Обзор отчёта SETAV, посвященного месту СПГ в мировой торговле. Часть 13

Продолжаем рассмотрение Отчёта турецкого Фонда политических, экономических и социологических исследований (SETAV) под заголовком «Место сжиженного природного газа (СПГ) в мировой энергетической торговле» — с мировых трендов в индустрии СПГ.

В качестве одной из главных тенденций, авторы документа указывают на рост предложения, сопровождающийся и ростом спроса, особенно, со стороны динамично развивающегося Азиатско-тихоокеанского региона, а также со стороны стран и регионов, озабоченных своей энергетической безопасностью и, как следствие, — диверсификацией источников своих поставок, в сторону от Российской Федерации. Разумеется, в последнем случае речь идет о странах Европейского союза.

Дальнейший раздел Отчёта целиком и полностью посвящен обоснованию того тезиса, что невзирая на наблюдающуюся встречную динамику спроса и предложения, мировые цены на СПГ неизбежно ожидает снижение.

В первую очередь, авторы Отчёта делают вывод о том, что в индустрии СПГ сформировался общий глобальный рынок, аналогично нефтяной отрасли. Более того, по их замечанию, наблюдается прямая взаимозависимость между двумя рынками. Так, если цена барреля нефти в июне 2014 года составляла 115 долл. США, то к 1 января 2016 года она обрушилась до 27 долларов. Естественно, что результатом стала «коррекция» цен на природный газ, в частности, в тех долгосрочных соглашениях «бери или плати» (take or pay), где они привязаны к международным нефтяным котировкам. А это, в свою очередь, оказало самое непосредственное влияние на цены СПГ. Тот факт, что заметного роста цен на нефть не предвидится, приводит авторов к естественной мысли о том, что текущие цены на СПГ будут, как минимум, сохраняться.

Кроме того, невзирая на растущий спрос, как указывают авторы, его текущий уровень всё же не достиг уровня ранее сделанных прогнозов и озвученных ожиданий. Впрочем, согласно данным Международного энергетического агентства (IEA), спрос на СПГ к 2020 году вырастет до 466,5 млрд долл. и главными драйверами роста должны стать Китай и Индия. Кроме того, регулярные международные конференции по климату, так или иначе, влияют в пользу идеи о сокращении спроса на нефть и каменный уголь и о переходе на более экологически чистый природный газ.

Другой важной тенденцией на мировом рынке является систематические изменения в предложении на СПГ — в частности, его снижение из стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. С другой стороны, заметно активизировали свои усилия решительно настроенные США и Австралия. Дополнительным фактором является технологическое развитие и рост суммарных мировых мощностей по сжижению природного газа. «Плюс на минус», согласно прогнозу авторов Отчёта, должен привести, в целом, к падению цен на СПГ. Отдельно авторы документа указывают на то обстоятельство, что, предприняв попытку перейти на природный газ после аварии на АЭС «Фукушима», создавшие серьезный скачок спроса на СПГ, японцы вновь возвращаются в атомную энергетику.

Ещё одним обстоятельством, которое должно привести к падению цен на СПГ является заключенная газовая сделка «века» между Россией и Китаем. Предусмотренные российско-китайским соглашением ежегодные закупки трубопроводного газа в объёме 38 млрд м3 на протяжении 30 лет заметным образом снижают потенциальный спрос на СПГ со стороны Китая, как одного из самых перспективных клиентов.

Отдельных слов со стороны авторов Отчёта удостоились США, которые с началом добычи сланцевого газа превратились из страны импортёра в амбициозного газового экспортёра. Так, если ещё в 2007 году США импортировали 27,9 млрд куб. м СПГ, то к 2015 году эта цифра сократилась до 3,3 млрд куб. м. Уже в феврале 2016 года США приступили к экспорту собственного СПГ. Соответственно, прочие страны-экспортёры СПГ переориентируют свои мощности с ёмкого в прошлом рынка США на другие регионы-потребители, что самым непосредственным образом сказалось на падении цен на рынках Европы и ЮВА.

Разумеется, в ряду факторов, влияющих на ценовые колебания, не могли авторы не сказать про Турцию – как одного из крупнейших в Европе (после Великобритании и Испании) импортёров газа. Естественно, рост турецких экономических показателей вкупе с увеличением численности населения способствует спросу на «голубое топливо» и, в том числе, в качестве «балансира» для трубопроводного газа, на СПГ. И здесь авторы призывают несколько запоздавшую с инвестициями в отрасль Турцию к активизации своих усилий в сторону развития необходимой инфраструктуры, включая регазификационные терминалы и газовые хранилища.

Иными словами, становится совершенно прозрачным то «послание», которые «упаковали» авторы Отчета к руководству Турции в данном разделе, посвященном неизбежному, по их словам, дальнейшему снижению мировых цен на СПГ – срочно инвестировать средства в инфраструктуру с тем, чтобы а) воспользоваться складывающейся благоприятной для нетто-импортера ценовой конъюнктурой, б) диверсифицировать источники своих закупок и обеспечить рост своей энергетической безопасности, в) самой стране стать дополнительным усиливающимся фактором на мировом рынке СПГ.

52.23MB | MySQL:103 | 0,623sec