так и в практике внешнеполитического и внешнеэкономического сотрудничества на смену простым контактам должны прийти связи нового, качественно более высокого уровня. Как следствие, состоявшиеся переговоры с руководством Сингапура вписываются в данную стратегию, обеспечивая возможность развития отношений стразу между несколькими регионами.

Политическая составляющая визита Б.Нетаньяху в Сингапур оказалась менее значимой. По сложившейся практике глава израильского правительства ознакомил контрпартнеров с ситуацией на Ближнем Востоке, сделав особый акцент на потенциале взаимодействия с умеренными арабскими режимами. Представители принимающей стороны, в свою очередь, подчеркнули свою приверженность принципу «двух государств для двух народов», однако, от критики партнера за стремление отступить от него воздержались. Такая позиция, с одной стороны, может объясняться пониженным вниманием к региональным проблемам.  С другой стороны, Сингапур по-прежнему возлагает надежды на контакты с Израилем в военно-технической сфере. Учитывая, что ВПК  ближневосточного партнера развивается при существенной поддержке США, открытый спор с государствами по данному вопросу был бы неуместен.

Запланированный сразу за поездкой в Сингапур визит в Австралию также был призван содействовать развитию экономики. Как подчеркнул на упомянутом выше заседании кабинета министров Б.Нетаньяху, одним из основных элементов поездки должна стать встреча с представителями предпринимательского сообщества, поскольку государство представляет собой новый и важный для Израиля рынок. Впрочем, если Сингапур по аналогии с Китаем и Японией вполне устраивает делать отправной точкой сотрудничества именно экономику, по разным причинам отводя на второй план вопросы политико-дипломатического взаимодействия, Австралия склонна на первое место выдвигать именно их. Более того, у страны накопилась обида на израильское руководство, за последние несколько лет отменявшее визиты в Канберру в силу внутренних и внешних причин. Своего рода последней каплей стали слухи о возможности отказа от поездки в Австралию из-за намеченных на февраль переговоров Б.Нетаньяху и Д.Трампа. Немаловажно и то, что власти и общество Австралии, несмотря на результаты американо-израильских переговоров, не намерены поддерживать отступление от принципа «двух государств для двух народов». В этой связи в преддверии визита главы израильского правительства порядка 60 влиятельных общественных деятелей Австралии обратились с открытым письмом, призывающим бойкотировать приезд Б.Нетаньяху из-за политики Израиля в отношении палестинцев. Кроме того, в расследовании в связи с подозрениями Б.Нетаньяху в коррупции  фигурирует имя австралийского миллиардера Д.Пэкера, что также отражается на отношениях двух государств, включая их экономическую составляющую, и создает неблагоприятный фон для визита.

Таким образом, для израильской внешней политики сегодня характерен переход от сугубо региональных к стратегическим визитам, которые объединяют не только территориально близкие государства, но и позволяют обсудить широкий круг вопросов. Аналогичной по своей направленности можно считать поездку Б.Нетаньяху в Казахстан и Азербайджан. Помимо попытки объединить в одном турне несколько разнородных государств, характерной чертой организации визитов израильских официальных лиц остается стремление к увязыванию внешнеполитических и внешнеэкономических задач. В прошлом такого рода шаги, как правило, считались весьма успешными. В зависимости от  ситуации вопрос о расширении связей в сфере торговли или инноваций становился логическим продолжением успешной политической дискуссии или представлял собой некий связующий элемент, который не позволяет сотрудничеству окончательно прерваться. Опыт Австралии демонстрирует, что смелые политические заявление в русле высказываний Д.Трампа могут привести к тому, что для большинства партнеров именно последний сценарий  рискует войти в практику.

[i] См.: PM Netanyahu arrives in Singapore // Israel Ministry of Foreign Affairs. 20.02.2017 URL: mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2017/Pages/PM-Netanyahu-arrives-in-Singapore-20-February-2017.aspx

62.52MB | MySQL:102 | 0,603sec